Математика с увлечением
материал по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол № ____ «___» _________ 2019 | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № ____ «___» ________ 2019 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Математика с увлечением» (стартовый уровень)
Возраст учащихся: 9-11 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Курганская Ольга Петровна
учитель начальных классов
Калининград, 2019 год
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
2. Актуальность программы – соответствие потребностям времени. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью курса «Математика с увлечением» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня.
4. Адресат программы – 4 класс (9-11 лет).
5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 26 часов (1 ч в неделю).
6. Формы обучения – очная.
7. Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.
8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – один раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:
- количество часов в год – 26 ч;
- количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю;
- периодичность и продолжительность занятий - 1 раза в неделю, 40 минут.
9. Цель программы: развитие математических способностей четвероклассников через формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.
Основные задачи:
- обучающие - развитие познавательного интереса к математике,
включение в познавательную деятельность;
- развивающие - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
- воспитывающие - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
10. Содержание программы.
Учебный план:
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Решение комбинаторных задач | 3 | 1 | 2 | Олимпиада за 2 четверть |
2 | Решение логических задач | 4 | 1 | 3 | |
3 | Переливания | 3 | 1 | 2 | Олимпиада за 3 четверть |
4 | Эффект плюс-минус один | 3 | 1 | 2 | |
5 | Правило крайнего | 2 | 1 | 1 | |
6 | Инварианты и раскраски | 2 | 1 | 1 | |
7 | Решения задач международного конкурса «Кенгуру» | 3 | 1 | 2 | Олимпиада за 3 четверть |
8 | Разрезания | 3 | 1 | 2 | |
9 | Математические игры | 3 | 1 | 2 | |
Итого | 26 | 9 | 17 |
Тема № 1«Решение комбинаторных задач» (3 ч).
Теория. Что такое «комбинаторная задача». Правила комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач.
Практика. Решение задач
Тема № 2 «Решение логических задач» (4 ч).
Теория. Особенности логических задач.
Практика. Решение задач
Тема № 3 «Переливания» (3 ч).
Теория. Особенности задач на переливание.
Практика. Решение задач.
Тема № 4. «Эффект плюс-минус один» (3 ч).
Теория. Задачи, для решения которых надо добавить одни или убрать один.
Практика. Решение задач
Тема № 5 «Правило крайнего» (2 ч).
Теория. Что такое «правило крайнего». Анализ с конца.
Практика. Решение задач
Тема № 6 «Инварианты и раскраски» (2 ч).
Теория. Особенности задач на инвариантность. Математическая раскраска
Практика. Решение задач
Тема № 7 «Решения задач международного конкурса «Кенгуру» (3 ч).
Теория. История конкурса «Кенгуру».
Практика. Решение задач
Тема № 8 «Разрезания» (3 ч).
Теория. Задачи на разрезания.
Практика. Решение задач
Тема № 9 «Математические игры» (3 ч).
Теория. Математические игры.
Практика. Решение задач
11. Планируемые результаты.
Планируемые результаты
освоения программы «Математика с увлечением»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Результаты обучения (предметные результаты): по окончании третьего года обучения учащиеся будут
- уметь делать анализ задач по наводящим вопросам учителя;
- стремиться найти способ решения задачи;
- приобретут первичные умения решения задач в области математики и информатики.
Результат воспитывающей деятельности: будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты) будут формироваться:
регулятивными универсальные учебные действия:
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;
познавательные универсальные учебные действия:
- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;
- делать выводы о результате собственной работы;
коммуникативные универсальные учебные действия
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
- умение выступать перед одноклассниками.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Чис ло | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Ноябрь-декабрь | 11, 18,25 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 3 | Решение комбинаторных задач | Каб. 225 | Олимпиада за 2 четверть | |
2 | декабрь | 2,9,16,23 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 4 | Решение логических задач | Каб. 225 | |
3 | январь | 13,20,27 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 3 | Переливания | Каб. 225 | Олимпиада за 2 четверть |
4 | февраль | 3,10, 17 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 3 | Эффект плюс-минус один | Каб. 225 | |
5 | Февраль-март | 24,2 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 2 | Правило крайнего | Каб. 225 | |
6 | Март | 9,16 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 2 | Инварианты и раскраски | Каб. 225 | |
7 | Март-апрель | 30,6, 13 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 3 | Решения задач международного конкурса «Кенгуру» | Каб. 225 | Олимпиада за 3 четверть |
8 | Апрель-май | 20,27,4 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 3 | Разрезания | Каб. 225 | |
9 | май | 11,18,25 | Пн. 11.50-12.30 | очная | 3 | Математические игры | Каб. 225 |
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения раздаточного материала;
- перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, проектор;
- компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.
Методическое обеспечение:
обеспечение программы методическими видами продукции:
- варианты задач и их решения, тренировочные упражнения;
- методические рекомендации для учителя.
Кадровое обеспечение:
Кугранская О.П. - учитель начальных классов. Стаж работы учителем начальных классов - 2 года.
Формы аттестации:
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме математических олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.
заданий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативность участия в математических конкурсах.
Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.
Оценочные материалы: олимпиадные задачи, участие в математических конкурсах, в том числе дистанционных.
Список литературы:
1. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы / Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2018. – 184 с. – (Внеурочная деятельность: Общеинтеллектуальное направление). – ISBN 978-5-418-01378-1
2. Максимово Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с. - ISBN 978-5-408-00038-8.
3. Кенгуру. Избранные задачи. – СПб, 2018. – 56 с. - ISBN 978-5-905843-25-9.
4. Гуркина Т. А. Формы организации занятий кружка дополнительного образования по математике для учащихся 5-6 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65213.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Математика с увлечением" 2класс
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных ...
Учебный курс "Математика с увлечением"
Цель курса: развитие математических способностей, развитие у учащихся исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике....
Внеурочная деятельность "Математика с увлечением"
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Математика с увлечением» для 1 класса разработана с учётом авторской программы «Математика с увлечением"1 класс. М.В. Буряк, ...
Рабочая программа "Математика с увлечением" 4 класс
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения ...
Рабочая программа "Математика с увлечением" 1 класс
Данный курс способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию творческих способностей и интереса к ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...