Урок математики в 4 классе по теме "Письменное умножение многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число".
методическая разработка по математике (4 класс)

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematikaurok_5.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменное умножение многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число».

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначное число.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( фишки разного цвета, алгоритм  умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть1.

Ход урока:

                                             

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

Самоопределе ние к деятельности.   /2 мин/

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Необычный день у нас,                                

 и гостями полон класс.                                  

  Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!

Предлагаю занять свои рабочие места.

- Ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много открытий, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. А девиз нашего урока звучит так:

« С малой удачи начинается большой успех». (слайд 1) .

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Тогда не будем терять времени.

Хором дополняют реплику учителя.

Садятся за парты.

Объясняют смысл высказывания.

Личностные УУД:

самоопределение

2.

Актуализация знаний .

/5 мин./

Цель:

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

-Назовите тему раздела, который мы изучаем.

-Что мы узнали и чему научились, изучая этот раздел?

-Как проверить ваши знания и умения?

Веду подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Тогда поработаем в группах. Перед вами карточки с примерами, предложите работу, которую мы можем выполнить:

6∙9     26∙3       8∙7       139∙0        172∙1      264∙10      92∙100       252∙1      38∙100      15∙7

416∙0         627∙10       380∙9

-Подумайте, на какие группы их можно разложить и выполните это задание

-Кто готов назвать 1-ую группу?

-Какие знания нам понадобятся, чтобы найти значения выражений 1-ого столбика?

И т.д.

-Куда бы вы записали произведение 380∙9?

-Числа, которые больше 1000.

-Выполнять разные математические действия с числами больше 1000

-Решить примеры

Участвуют в диалоге.

-Разделить на группы

1 ученик называет группу и выкладывает ее у доски. Также с остальными группами

1) табличное умножение

-Вспомнить таблицу умножения

2) внетабличное умножение      

(надо разбить на разрядные слагаемые, каждое слагаемое умножить на 2-й множитель и результаты сложить))

3) умножение на нуль

(если любое число умножить на 0, то получится 0)

4)  умножение на 1

(если любое число умножить на 1, то получится то же самое число)

5) увеличение числа в 10 раз,  приём умножения  на 10

(чтобы число умножить на 10, надо дописать справа 0)

6) приём умножения на 100

(чтобы число умножить на 100, надо дописать справа два нуля)

7) затрудняются

6∙9     26∙3     139∙0     172∙1    264∙10    92∙100

8∙7     15∙7     416∙0     252∙1    627∙10    38∙100

-В отдельный столбик

380∙9

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

/5 мин/

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

 Веду побуждающий диалог.

- Почему вы затруднились назвать прием последнего произведения?

Побуждаю к осознанию темы и цели урока.

- Тогда, как звучит тема нашего урока?

-Предложите варианты решения этой проблемы

Участвуют в диалоге.

- С этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение многозначных чисел, оканчивающееся нулями на однозначное число)

Формулируют тему урока.

-Умножение многозначных чисел, которые оканчиваются нулями на однозначные.

Предлагают разные варианты решения

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

4

. «Открытие» детьми нового знания.

/9 мин./

Цель:

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1. Организую деятельность.

-

- У кого есть предположения, как можно его вычислить?

- Если вычислим на калькуляторе и получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?

- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?

-Какой еще устный прием вы могли бы предложить?

-Я предлагаю вам поиграть. Я буду показывать карточки с числами, а вы назовите, сколько в них десятков:

490, 250, 730,

5500, 1700, 3600,

-А сколько в них сотен?

84000,91000,69000

-Сколько в них десятков? Сотен? Тысяч?

- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Какой способ мы можем ещё использовать?

- А какой приём умножения столбиком вы уже знаете?

-Подойдёт этот приём нам? Почему?

- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.

- Какую учебную задачу вы поставите перед собой?

-Для чего нам необходимо научиться умножать такие числа?

2.Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, работая в группе.(1 парта ко2,3к 4 поворачиваются, работают на больших листах)

-Поделитесь своими результатами, кто как в группе записывал и решал пример?

-Поднимите руки те, кто записал и решил пример также.

-А у кого получилась другая запись решения?

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений, где эталон?

- Откройте учебники  на стр.79, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением в группе.

-Кто был близок к эталону?

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.

- А почему вы записали второй множитель не под единицами первого множителя, а под цифрой первого значимого разряда в его записи, т.е.цифрой не равной 0??

-Что необходимо учитывать при умножении круглых чисел на однозначное число?

- Открытые вами знания позволят закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? Назовите произведение.

- Кто хочет  объяснить новый приём умножения, поделиться своими знаниями с ребятами?

3. Вызываю к доске ученика, верно решившего пример. Он обязательно комментирует то, что делает.

-На чем основана такая запись решения?

4. Организую работу в парах по составлению алгоритма умножения.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

-Подходят ли знакомые вам алгоритмы для решения примеров нового вида?

- Значит, что необходимо сделать?

-У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, сверяя с эталоном, пронумеруйте действия, располагая их в правильном порядке. Что у вас получилось?

Вывожу алгоритм на экран. (Слайд )

Предлагают гипотезы:

-на калькуляторе

-устно

-столбиком

-Нет

Объясняют приём умножения (представить первое слагаемое в виде суммы разрядных слагаемых).

300∙9+80∙9=2 700+720=3 420(слайд)

- Вспомнить, сколько в числе 380 всего десятков, а затем умножить, как многозначное число на однозначное.

- Не всегда.

- Решение столбиком.

-Умножение многозначного числа на однозначное

-Нет.(не умеем умножать числа, оканчивающиеся нулями столбиком)

Дети формулируют тему и учебную задачу урока.

- Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число.

- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями на однозначные числа в столбик

-Чтобы можно было быстро умножать многозначные числа

Пытаются решить пример самостоятельно.

1 ученик демонстрирует свою запись на доске

(выходит ученик с другой записью решения)

- В учебнике.

Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

-Мы знаем, что при умножении на 0 получится 0. А т.к. нулей в записи числа может быть много, то нет смысла умножать число на 0.

-2-й множитель записываем под первой цифрой значимого разряда, оставляя нули справа

-Записываем 2-й множитель под  первой цифрой значимого разряда

- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится в первом множителе.

-На алгоритме

- Пошаговое выполнение действий в определённом порядке. 

-Нет.

-Составить алгоритм.

Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

4.Читаю ответ.

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

5.

Первичное закрепление с проговарива-

нием.

/5 мин./

Цель:

Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1.Организую работу по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Как закрепить полученные знания?  

(с.79 № 350 – 1-3 столбик)

 К доске вызываю сначала                                    « сильного» ученика, затем «слабого».

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

Даю инструктаж по выполнению задания.

- У каждого из вас имеется конверт, внутри которого карточка. На ней записаны примеры.                                                                           ( 73500 ·5    63070 · 4)

-Попробуйте спрогнозировать свой предполагаемый результат

- В верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступайте к решению.

- Передайте карточку соседу.

Вывожу ответы к заданию  на экран.

 ( Слайд )

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

-Почему не верно!

-Потренироваться в выполнении письменного умножения (с объяснением на доске)

Шесть учеников по очереди  работают у доски, остальные в тетради.

- Решить примеры самостоятельно.

 

Прогнозируют результат и выполняют задание.

        

Взаимопроверка по готовым ответам с доски.

- Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.

- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин./

Цель:

-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование;

Самоконтроль;

Коррекция;

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;

7.

Физминутка    

1 мин

Музыкальная пауза

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

/7 мин./

Цель:

- закрепить умение решать текстовые задачи;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

Организую  индивидуальную работу с последующей самопроверкой по эталону.   

-Попробуйте составить карточку с 2 примерами для своего соседа по парте, а на обратной стороне самим решить его правильно                    

Сверяют решение с образцом на обратной стороне карточки.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения        

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин./

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

Благодарю ребят за работу.

-Ребята, я благодарю всех за работу.

- Вспомните девиз нашего урока.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока?

-В каком большом разделе мы её изучаем?

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Кто научился  этому на уроке? Оцените себя.

Оценивание работы учащихся

-Перед вами лежат кружки со словами «знаю», «умею», «могу объяснить другому». Приклейте те кружки в свою тетрадь, которые вы могли бы отнести к себе и своей сегодняшней работе на уроке. 

- А кто достиг  успеха?

-Что поможет вам в решении таких примеров, если возникнут затруднения?

- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

--Где, кроме решения примеров мы можем применить новый прием умножения?

Провожу инструктаж домашнего задания.

-Тогда, я предлагаю вам в домашнее задание включить задачу №351. Прочитайте ее и объясните, почему именно ее.

Какое еще задание на с.79 в учебнике вы можете предложить для закрепления нового приема умножения?

 (Слайд)

 

проговаривают девиз урока.

Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.

 - Умножение многозначных чисел, которые оканчиваются нулями на однозначное число.

-Числа, которые больше 1000

- Научиться письменно умножать числа, оканчивающиеся нулями на однозначное число.

Приклеивают кружки

Высказывают своё мнение.

- Алгоритм.

-При решении задач

-При ее решении используется новый прием умножения.

-Примеры под чертой

Записывают задание в дневники.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

Прогнозируемый результат:        

Предметные:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного умножения чисел, оканчивающиеся нулями.

2.Умеют письменно умножать числа, которые оканчиваются нулями.

Метапредметны

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Урок на тему "Умножение чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число"

Цель урока - познакомить учащихся с письменными приёмами умножения, отработать их навыки...

конспект урока математики в 4 классе по теме: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями.

Данный конспект предназначен для учителей 4 классов для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Технологическая карта урока математики: «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями»

Урок математики,  по теме: «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями»УМК «Гармония» 4 класс. Учебник математики Истомина Н.Б.- См.: Ассоциация XXI в, 2013г....

Разработка урока математике в 4 классе на тему " Деление многозначных чисел, оканчивающихся нулями вида 29000:300

Цель урока: способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, развитию вычислительных навыков, умений решать уравнения и задачи на движение, ...

Методическая разработка урока "Умножение многозначных чисел оканчивающихся нулями"

Урок математики  "открытие нового знания" в 3 классе система Занкова Л.В....