конспект урока "Решение задач" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)
Конспект урока "Решение задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Решение задач" 1 класс | 83.4 КБ |
конспект урока "Решение задач" 1 класс | 83.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Решение задач".
Цели
Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?
- Покажите смайликом.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?
- С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).
- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)
Загадка (снеговик)
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – (снеговик)
- Снеговик приготовил для вас задания.
- Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём разминку:
Устный счёт даёт понять,
Что мы умеем и что должны знать.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Игра «Снежный ком»
Внимание на экран. Читаем и решаем примеры. Перед вами числа ответы. У кого такое число встаем и подойдем к доске.
- (ВСТАНЬТЕ) Расставьте числа в порядке уменьшения и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.
Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).
♣ 4 вороны на ветку сели
К ним ещё 3 прилетели.
Отвечайте, быстро, смело-
Сколько всех их прилетело? (7)
♣ Шесть бельчат и мама белка.
Сосчитать ты их сумей-ка. (7)
♣ Семь волчат пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько серых под кустами
Вечерком вернулись к маме? (5)
♣ У домика утром 2 зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
• Считают девочки: 5+3.
• Считают мальчики: 10-3.
- Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)
Давайте вспомним состав чисел.
Ребята, а почему снеговик приготовил для вас именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)
2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
-А теперь внимание . По опорным словам определите тему урока:
условие (на доске)
вопрос
решение
ответ
(Задачи)
-Так что мы будем делать? (Решать задачи.)
-И, конечно, откроем ещё что-то новое.
-Итак, вот наша задача. Запись на доске:
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?
-Работаем над задачей по эталону.
Шаг 1.Читаем.
- О чем говорится в задаче? (елей) Что это? (дерево) Какое дерево? (еловое) У елей хвоинки. Утром на поляне было сколько елей? (4) А вечером?
- Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)
- Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый год? (Нет. Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады также, как и настоящей.)
- Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (19)
- А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут миллионы елей.
- Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.
- Возьмите листочки.
Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)
- А потом? (Запись решения и ответ).
- Решите задачу. (Дети пытаются решить задачу)
- Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)
- Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)
III. Выявление места и причины затруднения.
- У нас возникло затруднение.
1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.
-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)
2)
-Сколько чисел в этой задаче?(1)
- А в тех, которых решали раньше ? (2)
- Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)
- А сколько должно быть чисел? (2)
-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.
V. Реализация построенного проекта.
- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)
- Какое число можно вставить? (не больше 4)
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?
- Работаем над задачей по эталону.
1.Читаем.
2.Выделяем условие задачи.
Сколько чисел?
Какое первое число? Второе?
Что обозначает число 4? (количество елей)
Число 2? (на 2 меньше)
Каков вопрос задачи?
3.Решение.
-Работаем на листочках.
-К доске пойдёт Кирюша.
-С чего начнём решение задачи? (Со схемы)
У. _______________________
В. ____________
?
-Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)
4-2=2(ел.)
Ответ: 2 ели.
- Теперь давайте немножко отвлечемся от темы урока и поработаем в группе.
VI. Физминутка
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться),
- Возьмите карточки. Там 2 задачи.
№1.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.
Сколько подарков стало?
____________________________________________
№2.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.
Сколько подарков стало?
- Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.
- На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).
-1 пара работает у доски.
-Проверяем.
Какую задачу выбрали: №1 или №2?
- Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)
-Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.)
-Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.
(Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)
VII. Письменная работа. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Чистописание
- Работа с учебником.
- Читаем задачу вверху. Задача 1
- О чем говорится в задаче? Что такое хор?
- Сколько чисел в задаче? Какие? (10 и 3)
- Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.
- Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а сделать рисунок задачи.
- Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.
- Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.
- Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.
- Каким действием выполняем?
- Почему выбрали сложение? (горшков с цветами стало на 2 больше.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?
(В задаче должно быть не менее 2 чисел)
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.
- Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Тема "Решение задач".
Цели
Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?
- Покажите смайликом.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?
- С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).
- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)
Загадка (снеговик)
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – (снеговик)
- Снеговик приготовил для вас задания.
- Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём разминку:
Устный счёт даёт понять,
Что мы умеем и что должны знать.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Игра «Снежный ком»
Внимание на экран. Читаем и решаем примеры. Перед вами числа ответы. У кого такое число встаем и подойдем к доске.
- (ВСТАНЬТЕ) Расставьте числа в порядке уменьшения и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.
Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).
♣ 4 вороны на ветку сели
К ним ещё 3 прилетели.
Отвечайте, быстро, смело-
Сколько всех их прилетело? (7)
♣ Шесть бельчат и мама белка.
Сосчитать ты их сумей-ка. (7)
♣ Семь волчат пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько серых под кустами
Вечерком вернулись к маме? (5)
♣ У домика утром 2 зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
• Считают девочки: 5+3.
• Считают мальчики: 10-3.
- Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)
Давайте вспомним состав чисел.
Ребята, а почему снеговик приготовил для вас именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)
2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
-А теперь внимание . По опорным словам определите тему урока:
условие (на доске)
вопрос
решение
ответ
(Задачи)
-Так что мы будем делать? (Решать задачи.)
-И, конечно, откроем ещё что-то новое.
-Итак, вот наша задача. Запись на доске:
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?
-Работаем над задачей по эталону.
Шаг 1.Читаем.
- О чем говорится в задаче? (елей) Что это? (дерево) Какое дерево? (еловое) У елей хвоинки. Утром на поляне было сколько елей? (4) А вечером?
- Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)
- Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый год? (Нет. Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады также, как и настоящей.)
- Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (19)
- А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут миллионы елей.
- Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.
- Возьмите листочки.
Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)
- А потом? (Запись решения и ответ).
- Решите задачу. (Дети пытаются решить задачу)
- Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)
- Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)
III. Выявление места и причины затруднения.
- У нас возникло затруднение.
1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.
-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)
2)
-Сколько чисел в этой задаче?(1)
- А в тех, которых решали раньше ? (2)
- Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)
- А сколько должно быть чисел? (2)
-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.
V. Реализация построенного проекта.
- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)
- Какое число можно вставить? (не больше 4)
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?
- Работаем над задачей по эталону.
1.Читаем.
2.Выделяем условие задачи.
Сколько чисел?
Какое первое число? Второе?
Что обозначает число 4? (количество елей)
Число 2? (на 2 меньше)
Каков вопрос задачи?
3.Решение.
-Работаем на листочках.
-К доске пойдёт Кирюша.
-С чего начнём решение задачи? (Со схемы)
У. _______________________
В. ____________
?
-Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)
4-2=2(ел.)
Ответ: 2 ели.
- Теперь давайте немножко отвлечемся от темы урока и поработаем в группе.
VI. Физминутка
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться),
- Возьмите карточки. Там 2 задачи.
№1.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.
Сколько подарков стало?
____________________________________________
№2.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.
Сколько подарков стало?
- Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.
- На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).
-1 пара работает у доски.
-Проверяем.
Какую задачу выбрали: №1 или №2?
- Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)
-Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.)
-Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.
(Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)
VII. Письменная работа. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Чистописание
- Работа с учебником.
- Читаем задачу вверху. Задача 1
- О чем говорится в задаче? Что такое хор?
- Сколько чисел в задаче? Какие? (10 и 3)
- Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.
- Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а сделать рисунок задачи.
- Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.
- Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.
- Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.
- Каким действием выполняем?
- Почему выбрали сложение? (горшков с цветами стало на 2 больше.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?
(В задаче должно быть не менее 2 чисел)
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.
- Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс математика
очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...
Конспект урока 4 класс
Тема баскетбол....
Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....
Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"
Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.Тема: Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...
Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"
Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...
Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....