Технологическая карта "Конкретный смысл арифметического действия умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Бизяева Валентина Петровна

Технологическая карта урока математики во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx130.79 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тип урока: «Открытие нового знания»

Тема: «Конкретный смысл арифметического действия умножения»

Учитель:      Бизяева В.П.                                              

Цель: дети познакомятся с новым арифметическим действием - умножение

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. Обучающиеся научатся принимать учебные цели, проявлять желание учится

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Регулятивные: обучающиеся получат возможность: учиться планировать свои действия по ознакомлению с действием умножение в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  2. Предметные: обучающиеся получат возможность: учиться выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  3. Коммуникативные: обучающиеся получат возможность: учиться понимать содержание вопросов воспроизводить вопросы и отвечать на них.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Обучающиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых.

Оснащение урока:

Для учителя: презентация, технологическая карта, учебник «Математика» 2 класс 2 часть И.И. Моро «Школа России»

Для учащихся: тетрадь для учеников, учебник «Математика» 2 класс 2 часть И.И. Моро «Школа России»


ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения,

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологически настраивает детей на урок.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараемся понять,

Многое хотим узнать!

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Л. Проявление доброжелательности к учителю, товарищам

Мотивация к деятельности

Создание успеха

Демонстрация

Практическая работа

Поощрение

2.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 

Организует подготовительную работу к новой теме. 

Ребята послушайте задачку: Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?

На доске написаны примеры (см. приложение 1) на сложение разных слагаемых и одинаковых.

Ребята я предлагаю вам решить эти примеры.

Выходят по одному и решают примеры у доски на сложение разных и одинаковых слагаемых. Поясняют свои действия

Карандаш.

Р. ориентация школьника в разных видах задания, поиск ответов на вопросы и т.д.

К. использование учеником адекватных речевых высказываний

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание 

,

3.2. Открытие нового знания. 

,

3.3.Первичное закрепление 

3.4.  Самостоятельная работа 

3.5. Повторение и включение в систему знаний 

Организует работу по формулировке темы и цели урока.

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Откройте учебник на странице 47. Мы с вами начинаем изучать новый раздел. Так чем же мы сегодня будем заниматься?

Организует работу по классификации сумм.

Ребята, мы с вами решали примеры. Что особенного, необычного вы увидели в этих примерах

Давайте мы с вами выделим эти слагаемые и запишем в тетрадь в столбик

Ребята, а какое завтра число?

А завтра есть какой-нибудь праздник?

А какой?

А вы будете дарить мама подарки и цветы?

Организует работу по выявлению конкретного смысла умножения.

Ребята, посмотрите, даже в нашем классе распустились цветы (на слайде букеты цветов).

А сколько цветов в каждом букете? Ребята, сколько вы видите букетов?

А мы можем узнать сколько цветов во всех букетах?

А как мы можем это узнать?

Давайте с вами запишем в тетрадь пример, как можно посчитать цветы.

Ребята, так сколько же у нас цветов?

В этой записи есть что-то необычное?

Кто-нибудь из вас знает, каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? (Действие сложение можно заменить действием умножение.)

Докажем это прочитав правило.

Откройте учебник на странице 48. Найдите в правиле 3 абзац. Внимательно его прочитайте несколько раз про себя.

Теперь прочитайте шепотом.

….(ученик) Прочти, пожалуйста, правило вслух для всех.

Теперь вместе прочитаем правило вслух. Закройте правило рукой и попробуйте рассказать правило наизусть шепотом. Кто-то хочет прочесть его вслух.

Ребята, так какое действие называют умножением?

Кто-нибудь знает, как записывается действие умножение?

Ребята, при умножении первым записывается то число, которое складываем, (запишите это в тетрадь) отступаем клеточку и записываем то число, которое обозначает, сколько таких слагаемых сложили (запишите). Между этими числами ставим знак умножения.

Ребята, кто-нибудь знает какой знак обозначает действие умножение?

Действие умножение обозначает знак ТОЧКА (запишите).

Ребята найдите на этой же странице в учебнике в правиле 4 абзац и прочтите его про себя.

Кто нам скажет, как правильно читать действие умножение?

Организует работу по объяснению записи замены сложение умножением по рисунку.

Ребята найдите на стр. 48 №1. Давайте прочитаем задание.

Рассмотри рисунок и объясни записи. Прочтите задание про себя и шепотом.

… (ученик) прочти задание вслух.

Итак, что нам нужно сделать? (приложение 2)

Выполнение задания детьми

Повторение правила.

Организует самостоятельную работу по изученному ранее материалу.

Ребята найдите в учебнике на стр.48 №5. Вам необходимо решить примеры в тетради (приложение 3).

Организует взаимопроверку.

А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте примеры, которые он решал и поставьте оценку на полях карандашом.

 ФИЗМИНУТКА

Организует работу над задачей.

Найдите№2. Задача: На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше. Поставь разные вопросы  и реши задачи.

Прочтите теперь про себя и шепотом. ...(ученик) прочти задачу вслух.

Итак, какие вопросы мы с вами можем поставить?

Давайте с вами решим задачу с первым вопросом. Решение синтетическим способом (приложение 4).

А теперь давайте решим задачу со вторым вопросом.  Решение задачи аналитическим способом (приложение 5).

Организует работу по закреплению изученного материала

Ребята, в начале урока, мы с вами записывали в тетрадь примеры. Напомните, что особенного было в этих примерах?

А каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

Как правильно записывать действие умножение?

Как обозначается знак действие умножение?

Как читается?

Отступив 5 клеточек от вашей записи примеров на сложение. Запишите эти же примеры, только на умножение.

Открывают тетради и записывают число и классная работа

Читают название раздела, темы и цели.

В некоторых примерах слагаемые одинаковые

Записывают примеры  в тетрадь в столбик.

8 марта

Да

Международный женский день. День все мама и бабушек.

Да

Смотрят на слайд. Наблюдают. Анализируют увиденное

3

4

Да

Сложить все цветы

Дети записывают в тетрадь, один ученик у доски. 3+3+3+3=

12

Все слагаемые одинаковые

Ответы детей. (умножением)

Открывают учебник и читают правило про себя.

Читают шепотом.

Читают вместе вслух

Заучивают правило.

Сложение одинаковых слагаемых называют умножением

Ответы детей.

Слушают объяснение учителя.

Ответы детей.

Читают правило.

Рассказывают правило.

Читают задание

Рассмотреть рисунок. Объяснить запись.

Выполняют задание

Решают примеры в тетради

Выполняют взаимопроверку

Слушают задачу

Читают задачу в учебнике.

Сколько лип на второй аллее? Сколько лип на двух аллеях?

Ведут беседу с учителем. Решают задачу.

В этих примерах слагаемые были одинаковые.

Умножением

Первым то число, которое складываем, отступаем клеточку и записываем число, которое обозначает, сколько таких слагаемых сложили.

Действие умножение обозначается знаком точка.

ПО 3 ВЗЯТЬ 4 РАЗА.

Заменяют сложение умножением

Р: постановка цели, проговаривание

Р. самоорганизация   школьников, подготовка к выполнению деятельности планирование.

К. использование учеником адекватных речевых высказываний для планирования деятельности.

П. выполнение и представление работы

К. взаимодействие с товарищами

П. ориентация школьника в разных видах задания

Р. умение школьника решать поставленную задачу

П. выполнение и представление работы

П. умение использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности

Работа по учебнику

Исследование

Беседа

Поощрение

Наблюдение

Беседа

Обобщение

Работа по учебнику.

Наблюдение

Практическая работа

Практическая работа

Поощрение

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Поощрение

Работа с учебником

Беседа

Рассказ

Практическая работа

Поощрение

Беседа

Обобщение

Практическая работа

  1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организует работу по подведению итогов и самооценке детей.

Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?

Ребята, что вам осталось непонятным?

Замечательно.

А теперь закройте тетради и учебники, отложите их на край стола. Откройте дневники и запишите номера  домашнего задания. Страница 48 номера 3 и 4.

Мы узнали, что сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.

Это действие обозначается ТОЧКОЙ.

Объясняют, как пишется и читается.

Ответы детей.

К. использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата

Р.самоанализ

Л. самооценка, проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю.

Поощрение

Самооценка


Приложение 1

Примеры для актуализации знаний

2+8= (10) К двум прибавить восемь получим десять

9+9= (18) К девяти прибавить один получим десять, к десяти прибавить восемь получим восемнадцать.

36+4= (40) К шести прибавить четыре получим десять, к тридцати прибавить десять получим сорок.

40+40= (80) Сорок – это четыре десятка, к четырем десяткам прибавить четыре десятка получим 8 десятков. 8 десятков – это восемьдесят

84+5=(89) К четырем прибавить получим девять. К восьмидесяти прибавить девять получим восемьдесят девять


Приложение 2

Задания к №1

              2+2+2+2+2+2+2=12   2*6=12

toys9.gif   toys9.giftoys9.giftoys9.giftoys9.gif4+4+4+4+4=20    4*5=20

Приложение 3

Примеры из учебника стр. 48 №5

100-(3+67)

(32+18)-46

59+16+4

35+5+28

21-9

43+9


Приложение 4

Беседа с детьми, для решения задачи синтетическим способом.

1 аллея        12 лип

2 аллея        ? лип        4 липы

Известно, что на одной аллее посадили 12 лип, а на другой на 4 липы больше.

Что мы можем узнать по этим данным? (сколько лип посадили на 2 аллее)

Каким действием? (Сложением)

Почему? (Потому что лип НА 4 больше)

12+4=16 (л.) – на второй аллее.        К двум прибавить четыре получим шесть. К десяти прибавить шесть получим шестнадцать

Что нужно было узнать в задаче? (сколько лип на второй аллее)

Ответили ли мы на главный вопрос? (да)


Приложение 5

Беседа с детьми, для решения задачи аналитическим способом

1 аллея        12 лип

2 аллея        ? лип        4 липы        ? лип

Ребята, можно ли сразу узнать сколько лип посадили на двух аллеях? (нет)

Какие данные нужны для ответа на главный вопрос? (Сколько лип на 1 и 2 аллее)

Каких данных не достает? (Сколько  лип на 2 аллее)

Можно ли узнать сколько лип посадили на второй аллее? (да)

Что для этого нужно знать? (сколько лип на 1 аллее на сколько лип  на второй аллее больше)

Есть ли эти данные в задаче? (Да)

Каким действием мы можем это узнать? (Сложением)

12+4=16 (л.) – на второй аллее        К двум прибавить четыре получим шесть. К десяти прибавить шесть получим шестнадцать

Теперь мы можем узнать сколько лип на двух аллеях? (Да)

Каким действием мы можем это сделать? (Сложением)

12+16=28 (л.) – на двух аллеях        К двум прибавить шесть получим восемь. Десять – один десяток. К одному прибавить один получим два. Два десятка – это двадцать. К двадцати прибавить восемь получим двадцать восемь.

Ответили ли мы на главный вопрос задачи? (Да)


САМОАНАЛИЗ УРОКА

1.Тема урока: «Конкретный смысл умножения», программа «Школа России», «Математика 2» 2 часть, Моро М.И. Урок 1 в данном разделе. Урок открытия нового знания.

2.Класс активен, работоспособен.

3.Урок проводится впервые в новом разделе «Умножение и деление». Урок связан с предыдущей темой с помощью сложения и вычитания в пределах 100.

4.Цель урока: дети познакомятся с новым арифметическим действием - умножение.

5.Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались с   помощью методов: беседа, работа по учебнику  на этапах: актуализация опорных знаний (Сложение одинаковых слагаемых), Организация познавательной деятельности (Умение решать задачи практического содержания).

6.-Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения решались с помощью методов: беседы, создание ситуаций успеха,  практическая работа, упражнение на этапах: мотивации, рефлексия учебной деятельности (Положительное отношение к школе, к изучению математики)

-Задачи, направленные на достижение коммуникативных результатов обучения решались с помощью беседы, практической работы, упражнения, обобщение, рассказ,  работа с учебником на этапах: актуализации опорных знаний, организации познавательной деятельности, рефлексии деятельности на уроке (Использование учеником адекватных речевых высказываний, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников).

-Задачи, направленные на достижение познавательных результатов обучения решались с помощью методов: беседа, практическая работа, упражнение, наблюдение, обобщение, рассказ,  работа с учебником на этапе организация познавательной деятельности (Выделять в явлениях существенные и несущественные признаки, необходимые и достаточные признаки).

-Задачи, направленные на достижение регулятивных результатов обучения решались с помощью методов: беседа, практическая работа, упражнение, работа с учебником на этапах: актуализация опорных знаний, организация познавательной деятельности, рефлексии деятельности на уроке (Понимание  и принятие учебных задач, поставленных учителем, на разных этапах обучения).

7.Я старалась включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Я считаю, что урок достиг поставленной цели, критерием этой оценки являются освоенные демонстрируемые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арифметические действия. Умножение и деление.

Арифметические действия. Умножение и деление....

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение числа 2. Умножение на 2" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения таблицы умножения числа и составление таблицы умножения на 2, пользуясь переместительным законом умножен...

Технологическая карта урока математики «Переместительное свойство умножения. Умножение 9 и на 9» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Переместительное свойство умножения. Умножение 9 и на 9»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с таблицей умножения числа и составление...

технологическая карта урока по математики «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: знакомство с таблицей умножения числа и составл...

Технологическая карта урока математики "Арифметические действия с многозначными числами" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Задачи урокаДидактические:1. обобщить и систематизировать знания о порядке выполнения арифметических действий;2. формировать умение определять порядок выполнения арифметических действий.Развивающие:1....

Тема: Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком.

Урок математики в 3 классЦель урока: учить  решать задачи на деление с остатком;- закреплять приёмы внетабличного умножения и деления;- развивать познавательный интерес;- совершенствовать вы...