Рабочая программа по внеурочной деятельности"Логика"
рабочая программа по математике (4 класс)

Шабутова Татьяна Сергеевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Логика» для 4 класса составлена   в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и учебного пособия по математике Н.Б. Истоминой «Дидактические  карточки – задания  по  математике» 4кл.

МЕСТО КУРСА «ЛОГИКА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество часов: в неделю – 1 час; в год – 34 часа.

По учебному плану: в неделю – 1 час; в год – 34 часа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Решая  проблему  развития  пространственного  мышления   в  русле  методической  концепции  развивающего  обучения  младших  школьников  математике,  данный  кружок  ориентирован  на  общекультурные  цели  обучения  математике  и  направлен на  развитие  у  учащихся  интуиции,  образного  (пространственного)  и  логического  мышления (приемы  умственной  деятельности:  анализ  и  синтез,  сравнение,  классификация,  аналогия,  обобщение),  формирование  у  них  конструктивно-геометрических  умений  и  навыков,  способности  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  комментировать  ее  на  доступном   детям  данного  возраста  языке.

ЦЕЛИ курса:

  • формирование и развитие образного логического мышления.

ЗАДАЧИ курса:

  • дать  материал  для  умственной  гимнастики, для  тренировки  сообразительности  и  находчивости;
  • отрабатывать  арифметический  и  геометрический    навык.

Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  думании,  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  учеников   разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  кружка,  поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данный кружок включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочки  или  другие  предметы  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данном  кружке  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.

Формы работы:

  • математические (логические) игры;
  •  задачи,  упражнения,  графические  задания;  
  • развлечения  -  загадки,  задачи-шутки,  ребусы,  головоломки,  игры;
  • дидактические  игры  и  упражнения;
  • математические игры (геометрический  материал).

Методы работы:

  • взаимодействие;
  • поощрение;
  • наблюдение;
  • коллективная  работа;
  • игра.

Приемы работы:

  • анализ  и  синтез;
  • сравнение;
  • классификация;
  • аналогия;
  • обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • мотивация к изучению математики;
  • формирование личностного смысла изучения математики;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • уметь работать в группах;
  • уметь доказывать способ правильного решения;
  • уметь опровергать неправильное направление поиска.

Метапредметные результаты

  • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха);
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

Предметные результаты

  • приобретение начального опыта применения математических знаний;
  • использование начальных математических знаний;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • умения  ориентироваться  в пространственных  отношениях  «справа-слева»,  «перед-за»,  «между»,  «над-под»,  «выше-ниже» и т.д..

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:

  • алгоритм выполнения математических заданий;
  • геометрические фигуры шар,  конус, цилиндр, многогранники;
  • правила построения геометрических фигур.

Учащиеся должны уметь:

  • находить  взаимосвязь  плоских  и  пространственных  фигур;
  • отличать  кривые  и  плоские  поверхности;
  • уметь  читать  графическую  информацию;
  • дифференцировать  видимые  и  невидимые  линии;
  • конструировать  геометрические  фигуры;
  • анализировать  простые  изображения,  выделять  в  них  и  в  окружающих  предметах  геометрические  формы;
  • уметь  различать  существенные  и   несущественные  признаки;
  • уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.

       Выпускник получит возможность научиться:

       -выполнять действия с величинами;

       -использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

       -находить разные способы решения задач;

      -научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: цилиндр, конус, шар.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4 класс (1 час в неделю, всего – 34 ч.)

Математические игры (6ч)

  • задачи,  упражнения,  графические  задания;  
  • развлечения  -  загадки,  задачи-шутки,  ребусы,  головоломки,  игры;
  • дидактические  игры  и  упражнения.

Ребусы, кроссворды, головоломки (6ч)

Геометрия (11ч)

Геометрические фигуры шар,  конус, цилиндр, многогранники, ломаная углы, многоугольники,  линии кривые прямые, сплошные и прерывистые.

Логика (11ч)

Ребусы, кроссворды, головоломки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

практические работы

теория

1.

Математические игры

6

7

1

2.

Ребусы, кроссворды, головоломки

6

7

1

3.

Геометрия

11

7

2

4.

Логика

11

7

2

Итого

34

28

6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Дата:

план

факт

Взаимное расположение предметов (теория).

Взаимное расположение предметов (практика).

Взаимное расположение предметов (практика).

Графические диктанты. Решение ребусов (практика).

Графические диктанты. Решение ребусов (практика).

Задания  на  развитие  мышления,  памяти,  логического  рассуждения (практика).Прогулка по парку развлечений и отдыха.

Задания  на  развитие  мышления,  памяти,  логического  рассуждения (практика). В зоопарке.

Задания  на  развитие  мышления,  памяти,  логического  рассуждения (практика).

Ломаная. Углы.  Многоугольники (теория).

Ломаная. Углы.  Многоугольники (практика).

Ломаная. Углы.  Многоугольники (практика).

Математические игры , фокусы, головоломки.

Математические игры, фокусы, головоломки.

Математические игры фокусы, головоломки.

Математические игры, фокусы, головоломки.

Магические квадраты

Занимательные задачи (практика).

Головоломки с палочками одинаковой длины

Старинные задачи

Обобщающие занятия (практика).

Поработаем линейкой и циркулем

Линии кривые прямые, сплошные и прерывистые (практика).

Геометрические фигуры. Шар. Конус. Цилиндр (теория).

Геометрические фигуры. Шар. Конус. Цилиндр (практика).

Задачи в картинках

Ребусы (практика).

Математические  игры. Задачи-шутки (практика).

Математические  игры. Задачи-шутки (практика).

Кроссворды (теория).

Кроссворды (практика).

Головоломки (практика).

Математическая газета

Геометрические узоры

Математический КВН

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.Б. Истомина «Дидактические  карточки – задания  по  математике» 4кл.,             М., 2014.
  2. Н.Б. Истомина «Наглядная  геометрия». Тетрадь  по  математике  для 4кл.                                 М.,2014.
  3. А.Б. Воронцова. Проектные задачи в начальной школе /                                   Москва «Просвещение» 2011г.
  4. В. Волина «Математические  загадки,  ребусы,  игры  для  тех,  кто  умеет  считать», М.,2002.
  5. О.Ю. Нежинская. Логика. В., 2014.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Логика» (направление «Общеинтеллектуальное»)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" 3 класс 2015-2016

Программа "Логика" является программой общеинтелектуальной,предпологает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преп...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика»

Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Логика. 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Логика. 2 класс....

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности "Логика"

Рабочая программа к курсу «Логика» для 2 класса составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Ум...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Логика"

Данная разработка предназначена для учителей начальной школы....