Рабочая программа по внеурочной деятельности"Логика"
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Логика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной программы начального общего образования и учебного пособия по математике Н.Б. Истоминой «Дидактические карточки – задания по математике» 4кл.
МЕСТО КУРСА «ЛОГИКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов: в неделю – 1 час; в год – 34 часа.
По учебному плану: в неделю – 1 час; в год – 34 часа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентирован на общекультурные цели обучения математике и направлен на развитие у учащихся интуиции, образного (пространственного) и логического мышления (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
ЦЕЛИ курса:
- формирование и развитие образного логического мышления.
ЗАДАЧИ курса:
- дать материал для умственной гимнастики, для тренировки сообразительности и находчивости;
- отрабатывать арифметический и геометрический навык.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Формы работы:
- математические (логические) игры;
- задачи, упражнения, графические задания;
- развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры;
- дидактические игры и упражнения;
- математические игры (геометрический материал).
Методы работы:
- взаимодействие;
- поощрение;
- наблюдение;
- коллективная работа;
- игра.
Приемы работы:
- анализ и синтез;
- сравнение;
- классификация;
- аналогия;
- обобщение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- мотивация к изучению математики;
- формирование личностного смысла изучения математики;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь работать в группах;
- уметь доказывать способ правильного решения;
- уметь опровергать неправильное направление поиска.
Метапредметные результаты
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха);
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- овладение способностью принимать и сохранять цели;
- овладение навыками смыслового чтения текстов;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Предметные результаты
- приобретение начального опыта применения математических знаний;
- использование начальных математических знаний;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д..
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
- алгоритм выполнения математических заданий;
- геометрические фигуры шар, конус, цилиндр, многогранники;
- правила построения геометрических фигур.
Учащиеся должны уметь:
- находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
- отличать кривые и плоские поверхности;
- уметь читать графическую информацию;
- дифференцировать видимые и невидимые линии;
- конструировать геометрические фигуры;
- анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- уметь различать существенные и несущественные признаки;
- уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять действия с величинами;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-находить разные способы решения задач;
-научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: цилиндр, конус, шар.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс (1 час в неделю, всего – 34 ч.)
Математические игры (6ч)
- задачи, упражнения, графические задания;
- развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры;
- дидактические игры и упражнения.
Ребусы, кроссворды, головоломки (6ч)
Геометрия (11ч)
Геометрические фигуры шар, конус, цилиндр, многогранники, ломаная углы, многоугольники, линии кривые прямые, сплошные и прерывистые.
Логика (11ч)
Ребусы, кроссворды, головоломки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе | |
практические работы | теория | |||
1. | Математические игры | 6 | 7 | 1 |
2. | Ребусы, кроссворды, головоломки | 6 | 7 | 1 |
3. | Геометрия | 11 | 7 | 2 |
4. | Логика | 11 | 7 | 2 |
Итого | 34 | 28 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Дата: | |
план | факт | ||
Взаимное расположение предметов (теория). | |||
Взаимное расположение предметов (практика). | |||
Взаимное расположение предметов (практика). | |||
Графические диктанты. Решение ребусов (практика). | |||
Графические диктанты. Решение ребусов (практика). | |||
Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения (практика).Прогулка по парку развлечений и отдыха. | |||
Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения (практика). В зоопарке. | |||
Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения (практика). | |||
Ломаная. Углы. Многоугольники (теория). | |||
Ломаная. Углы. Многоугольники (практика). | |||
Ломаная. Углы. Многоугольники (практика). | |||
Математические игры , фокусы, головоломки. | |||
Математические игры, фокусы, головоломки. | |||
Математические игры фокусы, головоломки. | |||
Математические игры, фокусы, головоломки. | |||
Магические квадраты | |||
Занимательные задачи (практика). | |||
Головоломки с палочками одинаковой длины | |||
Старинные задачи | |||
Обобщающие занятия (практика). | |||
Поработаем линейкой и циркулем | |||
Линии кривые прямые, сплошные и прерывистые (практика). | |||
Геометрические фигуры. Шар. Конус. Цилиндр (теория). | |||
Геометрические фигуры. Шар. Конус. Цилиндр (практика). | |||
Задачи в картинках | |||
Ребусы (практика). | |||
Математические игры. Задачи-шутки (практика). | |||
Математические игры. Задачи-шутки (практика). | |||
Кроссворды (теория). | |||
Кроссворды (практика). | |||
Головоломки (практика). | |||
Математическая газета | |||
Геометрические узоры | |||
Математический КВН |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Н.Б. Истомина «Дидактические карточки – задания по математике» 4кл., М., 2014.
- Н.Б. Истомина «Наглядная геометрия». Тетрадь по математике для 4кл. М.,2014.
- А.Б. Воронцова. Проектные задачи в начальной школе / Москва «Просвещение» 2011г.
- В. Волина «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», М.,2002.
- О.Ю. Нежинская. Логика. В., 2014.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Логика» (направление «Общеинтеллектуальное»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" 3 класс 2015-2016
Программа "Логика" является программой общеинтелектуальной,предпологает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преп...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика»
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Логика. 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Логика. 2 класс....
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности "Логика"
Рабочая программа к курсу «Логика» для 2 класса составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Ум...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Логика"
Данная разработка предназначена для учителей начальной школы....