Конспект урока математики + презентация «Циферблат и римские цифры» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения читать и записывать римские цифры; представлений о римских цифрах, об истории их возникновения; различных системах счисления.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать основные римские цифры; историю возникновения римских цифр;
Уметь читать и записывать римские цифры.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 27.04.2020 ФИО учителя: Богданова В.П.
Школа: №95 ФИ студента: Лунькова Дарья
Класс: 2-1 ФИО методиста: Серебренникова С.В.
Кабинет: 302
Конспект урока математики
Тема урока: «Циферблат и римские цифры»
Цели деятельности учителя: формирование умения читать и записывать римские цифры; представлений о римских цифрах, об истории их возникновения; различных системах счисления.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать основные римские цифры; историю возникновения римских цифр;
Уметь читать и записывать римские цифры.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: А.А. Чекин «Математика» 2 класс (2 часть), тетрадь для самостоятельной работы 2 класс (2 часть) О.А. Захарова, Е.П. Юдина, презентация.
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. Настроимся на рабочий лад, отложим все посторонние дела. Закройте глаза и представьте, какой продуктивной и интересной будет работа на уроке. | Слушают учителя | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: учебная презентация | 4 мин. | - Начнем урок с небольшой умственной разминки. Назовите геометрические фигуры, из которых составлены человечки. Кто из пяти «лишний» и почему? Чем он отличается от остальных? - Все вы знаете, что часы – это показатель времени. Вы знаете, что часы бывают разные (показ на слайде). Циферблат - пластинка с делениями, обозначающими часы, минуты или иные единицы измерения, и с проставленными под ними цифрами. - Посмотрите, сколько времени показано? - Хорошо. Во сколько часов вы обычно просыпаетесь? - Во сколько часов начинаются уроки в нашей школе? - Во сколько часов вы ложитесь спать? - Давайте, вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. - Скажите, ребята, какое время будут показывать часы, когда одни сутки сменяются другими? Почему? - Сколько раз в сутки часы показывают ровно 12 часов. - Сколько суток прошло, если часы 4 раза показали ровно 12 часов? - Отлично, молодцы. Откройте тетради и запишите число и классная работа. | - Круг, квадрат, прямоугольник, прямая линия, ломанная линия. - 3 человек, он отличается от остальных тем, что фигуры расположены не так и треугольников больше. Работают со слайдом. - 6 часов. - 8 часов. - 10 часов. - На прошлом уроке мы знакомились с солнечными и песочными часами, узнали, что такое полдень и полночь. - Полночь. - 2 раза. - 2 суток. | П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Р: поиск и выделение информации |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 3 мин. | – Прочитайте числа, записанные на доске. 5, 8, 6, 3, V, 9, IV, 2 - Какие трудности возникли? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? - Откройте учебник на странице 114 и прочитайте тему нашего урока. Так вы узнаете, как называются данные числа. - Какие цели мы поставим на урок? | - О данных числах. - Циферблат и римские цифры - Будем учиться понимать римские цифры, научимся их записывать. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме П:структурирование знаний |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя, беседа Устный: рассказ учителя | 8 мин. | – Что вы можете сказать о знаках, изображенных на карточках? – Это цифры. На первой карточке изображена привычная для нас арабская нумерация – самая распространенная на сегодняшний день. Название «арабская» для нее не совсем верно, поскольку хоть и завезли ее в Европу из арабских стран, там она тоже не была родной. Настоящая родина этой нумерации – Индия. На второй карточке – римская нумерация. Эта система исчисления появилась в Древнем Риме. На третьей карточке нумерация индейцев майя. Эта нумерация интересна тем, что на ее развитие не повлияла ни одна из цивилизаций Старого Света. На четвертой карточке представлена китайская нумерация. Эта нумерация одна из старейших и самых прогрессивных, поскольку в нее заложены такие же принципы, как и в современную арабскую, которой мы с вами пользуемся. Возникла эта нумерация около 4000 лет тому назад в Китае. Пять тысяч лет назад люди могли записывать числа, могли производить над ними арифметические действия. Но записывали они числа совершенно по другим принципам, нежели мы в настоящее время. В любом случае число изображалось с помощью одного или нескольких символов. Началось все с подсчетов одинаковых конкретных предметов – ножей, деревьев и др. Числовые обозначения в Древнем Риме напоминали первый способ греческой нумерации. У римлян были специальные обозначения не только для чисел 1, 10, 100 и 1000, но и для чисел 5, 60 и 500. Римские цифры имели такой вид: 1 – I, 5 – V, 10 – X, 50 – L, 100 – C, 500 – D и 1000 – M. Возможно, знак V обозначал раскрытую руку, а Х – две такие руки. Но есть и иное объяснение. Когда счет шел десятками, то, нарисовав 9 палочек, десятой их перечеркивали. А чтобы не писать слишком много палочек, перечеркивали одну палочку и писали десять. Отсюда и получалась римская цифра Х. А цифра 5 возникла просто при разрезании цифры для числа 10 пополам. - Итак, посмотрите №1 в учебнике. Нужно сравнить два циферблата часов и скажите какие числа записаны знаками, которые вы видите в задании. | - Это цифры. Слушают рассказ учителя. Анализируют и слушают рассказ учителя. 1, 5, 10. | П: анализ, синтез, структурирование знаний Р: контроль П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме П: осуществление синтез П: построение речевого высказывания и осуществление синтез П: построение речевого высказывания и осуществление синтеза |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: письменное упражнение | 6 мин. | - Отлично, теперь выполним №2. Запишем цифрами число 3. Из каких цифр складывается эта запись? - Теперь прочитаем №4. В каком случае запись, состоящую их римских цифр I и V, следует рассматривать как 5+1, а в каком как 5-1? - Отлично, молодцы. | - III Из 1. - Если перед 5 будет стоять единица то это можно рассматривать как 5-1, а если после, то как 5+1. | П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: письменное упражнение Словесный: слово учителя, беседа | 13 мин. | - А теперь откройте тетрадь для самостоятельных работ. Выполним №1. - Нужно записать римские числа арабскими. II VII IX XIV XVII XXIV XIX IC CXVI. - Теперь выполняем №3. Нужно вычислить значения выражений. На работу у вас 3 минуты. - Посмотрите на слайд, сравните с эталоном. Поднимите зелёный карандаш у кого всё верно, желтый у кого 1-2 ошибки, красный у кого больше. - Молодцы! | 2, 7, 9, 14, 17, 24, 19, 99, 116. XIV – XI=III 14-11=3 VI*IV=XXIV 6*4=24 XXVIII-XV=XIII 28-15=13 XXIV:VI=IV 24:6=4 | П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, структурирование знаний П: построение речевого высказывания |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя | 4 мин. | - Хорошо, ребята мы выполнили с вами очень сложное задание. - Теперь поработайте в парах, ваша задача записать римскими числами: 3,6,9,12,18,21,31,99,105,117. | - III VI XII XVIII XXI XXXI IC CV CVII | Р: контроль |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: беседа
| 1 мин. | - Какую тему мы сегодня изучали? - Какие цели мы перед собой ставили? -Достигли мы их? - Какие сложности у вас были? - Выполните оценку своей работы в парах. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | - Изучали тему «Циферблат и римские цифры». - Учиться понимать римские цифры, научимся их записывать. Оценивают деятельность на уроке. | Р: самооценка К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назови время, которое показывают часы
Что необычного ты заметил(а) на этих часах? Можешь назвать время, которое показывают эти часы?
Тема урока: «Циферблат и римские цифры» Какие цели ты поставишь перед собой?
Как возникли римские цифры
Чтобы научиться писать римские цифры – тебе нужно запомнить только пять из них: I = 1 II = 2 III = 3 V = 5 X = 10
Остальные цифры пишутся по правилу: цифры, которые стоят перед числом V и числом X – вычитаем ; цифры, которые стоят после числа V и числа X – прибавляем .
Понаблюдай! V I = 5-1=4 V I = 5+1=6
Понаблюдай! X X =10-1=9 I I = 10+1=11
Теперь ты можешь сказать, какое время показывают часы?
Какое время показывают часы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке математики» «Квадратный миллиметр и квадратный метр». (УМК «Перспективная начальная школа, 3 класс)
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые зна ния и ...
Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...
Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...
Конспект урока окружающего мира «Вода и ее свойства» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для выяснения основных свойств воды, а также ее значение в природе; заполнение «Исследовательского листа» Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока математики «Умножение многозначного числа на однозначное». УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс.
Цели деятельности учителя:Знакомство учащихся с алгоритмом умножения многозначного числа на однозначное; закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи.Планируемые результаты...
Конспект урока математики "Учимся формулировать и решать задачи " ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление и повторение полученных знаний и умений по формулировке и решению задач.Планируемые результаты:Предметные:Знать типы разных задач и способы их решения.Уметь форм...