Урок математики в 4 классе по теме "Письменное умножение многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число".
методическая разработка по математике (4 класс)
Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematikaurok_5.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Предметная область: математика, УМК « Школа России»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Письменное умножение многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число».
Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( фишки разного цвета, алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть1.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1. | Самоопределе ние к деятельности. /2 мин/ Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Необычный день у нас, и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады! Предлагаю занять свои рабочие места. - Ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много открытий, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. А девиз нашего урока звучит так: « С малой удачи начинается большой успех». (слайд 1) . - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? - Тогда не будем терять времени. | Хором дополняют реплику учителя. Садятся за парты. Объясняют смысл высказывания. | Личностные УУД: самоопределение |
2. | Актуализация знаний . /5 мин./ Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | -Назовите тему раздела, который мы изучаем. -Что мы узнали и чему научились, изучая этот раздел? -Как проверить ваши знания и умения? Веду подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Тогда поработаем в группах. Перед вами карточки с примерами, предложите работу, которую мы можем выполнить: 6∙9 26∙3 8∙7 139∙0 172∙1 264∙10 92∙100 252∙1 38∙100 15∙7 416∙0 627∙10 380∙9 -Подумайте, на какие группы их можно разложить и выполните это задание -Кто готов назвать 1-ую группу? -Какие знания нам понадобятся, чтобы найти значения выражений 1-ого столбика? И т.д. -Куда бы вы записали произведение 380∙9? | -Числа, которые больше 1000. -Выполнять разные математические действия с числами больше 1000 -Решить примеры Участвуют в диалоге. -Разделить на группы 1 ученик называет группу и выкладывает ее у доски. Также с остальными группами 1) табличное умножение -Вспомнить таблицу умножения 2) внетабличное умножение (надо разбить на разрядные слагаемые, каждое слагаемое умножить на 2-й множитель и результаты сложить)) 3) умножение на нуль (если любое число умножить на 0, то получится 0) 4) умножение на 1 (если любое число умножить на 1, то получится то же самое число) 5) увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10 (чтобы число умножить на 10, надо дописать справа 0) 6) приём умножения на 100 (чтобы число умножить на 100, надо дописать справа два нуля) 7) затрудняются 6∙9 26∙3 139∙0 172∙1 264∙10 92∙100 8∙7 15∙7 416∙0 252∙1 627∙10 38∙100 -В отдельный столбик 380∙9 | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
3. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. /5 мин/ Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Веду побуждающий диалог. - Почему вы затруднились назвать прием последнего произведения? Побуждаю к осознанию темы и цели урока. - Тогда, как звучит тема нашего урока? -Предложите варианты решения этой проблемы | Участвуют в диалоге. - С этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение многозначных чисел, оканчивающееся нулями на однозначное число) Формулируют тему урока. -Умножение многозначных чисел, которые оканчиваются нулями на однозначные. Предлагают разные варианты решения | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; |
4 | . «Открытие» детьми нового знания. /9 мин./ Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Организую деятельность. - - У кого есть предположения, как можно его вычислить? - Если вычислим на калькуляторе и получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? -Какой еще устный прием вы могли бы предложить? -Я предлагаю вам поиграть. Я буду показывать карточки с числами, а вы назовите, сколько в них десятков: 490, 250, 730, 5500, 1700, 3600, -А сколько в них сотен? 84000,91000,69000 -Сколько в них десятков? Сотен? Тысяч? - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Какой способ мы можем ещё использовать? - А какой приём умножения столбиком вы уже знаете? -Подойдёт этот приём нам? Почему? - Дайте более точную формулировку темы нашего урока. - Какую учебную задачу вы поставите перед собой? -Для чего нам необходимо научиться умножать такие числа? 2.Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, работая в группе.(1 парта ко2,3к 4 поворачиваются, работают на больших листах) -Поделитесь своими результатами, кто как в группе записывал и решал пример? -Поднимите руки те, кто записал и решил пример также. -А у кого получилась другая запись решения? - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений, где эталон? - Откройте учебники на стр.79, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением в группе. -Кто был близок к эталону? - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике. - А почему вы записали второй множитель не под единицами первого множителя, а под цифрой первого значимого разряда в его записи, т.е.цифрой не равной 0?? -Что необходимо учитывать при умножении круглых чисел на однозначное число? - Открытые вами знания позволят закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? Назовите произведение. - Кто хочет объяснить новый приём умножения, поделиться своими знаниями с ребятами? 3. Вызываю к доске ученика, верно решившего пример. Он обязательно комментирует то, что делает. -На чем основана такая запись решения? 4. Организую работу в парах по составлению алгоритма умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Что такое алгоритм? -Подходят ли знакомые вам алгоритмы для решения примеров нового вида? - Значит, что необходимо сделать? -У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, сверяя с эталоном, пронумеруйте действия, располагая их в правильном порядке. Что у вас получилось? Вывожу алгоритм на экран. (Слайд ) | Предлагают гипотезы: -на калькуляторе -устно -столбиком -Нет Объясняют приём умножения (представить первое слагаемое в виде суммы разрядных слагаемых). 300∙9+80∙9=2 700+720=3 420(слайд) - Вспомнить, сколько в числе 380 всего десятков, а затем умножить, как многозначное число на однозначное. - Не всегда. - Решение столбиком. -Умножение многозначного числа на однозначное -Нет.(не умеем умножать числа, оканчивающиеся нулями столбиком) Дети формулируют тему и учебную задачу урока. - Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число. - Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями на однозначные числа в столбик -Чтобы можно было быстро умножать многозначные числа Пытаются решить пример самостоятельно. 1 ученик демонстрирует свою запись на доске (выходит ученик с другой записью решения) - В учебнике. Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом. -Мы знаем, что при умножении на 0 получится 0. А т.к. нулей в записи числа может быть много, то нет смысла умножать число на 0. -2-й множитель записываем под первой цифрой значимого разряда, оставляя нули справа -Записываем 2-й множитель под первой цифрой значимого разряда - Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится в первом множителе. -На алгоритме - Пошаговое выполнение действий в определённом порядке. -Нет. -Составить алгоритм. Располагают карточки в нужном порядке. Одна пара зачитывает. 1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне. 2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 3.К полученному результату приписываю нули. 4.Читаю ответ. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
5. | Первичное закрепление с проговарива- нием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1.Организую работу по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Как закрепить полученные знания? (с.79 № 350 – 1-3 столбик) К доске вызываю сначала « сильного» ученика, затем «слабого». - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Даю инструктаж по выполнению задания. - У каждого из вас имеется конверт, внутри которого карточка. На ней записаны примеры. ( 73500 ·5 63070 · 4) -Попробуйте спрогнозировать свой предполагаемый результат - В верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступайте к решению. - Передайте карточку соседу. Вывожу ответы к заданию на экран. ( Слайд ) - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? -Почему не верно! | -Потренироваться в выполнении письменного умножения (с объяснением на доске) Шесть учеников по очереди работают у доски, остальные в тетради. - Решить примеры самостоятельно.
Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски. - Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. - Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./ | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; |
6. | Взаимоконтроль с проверкой по эталону. /3 мин./ Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. - Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями. | Регулятивные УУД: Прогнозирование; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество; | ||
7. | Физминутка 1 мин | Музыкальная пауза | ||
8. | Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./ Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | Организую индивидуальную работу с последующей самопроверкой по эталону. -Попробуйте составить карточку с 2 примерами для своего соседа по парте, а на обратной стороне самим решить его правильно | Сверяют решение с образцом на обратной стороне карточки. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. / 3 мин./ Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания. | Благодарю ребят за работу. -Ребята, я благодарю всех за работу. - Вспомните девиз нашего урока. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Какая тема нашего урока? -В каком большом разделе мы её изучаем? - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Кто научился этому на уроке? Оцените себя. Оценивание работы учащихся -Перед вами лежат кружки со словами «знаю», «умею», «могу объяснить другому». Приклейте те кружки в свою тетрадь, которые вы могли бы отнести к себе и своей сегодняшней работе на уроке. - А кто достиг успеха? -Что поможет вам в решении таких примеров, если возникнут затруднения? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? --Где, кроме решения примеров мы можем применить новый прием умножения? Провожу инструктаж домашнего задания. -Тогда, я предлагаю вам в домашнее задание включить задачу №351. Прочитайте ее и объясните, почему именно ее. Какое еще задание на с.79 в учебнике вы можете предложить для закрепления нового приема умножения? (Слайд)
| проговаривают девиз урока. Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока. - Умножение многозначных чисел, которые оканчиваются нулями на однозначное число. -Числа, которые больше 1000 - Научиться письменно умножать числа, оканчивающиеся нулями на однозначное число. Приклеивают кружки Высказывают своё мнение. - Алгоритм. -При решении задач -При ее решении используется новый прием умножения. -Примеры под чертой Записывают задание в дневники. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |
Прогнозируемый результат:
Предметные:
В конце урока ученики
1.Знают алгоритм письменного умножения чисел, оканчивающиеся нулями.
2.Умеют письменно умножать числа, которые оканчиваются нулями.
Метапредметны
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)
Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...
Урок на тему "Умножение чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число"
Цель урока - познакомить учащихся с письменными приёмами умножения, отработать их навыки...
конспект урока математики в 4 классе по теме: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
Данный конспект предназначен для учителей 4 классов для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Технологическая карта урока математики: «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями»
Урок математики, по теме: «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями»УМК «Гармония» 4 класс. Учебник математики Истомина Н.Б.- См.: Ассоциация XXI в, 2013г....
Разработка урока математике в 4 классе на тему " Деление многозначных чисел, оканчивающихся нулями вида 29000:300
Цель урока: способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, развитию вычислительных навыков, умений решать уравнения и задачи на движение, ...
Методическая разработка урока "Умножение многозначных чисел оканчивающихся нулями"
Конспект урока математики в 3 классе...
Методическая разработка урока "Умножение многозначных чисел оканчивающихся нулями"
Урок математики "открытие нового знания" в 3 классе система Занкова Л.В....