Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Логика» (направление «Общеинтеллектуальное»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika_3_klass.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Логика»

направление «Общеинтеллектуальное»




1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по внеурочной деятельности  «Логика» для 3 класса на 2014 -2015 учебный год разработана и составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373
  2. Примерной основной образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27  имени А. А. Дейнеки»
  3.  Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27  имени А. А. Дейнеки»
  4. Авторской  программы «Перспективная начальная школа» под редакцией  Р.Г. Чураковой и соответствует ФГОС НОО.

    Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.    

          Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

     Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

     Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логика» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «Логика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Курс «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 часа в первом классе, 34  часа со 2 по 4 классы. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • -по количеству детей, участвующих на занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий: Продолжительность занятий: 1 класс – в первом полугодии - 35 минут, во втором полугодии  - 45 минут,  2 – 4 классы – 45 минут.

Цели:

  • расширение информационной картины мира учащихся;
  • изучение окружающего мира математическими средствами;
  •      развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания,  восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления);
  •     воспитание  инициативности, самостоятельности, предприимчивости;
  •    развивать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • формирование ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно мыслящей личности.

Задачи:

  • создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;
  • обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;
  • обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
  • развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
  • сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

2. Основное содержание

3 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

    Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (3 часа)

     Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (2 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (4 часа)

     Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (4 часа)

     Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (10 часов)

     Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (4 часа)

     Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (4 часа)

     Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Конт

роль

1.

Входной тест.

1

1

Тест №1

2.

Закономерности в чередовании признаков.

1

1

 С использова-нием мультимедиа

3.

Классификация по какому-то признаку.

1

1

С использова-нием мультимедиа

4.

Сравнение предметов по признакам.

1

1

5.

Тест «Сравнение».

1

1

Тест №2.

6.

Состав предметов.

1

1

Исследова-

ние

7.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

1

8.

Найди отличия.

1

1

Ролевая игра

9.

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1

1

10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1

1

11.

Функциональные признаки предметов.

1

1

12.

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

1

13.

Логическая операция «и».

1

1

14.

Координатная сетка.

1

1

15.

Решение логических задач и задач-шуток.

1

1

Игра – соревнова-

ние

16.

Результат действия предметов.

1

1

17.

Обратные действия.

1

1

18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

1

19.

Тест «Отношения».

1

1

Тест №3

20.

Порядок действий, последовательность событий.

1

1

Исследова-

ние

21.

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

1

1

22.

Составление загадок, чайнвордов.

1

1

Викторина

23.

Множество. Элементы множества.

1

1

24.

Классификация по одному свойству.

1

1

25.

Тест «Классификация».

1

1

Тест №4

26.

Способы задания множества.

1

1

27.

Сравнение множеств.

1

1

28.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

1

29.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

1

30.

Выражения и высказывания.

1

1

31.

Высказывания со связками «и», «или».

1

1

32.

Отрицание.

1

1

33.

Итоговый тест.

1

1

Тест №5

34.

 Итоговое занятие.

1

1

4. Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

5. Информационно-методическое обеспечение

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по логике, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • проектор;
  • компьютер.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия чисел и предметов, создать атмосферу вовлеченности.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на уроке;

– приёмы преподнесения заданий;

– процесс выполнения задач

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках  инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства широко привлекаются также при создании:

  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);

Анализируя и создавая изображения с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

6. Список литературы

  1. А.Г. Асмолова  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Д.В. Григорьев  Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010.
  3.  М.Ю. Демидова Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2010
  4. О.Ю. Нежинская  Занимательные материалы для развития логического мышления – Волгоград, 2004
  5. И.Л. Никольская  Гимнастика для ума  - М.: Экзамен, 2009
  6. Н.Д. Рындина  Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. - Ростов-на-Дону, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...