Конспект урока математики "Как можно сравнивать числа."
план-конспект урока по математике (1 класс)

Курбатова Евгения Владимировна

Конспект урока математики "Как можно сравнивать числа" для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_mozhno_sravnivat_chisla.docx83.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

(разработано для 1 класса )

Тема урока: «Как можно сравнивать числа»

Оборудование: презентация

Цели и задачи урока:

Цель:  

  • познакомить с понятиями «однозначные» и «двузначные» числа;
  • познакомить с приемами сравнения чисел

Предметная:

  • научить сравнивать числа в пределах 100
  • научить записывать результаты сравнения неравенством
  • развивать наблюдательность, учить анализировать , сравнивать, обобщать

Метапредметные:

Регулятивная:

  • формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Личностная:

  • формирование умения  приходить к общему мнению, сотрудничать друг с другом

Коммуникативная:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательная:

  • развивать у детей мыслительные операции, творческие способности, математическую речь

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового

Работа в учебнике

Физминутка

Работа в рабочей тетради

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

На партах должно быть только необходимое для урока.

  1. Задача на развитие пространственного мышления

Ребята, обратите внимание на экран. На каком рисунке кольца сцеплены, а на каком нет?

i.jpgБезымянный.jpg

Кто согласен? Молодцы, верно с этим заданием вы справились.

  1. Задачи в стихах на сложение и вычитание в пределах 10

Сейчас я вам буду говорить задачи в стихах, а вы должны будете назвать ответ. Я читаю дважды, первый раз я читаю быстро, а второй раз медленнее, будьте внимательны.

Пять весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат?

Какой ответ?

Кто согласен подымите руку. Каким действием ты решил эту задачу? А именно?

У белки в дупле

Пять орешков в мешке,

Ещё три на полке.

Посчитай их, сколько?

Какой ответ?

Кто согласен подымите руку. Каким действием ты решил эту задачу? А именно?

В зоопарке я бывала,

Обезьянок там видала:

3 сидели на песке,

2 качались на доске,

А ещё 3 спинки грели.

Сосчитать вы всех успели?

Какой ответ?

Кто согласен подымите руку. Каким действием ты решил эту задачу? А именно?

Молодцы, с заданием вы справились!

  1. Повторение образования чисел

Ребята, обратите внимание на экран. Назовите, какие числа изображены? Молодцы.

20.jpg34.jpg

Из чего же состоит число 20?

А число 34?

Верно, числа могут быть образованы из десятков и единиц.

  1. Определение темы и задач урока

Ребята, давайте вспомним числовой ряд и хором посчитаем от 1 до 20.

Хорошо, а теперь от 20 до 32.

Молодцы, ребята, как же изменяются числа в ряду? Увеличиваются или уменьшаются?

А на сколько увеличиваются?

Верно! Как можно получить число, стоящее перед числом 10? Какое же число получится?

А как получить число, следующее за числом 32?
Какое число получится?

Верно. Из этого следует, что каждое следующее число больше предыдущего  на один, а предыдущее число  меньше последующего на один. И так ребята вы уже умеете сравнивать числа опираясь на числовой ряд, а сегодня мы с вами будем учиться сравнить числа другими способами, а какими узнаете позже.

Введение понятий “однозначные “ и “двузначные числа”.

Сейчас мы с вами ведем новые понятия “однозначные” и

“двузначные “ числа.

1)А сейчас, ребята, обратим свое внимание на №1 в учебнике.
( вывожу ряд чисел на слайд).

Давайте прочитаем все числа до 9. Молодцы!
А теперь прочитаем числа от 10 до 20.

И прочтем оставшиеся числа от 20 до 34.

Скажите ребята, в каком порядке расположены числа?

А что изменилось в записи чисел, которые следуют за числом 9?

Совершенно верно! В записи чисел от 1 до 9 используется один знак, то есть одна цифра. А в числах от 10 до 34 и т.д. используются для записи два значка, т.е. две цифры.
И так ребята, давайте прочитаем хором  два термина после задания.
( читаю вместе с детьми).

Числа, записанные одним знаком, называют однозначными числами. Числа, записанные двумя знаками, называют двузначными. ( вывожу на экран).

Скажите, а какое числа будет меньше, однозначное или двузначное?

Совершенно верно, меньше будет однозначное число.

Зная, что такое однозначное и двузначное число, можно сравнивать числа и делать вывод, какое же из них больше, а какое меньше.

2) Далее рассмотрим №2 в учебнике.
Перед вами дан числовой луч, на котором обозначены числовые промежутки от 0 до 1, от 1 до 10, и от 10 до 20 и дальше. Даны пары шаров с числами 9 и 10, 3 и 13, 15 и 5, 26 и 6, 8 и 80.

Давайте с помочью числового луча вспомним, как нужно сравнивать числа.
Рассмотрим первую пару чисел 9 и 10, которые уже отмечены у нас на числовом луче.
Число 9 стоит перед числом 10.

Значит оно меньше или больше числа 10?

Верно, оно меньше! Так какой знак между шариками мы поставим, ребята? Верно, знак меньше. А теперь прочитаем полученную запись.

Далее пара чисел 3 и 13.
Они не отмечены на числовом луче. Сейчас ,опираясь на числовой луч, скажите, число 3 встречается раньше числа 13? Значит оно меньше или больше?

Верно, число 3 меньше числа 13. А ,значит, какой знак мы поставим? Знак меньше! А теперь прочитаем полученную запись.

Далее даны числа 15 и 5.  Число 15 встречается позже числа 5? Значит оно больше или меньше? Верно! Оно больше числа 5. Какой знак поставим? Верно, знак больше! А теперь прочитаем полученную запись.

Далее даны числа 26 и 6.

Найдите число 6 на числовом луче, а теперь найдите число 26. Скажите, число 6 встречается раньше на числовом лучше, чем число 26?
Значит число 6 меньше числа 26? Верно, меньше. Так какой знак поставим, ребята? Верно, знак больше. Теперь читаем полученную запись.

И последняя пара чисел это числа 8 и 80.

Скажите ребята, число 8 встречается раньше числа 80? Конечно!  А ,значит, оно больше или меньше числа 80? Абсолютно верно, оно меньше. Какой знак ставим? Правильно, мы с вами ставим знак меньше. Читаем полученную запись.

Теперь посмотрите на слайд, на котором изображен еще один числовой луч. (показываю слайд).

Назовите хором все однозначные числа.

Прочитайте хором все двузначные числа.

Прочитайте самое маленькое двузначное число. ( число 10).

Сравните однозначные числа с двузначными числами.
Скажите ребята, в чем их отличие?

Верно! В их написании используется разное количество знаков.
Числа, в записи которых используется один знак, то есть однозначные числа.
И числа, в записи которых используется два знака, то есть двузначные числа.
Так вот, запомните ребята, что любое однозначное число меньше любого двузначного числа.

Познакомимся с еще одним правилом сравнения чисел.

Сравнение чисел по десятичному составу.

3) Прочитаем задание №3

Посмотрим на рисунок. Здесь гномы, а у гномов мешочки с изумрудами. На каждом мешочке написано количество изумрудов.

Нам нужно узнать, какой гномик набрал больше всех изумрудов, а какой меньше всех.

Для этого нам нужно сравнить количество изумрудов в каждом мешочке.
Ребята, назовите количество десятков в каждом числе.

Верно, 4 десятка в числе  40, 1 десяток в числе 10, 6 десятков в числе 60, 2 десятка в числе 20.

А теперь скажите, какой гномик набрал больше всех изумрудов? Верно, третий гномик, который собрал 60 изумрудов.
А какой гномик собрал меньше всего изумрудов? Верно, второй гномик, который собрал 10 изумрудов.
А как сравнили?
( с помощью десятков).

Так вот ребята, сравнивать числа можно с помощью количества десятков.

Чем больше десятков в числе, тем больше двузначное число.

А сейчас мы с вами отдохнем. (включаю видео.)

Упражнения на закрепление правил сравнения.

4) Сделаем №4 в учебнике, на листочках, которые я вам сейчас раздам, самостоятельно. Затем мы прочитаем получившиеся ответы и докажем их. (вывожу на слайд для проверки ответов ).

Сравнение чисел с одинаковым количеством десятков.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, какие числа изображены с помощью треугольников и кружков?

( вывешиваю наглядности: два треугольника и три кружочка – как число 23, два треугольника и один кружочек – как число 21.)

Верно! Первое число 23, а второе 21. Теперь их нужно сравнить.

Что можете сказать о количестве десятков в этих числах?

А в каком числе больше количество единиц?

Так какой знак мы будем ставить между этими числами?
Абсолютно правильно! Знак больше, потому что в числе 23 больше количество единиц, чем в числе 21.

5) Теперь выполним упражнение №5 в учебнике. Нам нужно с помощью образов составить числа и сравнить их.

Внимательно рассмотрите первый рисунок и скажите, какое количество редисок изображено?
Верно, 35 редисок.

А теперь посмотрите на второй рисунок и скажите, а какое же количество редисок изображено здесь?
Верно, 37 редисок.

Скажите, ребята, на каком рисунке редисок больше?

А на каком меньше?

Так какое число будет меньше, а какое больше?

Правильно! Число 35 будет меньше числа 37. А как вы сравнивали эти числа?  

Молодцы!

Так вот, ребята, если чисто десятков в числах одинаковое, то больше будет то число, в котором количество единиц больше.

Ребята, какие способы сравнения чисел мы  с вами узнали?

Работа в рабочей тетради.

Ребята, открываем рабочие тетради на странице 17.

Выполним  № 5.

Прочитайте задание про себя.

И так, нам нужно закрасить столько клеток, сколько показывает число.

Посчитайте верно ли, что в каждом ряду 10 клеток ?

Значит ряд клеток — это образ десятка. ( смотрю работу в тетрадях.)

Прочитаем первое число (37)

Сколько клеток надо закрасить ?

Сколько десятков в этом числе ?

А сколько единиц в этом числе ?

Значит сколько рядов вы закрасите по десять клеточек ?

А сколько закрасим отдельных клеток ?

Закрашиваем.

Прочитаем второе число (17)

Сколько клеток надо закрасить ?
Сколько десятков в этом числе  ?

А сколько единиц в этом числе ?

Значит сколько рядов вы закрасите по десять клеточек ?

А сколько закрасим отдельных клеточек ?

Закрашиваем.

Прочитаем третье число (73)
Сколько клеток нужно закрасить ?

Сколько десятков в этом числе ?

А сколько единиц в этом числе ?

Значит сколько рядов вы закрасите по десять клеточек ?

А сколько закрасим отдельных клеточек ?

Закрашиваем.

Ребята, сравните числа 37 и 73 чем они похожи ?

Чем они отличаются ?

Какое из них больше, какое меньше ?

Каким правилом сравнения пользовались ?

Ребята, теперь давайте сделаем №6

Прочитайте задание про себя.

И так, нам нужно найти сумму чисел, изображенную на коробочках, и сравнить числа.

Чему равна сумма чисел на левой коробке ?

Запишите это число под левой коробкой.

А чему равна сумма чисел на правой коробке ?

Запишите это число под правой коробкой.

Сравните эти числа.

Какой знак поставите между ними?

Докажите. Почему ?

Теперь аналогично выполним это задание на правом рисунке.

Чему равна сумма чисел на левой коробке ?  

Запишите это число под левой коробкой.

А чему равна сумма чисел на правой коробке ?

Запишите это число под правой коробкой.


Сравните эти числа.

Какой знак поставим между ними ?

Докажите. Почему ?

А сейчас давайте сделаем №7.

Прочитайте задание про себя. Нам нужно найти место чисел в ряду и сравнить пары чисел.

Ребята, назовите первую пару чисел ?

Число восемь соединили с числом на луче ?

Соедините число один с числом на луче, проведите линию.

Теперь посмотрите на ряд чисел восемь и один.

Какое число больше ?

Какой знак поставим между этими числами ?

Почему ?

Посмотрите на следующую пару чисел.

Соедините число 12 с числом на луче, также соедините число 21.

Посмотрите как расположены на луче эти числа.

Поставьте знак.
Какой знак поставили ?

Почему ?

Посмотрите на следующую пару чисел.

Соедините число 14 с числом на луче, также соедините число 19.

Посмотрите как расположены на луче эти числа.

Поставьте знак.

Какой знак поставили ?

Почему ?

Ребята, чему учились сегодня на уроке ?

Какие правила сравнения мы вывели ?

Как мы сравниваем однозначные числа с двузначными ?

Как сравниваем круглые числа ?

А если количество десятков одинаковое, тогда как сравниваем эти числа ?

В учебнике нужно будет найти страницу 29 и выполнить №6.

Всем спасибо, урок окончен!

Приветствуют учителя. Садятся на свои места, убирают лишнее, проверяют, всё ли готово к уроку.

На левом рисунке сцеплены, а на правом лежат друг на друге


4

Вычитанием

Из 5 вычесть 1, получаем 4

8

Сложением

К 5 прибавляем 3, получаем 8

8

Сложением

К 3 прибавляем 2, получаем 5. К 5 прибавляем еще 3, получаем 8.

20 и 34

Из 2 десятков

Из 3 десятков и 4 единиц

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 11,12,13,14,15,16,1718,19,20

20,21,22,23,24,25,2627,28,29,30,31,32

Увеличиваются

На один

Из 10 вычесть 1

9

К 32 прибавить 1

33

Читают числа до 9, затем от 10 до 20 , от 20 до 34.

Отвечают: в порядке возрастания.

Отвечают: в записи чисел используются два знака.

Читают термины

хором.

Отвечают: однозначное.

Смотрят упражнение в учебнике, слушают объяснение задания.

Отвечают: меньше.

Отвечают: знак меньше.

Отвечают: встречается раньше.

Отвечают: меньше.

Отвечают: знак меньше.

Отвечают: встречается позже числа 5. Оно больше, ставим знак больше.

Отвечают: число 6 встречается раньше число 26. Число 6 меньше, ставим знак больше.

Отвечают: число 8 встречается раньше числа 80. Число 8 меньше, ставим знак меньше.

Смотрят на экран.

Называют хором.

Читают хором двузначные числа, затем однозначные.

Читают число 10.

Отвечают: в записи  чисел используется разное количество знаков.

Читают задание, рассматривают иллюстрацию, слушают объяснение задания.

Отвечают: 4 десятка, 1 десяток, 6 десятков, 2 десятка.

Отвечают: третий гномик.

Отвечают: второй гномик.

Отвечают: с помощью количества десятков в числах.

Отдыхают.

Делают самостоятельно на листочках, затем объясняют ответы.

Смотрят на доску.

Отвечают: числа 23 и 21.

Отвечают: одинаково.

Отвечают: в числе 23.

Отвечают: знак больше.

Рассматривают иллюстрацию в учебнике.

Отвечают:35 редисок.

Смотрят вторую иллюстрацию.

Отвечают: 37 редисок.

Отвечают: на втором.

Отвечают: на первом.

Отвечают: число 37 будет больше числа 35. Сравнивали по количеству единиц

Верно

37

3 десятка

7 единиц

Три

Семь

17

1 десяток

7 единиц

Один

Семь

73

7 десятков

3 единицы

Семь

Три

Для их записи используются одинаковые цифры

Количеством десятков и единиц

Число 73 больше

Число 37 меньше

Сравнение по количеству десятков

43

35

Больше

Потому что в первой числе 4 десятка,а во втором три десятка

15

21

Меньше

Потому что в первом числе 1 десяток, а во втором 2 десятка.

8 и 1

Да

8

Больше

Потому что число 8 встречается позже на числовом лучше, чем число 1, значит число 8 больше числа 1.

Меньше

Потому что число 12 встречается раньше на числовом луче, чем число 21, значит число 12 меньше числа 21.

Меньше

Потому что число 14 встречается раньше на числовом луче, чем число 19, значит число 14 меньше числа 19.

Сравнивать числа

Двузначные числа всегда будут больше однозначных

По числу десятков

По единицам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)

Конспект урока Предметная область: окружающий мир. УМК: «Перспективная начальная школа». Тип урока: изучение нового материала. Тема: Грибы. Можно ли вырастить грибы на ...

Тема урока: "Как можно сравнивать числа"

Цели урока: Создать условия для формирования умения сравнивать двузначные числа с опорой на их десятичный состав.Задачи урока:• научиться сравнивать двузначные числа, их разрядный состав;• п...

Как можно сравнивать числа

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме: "Как можно сравнивать числа" по программе "Планета Знаний"...

Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее» Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о том, что меняется в жизни люд...

Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее.К. Паустовский "Растрёпанный воробей"" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее. К. Паустовский «Растрепанный воробей» Цели деятельности учителя: формирование представлени...

Конспект урока - Что можно узнать о человеке по его речи?

Конспект урока - Что можно узнать о человеке по его речи?...