Урок по математике 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Вычисления вида 38+2, 40-8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychisleniya_vida_328_40-8.docx110.05 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКА МАТЕМАТИКИ

НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ТЕМА УРОКА: "Вычисления вида 32+8, 40-8"

ТИП УРОКА: урок-игра

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Формировать умение выполнять вычисления вида 32+8, 40-8.
  2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, логическое мышление, внимание.
  3. Прививать желание быть здоровым, умение сохранять своё здоровье через занятия спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: Учащиеся научатся выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; решать задачи разными способами; читать и сравнивать выражения, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: применять правила о порядке выполнения действий в число в выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, медиапроектор, компьютер, экран;

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок,
Без волнений, без тревог,
Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.

Слайд 1

– Ребята, какую большую тему мы изучаем?

- Сегодня на уроке мы продолжаем эту тему: «Письменные вычисления».

Посмотрите, какой необычный человечек пришёл к нам в гости, математический. А почему он так называется, как вы думаете?

Сбоку на доске висит изображе-ние математического человека.

- Из каких фигур он состоит?

- Сколько треугольников, четырёхугольников, кругов?

- Каких фигур больше?

- На сколько четырехугольников больше, чем треугольников?

- А какое настроение у нашего гостя?  

- Да, он загрустил. А что же с ним произошло: у него пропал аппетит, настроения нет, бодрость и силы исчезли куда-то?

Он мечтает узнать о соревнованиях по зимним видам спорта.

- Ребята, поможем математическому человеку познакомиться с зимними видами спорта.

- Спортсмены очень много работают, тренируются, чтобы достичь высоких результатов, поэтому и мы не должны отставать от них, решим все предложенные задания на уроке и тогда поможем вернуть нашему гостю хорошее настроение, бодрость и силы.

- Письменные вычисления.

- Он состоит из геометрических фигур.

- Четырехугольники, треугольники, окружности.

- 2 треугольника, 5 четырехуголь-ников, 5 окружностей.

- Окружностей и четырехугольни-ков.

- На 3 (5-2=3).

- Грустное.

- Да.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);
- целеполагание (Р);
- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

- А чтобы у нас всё получилось, необходимо расставить числа в порядке возрастания.

Слайд 2

- Ну вот, мы «телепортировались»  и сразу попали на соревнования лыжников.

Слайд 3

- Давайте немного поможем нашей сборной по лыжам. Смотрите, у них на пути встает лес. А в лесу очень много елок, которые надо объезжать, а  на это теряются драгоценные минуты.

Слайд 4

- Давайте поможем быстрее объехать эти вечнозеленые деревья.

Слайд 5

- Но посмотрите, теперь перед нашими лыжниками появились огромные ямы и ухабы. Надо им помочь.

Слайд 6

- Ну, вот мы и помогли нашим спортсменам-лыжникам. Теперь давайте заглянем в ледовый дворец. Что там сейчас происходит?

Слайд 7

- Ого, да тут идут соревнования по хоккею.

- Ребята, а ведь хоккей - игра командная, на льду играет команда из пяти человек. Как раз столько  человек необходимо для выполнения следующего задания.

На доске цепочка примеров:

- Забили гол и помогли  нашей команде по хоккею выиграть матч.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-  Покидаем ледовый дворец, но мы туда ещё вернёмся.

- На лыжне появились биатлонисты. Как раз сейчас они проходят огневые рубежи.

Слайд 8

- Перед Вами два огневых рубежа, один проходят в положении «лежа», второй – в положении «стоя».

Слайд 9

- Надо выстрелить в лишнее выражение.

На слайде эти выражения закрываются.

-Какие записи оказались лишними?

Слайд 10

- А мы уже решали такие примеры?

- Так давайте сформулируем тему нашего урока.

Слайд 11

- Давайте сформулируем цели урока.

- Подумаем, как записать эти примеры «в столбик».

Я записываю примеры на доске.

Проверка решения:

Слайд 12

- А можем мы с такой же легкостью решить пример 40 – 8 «в столбик»?

На слайде расставляются числа в порядке возрастания, появляется запись:

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!

Работа по слайду над составом числа

На слайде решается цепочка примеров.

Учащиеся читают  текст на слайде.

Ребята решают с объяснением и передают друг другу пас.

Учащиеся читают  текст на слайде.

Ученики называют лишние выражения:

  • 32 + 8
  • 40 – 8
  • 32 + 8
  • 40 – 8

-Нет

Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8.

- Будем учиться выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; продолжим отрабатывать навыки вычислений выражений изученных видов, решения задач.

 Дети записывают примеры в тетради.

Один ученик решает первый пример с объяснением  у доски, а остальные дети записывают в тетрадях.

- Нет.

- анализ, сравнение, обобщение (П);
- использование  знаково-символических средств (П);
- выполнение  пробного учебного действия (Р);
- фиксирование  индивидуального затруднения  в пробном действии (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                        
- учёт разных мнений (К).  

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

- Почему мы не можем решить этот пример?

- А как нам выйти из этой ситуации?

ДИСК

- Не знаем, как из 0 единиц вычесть 8 единиц.

- Давайте сначала поработаем со счетными палочками. И мы увидим, как происходит это действие.

- подведение под понятие (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4.Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 13

Слайд 14

- А теперь решим этот пример «в столбик».

Решая пример 40 – 8, обращаем внимание, что в числе 40 нет отдельных единиц, следовательно, из 4 десятков надо взять 1 десяток (как развязывали десяток палочек) и передать его единицам. Для того чтобы не забыть, что 1 десяток взят, надо поставить над цифрой 4 точку. Один десяток это 10 единиц, из 10 единиц вычесть 8 единиц получится 2 единицы, записываем под единицами. Из 4 десятков 1 десяток забрали, значит осталось 3 десятка, подписываем под десятками. Получилась разность 32.

Еще раз разбираем этот пример на слайде с комментированием.

Слайд 15

Ребята берут в руки четыре десятка, один десяток развязывают и убирают из него 8 палочек. Считают оставшиеся палочки. Получилось 3 дес. 2 ед., т.е. 32.

- самоопределение (Л);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
- планирование (П);
- прогнозирование (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

5.Первичное закрепление во внешней речи

- А теперь решим еще один такой пример с комментированием. Записываем пример в столбик:

60 – 4.

Учитель решает у доски с комментированием.

- Устали? Давайте мы с вами сделаем зарядку.

ФИЗМИНУТКА

- Теперь с нашей помощью сборная завоевала медали по биатлону.

Учащиеся записывают в тетради.

- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- использование  знаково-символических средств (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Вот уже  мы с вами  сегодня на спортивной о лыжне – помогли лыжникам и биатлонистам. Давайте посмотрим, что происходит в это время на других трассах.

- Ага, а  в это время проходит соревнование бобслеистов на скоростной трассе.

Слайд 16

- Вот и мы с вами поработаем на трассе. А трасса наша – это задание электронного помощника.

Слайд 17

 - Кто самый быстрый в решении примеров в столбик по новой теме?

После выполнения задания объявляется бобслеист-победитель.

Учащиеся читают  текст на слайде.

Работа на ноутбуках по электронному приложению к учебнику. При выполнении задания ребята слышат характерный звук, оповещающий о том, правильно или неправильно они выполнили вычисление.

- анализ, сравнение, обобщение (П);
- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);      
- контроль (Р);  

- коррекция (Р);  

- оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7.Включение в систему знаний и повторение

-Ну вот, пока наступило затишье, мы поработаем с нашими учебниками.

Слайд 18

Примеры №1

1, 2 примеры решить с объяснением на доске.

3, 4 примеры самостоятельно

.

Проверка: из предложенных ответов выберите верный.

60, 50, 63, 81, 91, 80, 73.

Задача № 2

- Прочитайте задачу № 2 .

- О ком говорится в задаче?

- Что говорится?

- Составим краткую запись к задаче.

http://festival.1september.ru/articles/637549/2.gif

- Какая это задача простая или составная?

Почему?

- Составим план решения задачи.

На доске записи:

40 - 5

40 – (40 – 5)

(40 + 5) – 40

40 + 5

(40 – 5) + 40

40 + (40 + 5)

-Какие из предложенных выражений являются решением задачи. Почему?

-  А в это время в ледовом дворце начинается ледовое зрелище – фигурное катание.

Слайд 19

- Фигурное катание бывает одиночным, бывает парным. Мы с вами займемся парным катанием.

-Сели парами. Работаем на листах. Решите примеры, около ответов напишете буквы, которые соответствуют правильным ответам.

I вариант

17 + 20 =

38 – 8 =

35 – 15 =

70 - 40 =

50 – 1 =

60 + 0 =

90 – 8 =

37-М

40 -Ж

20-Л

30 -О

82 –Ы

25 -А

60-Ц

49-Д

II вариант

17 + 20 =

38 – 8 =

35 – 15 =

70 - 40=

50 – 1 =

60 + 0 =

90 – 8 =

37 -М

40 -Ж

20 -Л

30-О

82 -Ы

25- А

60 -Ц

49 -Д

- Ребята, у тех, кто верно выполнил задание, появилось

- какое слово ?

Учащиеся читают стихотворение на слайде, открывают учебники.

Выполняют задание.

Читает 1 ученик

- Об Оле.

- Что она прочитала 40 страниц и осталось прочитать на 5 страниц меньше чем она прочитала.

Дети составляют краткую запись к задаче.

- Составная.

- Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, поэтому она решается в два действия, значит, она составная.

Учащиеся рассуждают:

Все страницы – это страницы, которые прочитала Оля, и страницы, которые ей осталось прочитать. Оля прочитала 40 страниц. А сколько страниц ей осталось прочитать, нам неизвестно, значит, нужно найти.

Потом мы узнаем, сколько всего страниц в книге.

Ребята выбирают решение задачи и записывают в тетрадь.

Учащиеся читают  текст на слайде.

Выполняют задания по вариантам.

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р) ;
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Ну вот мы познакомились с зимними видами спорта.

Слайд 20

-Как вы думаете, изменилось ли настроение нашего человечка?

- Как? Возьмите у себя на парте маленькую копию нашего математического человечка. Нарисуйте ему новую улыбку, чтобы было видно, с каким настроением вы заканчиваете этот урок.

- Как вы думаете, почему настроение нашего гостя улучшилось?

-Чему научились сегодня на уроке?

Что еще нового вы сегодня узнали?

-Что же нужно делать, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы никогда не болели, были бодры и веселы?

- Сегодня вы все работали замечательно, просто отлично.

-Урок окончен.

У каждого ребёнка на парте изображение математического человечка, они дорисовывают улыбку.

- Он познакомился с зимними видами спорта и у него все получилось.

- Решать примеры нового вида и задачи.

- Узнали, зимние виды спорта.  

Выслушиваются ответы детей.

- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
- самооценка на основе критерия успешности (Р);
- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
- планирование учебного сотрудничества (К).

 

http://festival.1september.ru/articles/637549/1.gif

http://festival.1september.ru/articles/637549/1.gif

http://festival.1september.ru/articles/637549/1.gif

http://festival.1september.ru/articles/637549/1.gif

http://festival.1september.ru/articles/637549/1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Открытый урок по математике класс. Угол. Виды углов.

конспект урока по математике.2 класс...