Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников.
статья по математике (2 класс) на тему
В статье описано какие задания способствуют развитию логического мышления на уроках математики. На какие группы делятся эти задачи, учитывая их воздействие на мыслительную деятельногсть учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл.
Развитие логического мышления на уроках математики у
младших школьников.
Разработала: учитель первой
Квалификационной категории
Григорьева Л.К.
2015 г.
Развитие логического мышления
на уроках математики у младших школьников
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Как никакой другой предмет математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
«Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Учитывая все это нужно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений.
В качестве заданий развивающих логическое мышление на уроках математики – это задания на:
- Выделение признаков предметов
- Узнавание предметов по заданным признакам
- Формирование способности выделять существенные признаки предметов
- Сравнение двух или более предметов
- Классификация предметов и явлений.
- Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию
- Геометрическое лото.
- Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.
- Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».
- Логические задачи.
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. И таких задач много в учебнике Математика 3класс Л.Г. Петерсон. Они направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с успехом применять на уроках, рекомендовать использовать их родителям во время занятий с детьми.
Я стараюсь использовать следующие виды задач:
- Задачи на смекалку
- Задачи шутки
- Числовые фигуры
- Задачи с геометрическим содержанием
- Логические упражнения со словами
- Математические игры и фокусы
- Кроссворды и ребусы
- Комбинаторные задачи
- Задачи на взвешивание
10. Задачи на аналогию и исключение лишнего.
Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
- Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
- Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, комбинаторные задачи. т.к. в большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.
- ) Задачи на взвешивания, нестандартные задачи, задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.
- Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
Слайд, например: Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях по лыжам. На вопрос: «Кто какое место занял?» - Коля ответил: «У меня не первое и не четвёртое место». Боря сказал: «Я был вторым», Вова сказал, что он не последний. Какое место занял каждый мальчик? Заполняется таблица.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.
Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить, - писал педагог-новатор Абрам Аронович Столяр. Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.
Литература:
1.Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. – Смоленск: Ассоциация 21 век.
2. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2000.
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.-Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников...
Развитие логического мышления на уроках математики у детей младшего школьного возраста по ФГОС НОО.
Презентация для методичекого объединения учителе начальных классов....
Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...
Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Развитие логического мышления у школьников на уроках математики – сложный и трудоёмкий процесс. Он требует терпения и грамотного подхода. Но как поступать учителям в наши дни, когда образователь...
Формы и методы развития логического мышления на уроках математики у младших школьников
Я работаю учителем начальных классов в сельской школе, где в основном дети со средним уровнем обучаемости и обученности. Работаю по государственной программе Министерства образования и нау...
Сборник дидактических игр для развития логического мышления и активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Материал сборника представлен двумя блоками : Дидактические игры для учащихся 1-го класса; Дидактические игры для учащихся 2-го класса. В каждый блок входит по три раздел...