Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел и смолк звонок, Без волнений, без тревог, Начинаем наш урок. Он пойдёт ребятам впрок.
Слайд 1
– Ребята, какую большую тему мы изучаем? - Сегодня на уроке мы продолжаем эту тему: «Письменные вычисления». Посмотрите, какой необычный человечек пришёл к нам в гости, математический. А почему он так называется, как вы думаете? Сбоку на доске висит изображе-ние математического человека.
- Из каких фигур он состоит?
- Сколько треугольников, четырёхугольников, кругов?
- Каких фигур больше?
- На сколько четырехугольников больше, чем треугольников? - А какое настроение у нашего гостя?
- Да, он загрустил. А что же с ним произошло: у него пропал аппетит, настроения нет, бодрость и силы исчезли куда-то? Он мечтает узнать о соревнованиях по зимним видам спорта. - Ребята, поможем математическому человеку познакомиться с зимними видами спорта. - Спортсмены очень много работают, тренируются, чтобы достичь высоких результатов, поэтому и мы не должны отставать от них, решим все предложенные задания на уроке и тогда поможем вернуть нашему гостю хорошее настроение, бодрость и силы. |
- Письменные вычисления.
- Он состоит из геометрических фигур.
- Четырехугольники, треугольники, окружности.
- 2 треугольника, 5 четырехуголь-ников, 5 окружностей.
- Окружностей и четырехугольни-ков.
- На 3 (5-2=3).
- Грустное.
- Да. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности | - А чтобы у нас всё получилось, необходимо расставить числа в порядке возрастания.
Слайд 2
- Ну вот, мы «телепортировались» и сразу попали на соревнования лыжников. Слайд 3
- Давайте немного поможем нашей сборной по лыжам. Смотрите, у них на пути встает лес. А в лесу очень много елок, которые надо объезжать, а на это теряются драгоценные минуты. Слайд 4
- Давайте поможем быстрее объехать эти вечнозеленые деревья. Слайд 5
- Но посмотрите, теперь перед нашими лыжниками появились огромные ямы и ухабы. Надо им помочь. Слайд 6
- Ну, вот мы и помогли нашим спортсменам-лыжникам. Теперь давайте заглянем в ледовый дворец. Что там сейчас происходит?
Слайд 7
- Ого, да тут идут соревнования по хоккею. - Ребята, а ведь хоккей - игра командная, на льду играет команда из пяти человек. Как раз столько человек необходимо для выполнения следующего задания. На доске цепочка примеров: - Забили гол и помогли нашей команде по хоккею выиграть матч. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Покидаем ледовый дворец, но мы туда ещё вернёмся. - На лыжне появились биатлонисты. Как раз сейчас они проходят огневые рубежи.
Слайд 8
- Перед Вами два огневых рубежа, один проходят в положении «лежа», второй – в положении «стоя». Слайд 9
- Надо выстрелить в лишнее выражение. На слайде эти выражения закрываются.
-Какие записи оказались лишними?
Слайд 10
- А мы уже решали такие примеры?
- Так давайте сформулируем тему нашего урока.
Слайд 11
- Давайте сформулируем цели урока.
- Подумаем, как записать эти примеры «в столбик». Я записываю примеры на доске.
Проверка решения: Слайд 12 - А можем мы с такой же легкостью решить пример 40 – 8 «в столбик»? |
На слайде расставляются числа в порядке возрастания, появляется запись: ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!
Работа по слайду над составом числа
На слайде решается цепочка примеров.
Учащиеся читают текст на слайде.
Ребята решают с объяснением и передают друг другу пас.
Учащиеся читают текст на слайде.
Ученики называют лишние выражения: - 32 + 8
- 40 – 8
- 32 + 8
- 40 – 8
-Нет
Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8.
- Будем учиться выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; продолжим отрабатывать навыки вычислений выражений изученных видов, решения задач.
Дети записывают примеры в тетради. Один ученик решает первый пример с объяснением у доски, а остальные дети записывают в тетрадях.
- Нет. | - анализ, сравнение, обобщение (П); - использование знаково-символических средств (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К). |
3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности | - Почему мы не можем решить этот пример?
- А как нам выйти из этой ситуации? ДИСК
| - Не знаем, как из 0 единиц вычесть 8 единиц.
- Давайте сначала поработаем со счетными палочками. И мы увидим, как происходит это действие. | - подведение под понятие (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Слайд 13
Слайд 14
- А теперь решим этот пример «в столбик». Решая пример 40 – 8, обращаем внимание, что в числе 40 нет отдельных единиц, следовательно, из 4 десятков надо взять 1 десяток (как развязывали десяток палочек) и передать его единицам. Для того чтобы не забыть, что 1 десяток взят, надо поставить над цифрой 4 точку. Один десяток это 10 единиц, из 10 единиц вычесть 8 единиц получится 2 единицы, записываем под единицами. Из 4 десятков 1 десяток забрали, значит осталось 3 десятка, подписываем под десятками. Получилась разность 32. Еще раз разбираем этот пример на слайде с комментированием. Слайд 15 | Ребята берут в руки четыре десятка, один десяток развязывают и убирают из него 8 палочек. Считают оставшиеся палочки. Получилось 3 дес. 2 ед., т.е. 32.
| - самоопределение (Л); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
5.Первичное закрепление во внешней речи | - А теперь решим еще один такой пример с комментированием. Записываем пример в столбик: 60 – 4. Учитель решает у доски с комментированием.
- Устали? Давайте мы с вами сделаем зарядку.
ФИЗМИНУТКА
- Теперь с нашей помощью сборная завоевала медали по биатлону.
|
Учащиеся записывают в тетради. | - извлечение из текстов необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К). |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Вот уже мы с вами сегодня на спортивной о лыжне – помогли лыжникам и биатлонистам. Давайте посмотрим, что происходит в это время на других трассах. - Ага, а в это время проходит соревнование бобслеистов на скоростной трассе. Слайд 16
- Вот и мы с вами поработаем на трассе. А трасса наша – это задание электронного помощника. Слайд 17
- Кто самый быстрый в решении примеров в столбик по новой теме? После выполнения задания объявляется бобслеист-победитель. |
Учащиеся читают текст на слайде.
Работа на ноутбуках по электронному приложению к учебнику. При выполнении задания ребята слышат характерный звук, оповещающий о том, правильно или неправильно они выполнили вычисление. | - анализ, сравнение, обобщение (П); - извлечение из текстов необходимой информации (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
7.Включение в систему знаний и повторение | -Ну вот, пока наступило затишье, мы поработаем с нашими учебниками.
Слайд 18
Примеры №1
1, 2 примеры решить с объяснением на доске.
3, 4 примеры самостоятельно . Проверка: из предложенных ответов выберите верный. 60, 50, 63, 81, 91, 80, 73.
Задача № 2 - Прочитайте задачу № 2 .
- О ком говорится в задаче?
- Что говорится?
- Составим краткую запись к задаче.
- Какая это задача простая или составная?
Почему?
- Составим план решения задачи.
На доске записи: 40 - 5 |
| 40 – (40 – 5) |
| (40 + 5) – 40 | 40 + 5 |
| (40 – 5) + 40 |
| 40 + (40 + 5) |
-Какие из предложенных выражений являются решением задачи. Почему?
- А в это время в ледовом дворце начинается ледовое зрелище – фигурное катание.
Слайд 19
- Фигурное катание бывает одиночным, бывает парным. Мы с вами займемся парным катанием. -Сели парами. Работаем на листах. Решите примеры, около ответов напишете буквы, которые соответствуют правильным ответам.
I вариант 17 + 20 = 38 – 8 = 35 – 15 = 70 - 40 = 50 – 1 = 60 + 0 = 90 – 8 = | 37-М 40 -Ж 20-Л 30 -О 82 –Ы 25 -А 60-Ц 49-Д |
II вариант | 17 + 20 = 38 – 8 = 35 – 15 = 70 - 40= 50 – 1 = 60 + 0 = 90 – 8 = | 37 -М 40 -Ж 20 -Л 30-О 82 -Ы 25- А 60 -Ц 49 -Д |
- Ребята, у тех, кто верно выполнил задание, появилось - какое слово ? |
Учащиеся читают стихотворение на слайде, открывают учебники.
Выполняют задание.
Читает 1 ученик
- Об Оле.
- Что она прочитала 40 страниц и осталось прочитать на 5 страниц меньше чем она прочитала.
Дети составляют краткую запись к задаче.
- Составная.
- Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, поэтому она решается в два действия, значит, она составная.
Учащиеся рассуждают: Все страницы – это страницы, которые прочитала Оля, и страницы, которые ей осталось прочитать. Оля прочитала 40 страниц. А сколько страниц ей осталось прочитать, нам неизвестно, значит, нужно найти. Потом мы узнаем, сколько всего страниц в книге.
Ребята выбирают решение задачи и записывают в тетрадь.
Учащиеся читают текст на слайде.
Выполняют задания по вариантам.
| - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - контроль, коррекция, оценка (Р) ; - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К). |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) | - Ну вот мы познакомились с зимними видами спорта.
Слайд 20
-Как вы думаете, изменилось ли настроение нашего человечка?
- Как? Возьмите у себя на парте маленькую копию нашего математического человечка. Нарисуйте ему новую улыбку, чтобы было видно, с каким настроением вы заканчиваете этот урок.
- Как вы думаете, почему настроение нашего гостя улучшилось?
-Чему научились сегодня на уроке?
Что еще нового вы сегодня узнали?
-Что же нужно делать, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы никогда не болели, были бодры и веселы?
- Сегодня вы все работали замечательно, просто отлично.
-Урок окончен.
|
У каждого ребёнка на парте изображение математического человечка, они дорисовывают улыбку.
- Он познакомился с зимними видами спорта и у него все получилось.
- Решать примеры нового вида и задачи.
- Узнали, зимние виды спорта.
Выслушиваются ответы детей.
| - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); - самооценка на основе критерия успешности (Р); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - планирование учебного сотрудничества (К). |