Путешествие первое. Начало XVII века, город Москва, навигацкая школа
учебно-методический материал по математике (4 класс)
Тип – урок-путешествие.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовка к игре: изучение источников, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.
Этап проведение игры: создание игровых ситуаций, мозговой штурм, работа с источником информации, работа в группах, выступление, защита результатов.
Этап завершение игры: вывод из игры- анализ, рефлексия- оценка и самооценка работы- выводы и обобщения- рекомендации по выполнению домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока математики | 50.2 КБ |
Школа навигацких наук | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Оксана Вячеславовна Танью
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа№6» г. Когалым
Урок математики, 4 класс
Тема: Путешествие первое. Начало XVII века, город Москва, навигацкая школа
Тип – урок-путешествие.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовка к игре: изучение источников, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.
Этап проведение игры: создание игровых ситуаций, мозговой штурм, работа с источником информации, работа в группах, выступление, защита результатов.
Этап завершение игры: вывод из игры- анализ, рефлексия- оценка и самооценка работы- выводы и обобщения- рекомендации по выполнению домашнего задания.
Оборудование: учебник 1 часть (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), компьютер, интерактивная доска, наглядное пособие.
Цель урока: Закрепить умения решать задачи и примеры по теме «Дроби». Провести виртуальное путешествие по Навигацкой школе.
Задачи:
- систематизировать знания о дробях;
- сформировать умение решать задачи на нахождение части числа и числа по части;
- отработать сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Формируемые УУД:
личностные результаты:
- развитие мотивации учебной деятельности;
- развитие интереса к истории возникновения первой математической школы в России в XVII веке;
- воспитание у детей чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определение общей цели и путей её достижения;
- планирование своей деятельности;
- развитие саморегуляции, как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- исправление промежуточных и конечных результатов своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценивание как способность осознать уровень усвоения;
- определение наиболее эффективных способов достижения результатов;
Познавательные:
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст;
- использовать доказательную математическую речь;
- использовать математические знания для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
Коммуникативные:
- развитие способности с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
- уметь ясно, точно, грамотно излагать мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других;
- формулировать свои затруднения при выполнении заданий.
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Планируемый результат:
- Предметные
- Знать способы решения задач на нахождение части числа и числа по его части;
- Объяснять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Обогащение словарного запаса
- Метапредметные:
- Уметь получать информацию из практической деятельности.
- Быть толерантным к мнению одноклассников.
- Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
| ||
Проектирование моделируемой ситуации и подготовка презентационных материалов | ||
Ребята! Вы любите путешествовать? А можно ли путешествовать во времени? Если можно, то как? На прошлом уроке вы защищали проекты на тему «Машина времени». От вас поступило много предложений, куда отправиться в путешествие. Испытаем свои машины? | Приветствие учителя. Ученики отвечают на вопросы. Берут свои модели машины времени. | Личностные Самоопределение к деятельности; Регулятивные Планировать учебную деятельность на уроке; Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности; Коммуникативные Умение слышать, слушать и понимать учителя; Личностные Активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха; Регулятивные Выполняют учебные действия, осуществляют контроль; Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Личностные. Мотивировать на достижение цели познания; Коммуникативные Контролируют действия одноклассников; |
Планирование игры | ||
- Слайд 1. На интерактивной доске появляются фотографии: Пётр I, Кремль, Сухаревская башня, корабли на море, дроби - Как вы думаете, куда мы можем отправиться в путешествие?- Какова тема урока и цели? Слайд 2. –Садимся в машину времени. И мы уже в Москве. -А как называют человека, который знакомит с достопримечательностями того или иного города? -Пусть сегодня я для вас буду гидом. Слайд 3.-Именно здесь по приказу Петра I открылась Навигацкая школа. -Как вы думаете, чему учили в этой школе? -Это первая русская общеобразовательная школа. Здесь учили письму, счёту, чтению, навигации. -Что такое навигация? -Сравните свои высказывания с определением из словаря. (Навигация- это 1. Судоходство, мореплавание. 2. Время года, когда по климатическим условиям судоходство возможно. Слайд 5. – Познакомьтесь с первым учителем этой школы – Леонтий Филиппович Магницкий. Автор первого русского учебника математики. Слайд 6. - Учителя этой школы учили будущих офицеров прокладывать путь кораблей по карте - Хотите узнать больше об учениках и преподавателях этой школы? - Давайте проведём вместе с ними несколько дней. | Предполагают маршрут путешествия Формулируют тему урока и цели -Гидом Ученики рассматривают слайды презентации. Ученики отвечают на вопрос Ученики отвечают на вопрос Ученики сравнивают своих высказываний с понятием из словаря Ученики рассматривают слайд презентации Виртуально знакомятся с автором первого учебника математики Ответы детей на вопрос | |
| ||
Создание игровых ситуаций | ||
Слайд 7. –Прочитайте распоряжение начальника Навигацкой школы адмирала Фёдора Алексеевича Головина. «Каждому гардемарину надлежит принять участие в учениях. Во время оных следует:
- Ну что готовы пройти учения? Тогда вперёд. Слайд 8. – Прочитайте предписание «Разбейтесь на 3 команды. Выберите командира, распределите роли. Получите задание. За качественную работу командиры будут получать баллы в виде жетона и фрагмент карты. Она понадобится вам при прохождении учения в полевых условиях на следующем уроке. В конце путешествия подведите итоги выполненной работы, посчитайте количество набранных баллов. И выберите команду- победителя. Желаю успехов!» Слайд 9. – Получите первое задание у выпускника Навигацкой школы Семёна Челюскина. В будущем это полярный мореплаватель. Прославился тем, что открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин. «Уважаемые ребята! Расположите дроби в порядке убывания, и вы узнаете, кем вы сегодня будете» 4 4 4 4 4 180 188 200 108 98 Е М А Д А 4 4 4 4 4 4 100 208 218 89 228 280 Р Р И Г Н Ы - Какое слово у вас получилось? - Кто такие гардемарины? (Если вопрос вызвал затруднение, то обращаемся к словарю) -Слайд 10. Так называли учеников Навигацкой школы. С французкого языка гардемарин — означает морская гвардия. Я вас поздравляю. Сегодня вам всем присвоено это звание. - Подведём итог 1 конкурса. -Какова цель задания?-Удалось ли правильно собрать слово?-Вы сделали всё правильно, или были ошибки, недочёты? -Какое правило вы использовали при выполнении этого задания- Оцените свою работу. За это команда получает жетон и фрагмент карты . -Слайд 11. Следующее задание получите от Алексея Чирикова- мореплавателя, который один из первых исследовал северо-западное побережье Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. «Уважаемые гардемарины! Помогите моей команде собраться в кругосветное путешествие. Ответьте на вопросы блиц-турнира. (Даёт критерии оценки) Чья команда быстрее поднимет руку и скажет правильный ответ, получает жетон за каждую решённую задачу. У кого больше жетонов – тот и победитель. -Слайд 12. - «Моя команда в путешествие взяла географические и навигационные карты. Географических карт 300 штук, навигационных 5/10 от географических карт. Сколько навигационных карт взяла моя команда? -Слайд 13. - Я спросил капитана :«Сколько он имеет в своей команде людей?»- он ответил: «Налицо 9 человек, то есть 1/3 команды, остальные в карауле». Сколько людей в карауле? -Слайд 14. - В мореплавание нужно взять компасы и звёздный глобус. Нам выделили 15 рублей. За компасы заплатили 3/5 этих денег, а за большой звёздный глобус- 2/3 оставшихся денег. Сколько стоит звёздный глобус? -Слайд 15. - Сколько миль останется нам проплыть, если в первый день мы проплывём 2/7 всего намеченного пути, а намеченный путь составляет 140 миль?» - Подведём итоги. -Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить все задачи?-Какая задача вызвала затруднение?-Какие правила вы применяли?- Оцените свою работу. Капитаны получите жетоны и фрагмент карты. -Слайд 16. Следующее задание вам предлагает русский учёный географ, картограф и историк; один из основоположников отечественной географической науки Иван Кириллов. «Уважаемые гардемарины! Многие ученики Навигацкой школы дроби называли «ломаные числа», подумайте в группах и ответьте на вопрос ПОЧЕМУ? (даёт критерии оценки) Та команда, которая с ответом была ближе всех к истине получает жетон. Подведём итоги: -Какова цель задания?-Удалось ли ответить на поставленный вопрос?-Какое понятие вы должны знать?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетоны и 3 фрагмент карты. -Слайд 17. Так как нам нужно возвращаться обратно в будущее, то выполняем последнее задание. Его предлагают нам исследователи берегов Северной Америки Михаил Гвоздев и Иван Федоров. «Уважаемые гардемарины! Расшифруйте слово, и вы узнаете, какую ещё науку преподавали в Навигацкой школе. (Даёт критерии оценки) П 108/160 + (92/160 – 46/160)= Р 1-5/13 + 4/13 = И 8/160 + 0 + 79/160= А 49/60 – (29/60+ 11/60)= А 1 – 4/13-7/13= Р 29/60+ 5/54+11/54= - Кто из вас знает, что такое рапира? -Слайд 18. Рапира- старинное колющее оружие. В Навигационной школе преподавали «рапирную науку»: учили будущих офицеров сражаться на рапирах. Подведение итогов: -Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить примеры?-Какое правило вы применили?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетон и фрагмент карты | Читают распоряжение начальника Навигацкой школы адмирала Фёдора Алексеевича Головина. Класс делится на 3 группы, выбирается капитан, распределяются роли в команде, получают задание. Ученики рассматривают слайд презентации Ученики получают карточки с дробями. Командир первой команды читает задание. «Мозговой штурм»- работа в группе
Проверка по ключевому слову «Гардемарины» Ученики рассматривают слайд. Знакомятся с понятие гардемарины Ученики подводят итог выполненного задания, оценивают себя, команда- победитель получает жетон. Командир второй команды читает задание. Учащиеся отвечают на вопросы блиц- турнира. Проверяют по эталону, оценивают по критериям. 300:10 · 5 = 150 (шт) 9·3-9=18 (ч) 15-15:5·3=6 (руб.) 6:3 ·2=4 (руб.) 140: 2·7-140=350 (в) Ученики подводят итог. Капитаны получают за каждое верно выполненное задание 1жетон и фрагмент карты. Рассматривают слайд презентации Командир 3 команды читает задание «Групповая дискуссия» работа выполняют в группе. Предположение детей. Ученики подводят итог. Капитаны получают жетон и фрагмент карты. Рассматривают слайд презентации «Мозговой штурм» работа в группах Проверка по ключевому слову 45 9 154 87 12 2 60 60 160 160 13 13 Р А П И Р А Ученики отвечают на вопрос Рассматривают слайд презентации и знакомятся со словом рапира. Подводят итог. Капитаны получают жетон и фрагмент карты | Познавательные. Поиск нужной информации, принятие информации; Коммуникативные Планировать и согласовывать выполнение совместной деятельности, распределять роли; Регулятивные оценивать результаты деятельности (своей, команды); Коммуникативные Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывая позицию собеседника; Личностные Понимать роль математических действий в жизни человека; Познавательные анализировать, сравнивать, группировать; Коммуникативные Умение слышать, слушать и понимать учителя; Личностные Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; Регулятивные Планировать учебную деятельность на уроке; Познавательные Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; Коммуникативные Высказывать свою версию решения, предлагать способ её проверки; Личностные принимать причины успеха и неудач; Регулятивные Планировать учебную деятельность на уроке; Коммуникативные Умение слышать, слушать и понимать учителя; Личностные Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задания; Регулятивные Планировать учебную деятельность на уроке; Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности; Коммуникативные Умение слышать, слушать и понимать учителя; Познавательные. Поиск нужной информации, принятие информации; Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия; Коммуникативные . Учитывают разные мнения, контролируют действия партнёра. Формируют собственное мнение; Личностные. Формируют способность к самооценке. Проявляют интерес к новому; Личностные: - осознают собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; Познавательные: осознают способы и приёмы действий при решении учебных задач; Коммуникативные: работа в группах; Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, члена команды); |
4 Завершение игры. Рефлексия | ||
-Слайд 19. Молодцы, все задания выполнили. Садимся в машину времени и возвращаемся в класс. Подведём итог всей игры:- Какую цель ставили перед собой? – Достигли ли мы цели?- Проанализируйте свои действия, как участников игры. -С какой информацией вы поделитесь с друзьями, родителями?- Капитаны, посчитайте жетоны. Объявляется победитель сегодняшней игры- путешествия. Сложите фрагменты карты. -Слайд 20. Вы собрали карту маршрутов Великой Северной экспедиции. Капитаны приберегите её до следующего урока. -Слайд 21. Прочитайте четверостишие. Какую из строчек вы выбираете для себя. Оцените свою работу на уроке. 1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3.Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно все-таки учиться! Домашнее задание. Стр. 52 №4, стр.54 №2 | Ученики подводят общий итог игры, анализируют свои действия, как участников игры. Капитаны считают жетоны. Вся команда складывает фрагменты карты. Рассматривают слайд презентации | Регулятивные. Оценивают свои достижения. Личностные. Уметь оценивать результат своей работы. |
Прогнозирование изменений модели в зависимости от действий игроков.
Основные трудности | Способы преодоления |
Затруднение в формулировании цели урока | Совместный анализ моделируемой ситуации и определение проблемы, формулирование цели и задач совместно |
Затруднение в правильности выполнения заданий | Совместное исправление ошибок |
Возникновение избыточного эмоционального напряжения | Создание группы психологической поддержки |
Несогласие части участников с итогами игры | Рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры |
Эмоциональная подавленность ряда участников | Провести послеигровую консультацию |
Используемые источники:
1. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – Издательство МИРОС МАИК.
2. Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии.
3. Учебник 1 часть, авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
_______________________________ _______________________________-
подпись расшифровка подписи
« » _________________2015
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "ПУТЕШЕСТВИЕ 3. МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. И. А. КРЫЛОВ. «СЛОН И МОСЬКА» "
Ознакомление с творчеством И.А.Крылова в 4 классе...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: "Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"
Презентация к уроку литературного чтения по теме:"Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"
Конспект урока литературного чтения....
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»
урок + презентация...
"Российская империя в XVII веке" проверочная работа по окружающему миру
Предлагаю вашему вниманию проверочные работы по окружающему миру (история) 4 класс...
Урок по окружающему миру :" Расширение границ России в XVII веке"
Конспект урока...
Итоги участия учащихся 4 Г класса ГБОУ Школа №1206 в фестивале «Азбука школьных талантов» регионального отделения «Движение Первых» города Москвы.
Ребята моего 4 Г класса приняли участие в фестивале "Азбука школьных талантов" регионального отделения "Движение Первых" города Москвы. Весь 2023-2024 учебный год они с большим жел...