Урок математики "Геометрические фигуры" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Голованова Ия Ивановна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Геометрические фигуры" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по математике   4 класс

                               

Учитель: Голованова Ия Ивановна

Тема: Геометрические фигуры

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся  по теме через использование технологии КСО, содействие развитию практических навыков работы с  геометрическим материалом.

Образовательная цель: актуализация и обобщение знаний учащихся по теме «геометрические фигуры», формирование умения решать задачи.

Развивающая цель: развитие самостоятельно применять знания и умения в знакомой  и новой ситуациях, их перенос в новые условия; развитие логического мышления, внимания, творческих способностей, коммуникативных умений; развитие у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательная цель: воспитание ответственности за результаты собственной и совместной деятельности, целеустремленности, культуры общения при работе в парах и группах.

    Оборудование: телевизор DVD, компьютер, мультимедийное оборудование, доска, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в МГ, учебник «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова, 4 класс.

Знать:  

1. Название геометрических фигур.

 2. Виды фигур и их признаки.

               

Уметь:  

  1. Чертить геометрические фигуры и обозначать их буквами.
  2. Находить периметр  и площадь фигур, длины ломаных и отрезков.

п/п

Содержание учебного материала

Управление деятельностью учащихся

1.

1.1

1.2

2.

2.1.

2.2

2.3

2.4

3.

3.1

3.2

4.

5.

5.1

6.

6.1

7.

Организационный момент.

Цель: создать настрой на самоорганизацию.

Здравствуйте гости!

Здравствуйте дети!

Мы пришли учиться,

Обещаем, что сегодня

Не будем мы лениться!

 - Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Ия Ивановна Голованова.

    - Ребята, каким вы хотите, чтобы получился урок математики? (интересным, веселым, увлекательным)

- От кого это зависит?

 - Это будет зависеть от нас и от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

Покажите мимикой, какое у вас настроение?

   Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе!

(Включить фильм о Нижневартовском районе)

Говорю на фоне фильма слова:

Птица ль с криком легла на крыло…

Дождь во мрак ли вползает тревожно.

В каждом звуке я слышу одно:

«Полюбить этот край - тяжело,

Разлюбить этот край  -  невозможно».

Я приехала из поселка Излучинска Нижневартовского района.

Включаю слайд Нижневартовского района.

Актуализация субъектного опыта учащихся

Цель: актуализировать знания детей по теме и обеспечить принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Сегодня мы отправимся в путешествие по Югорской Земле.

 - Все населенные пункты  на карте отмечаются точками.

 - Расстояния от одного пункта до другого соединяются отрезками.

  - Соединяя несколько точек (т.е. населенных пунктов) получаем фигуры.

- Какие фигуры видите?

- Какая наука изучает фигуры? (Геометрия)

В переводе с греческого гео – Земля, метрия – измерять, мерить.

 - Как вы думаете, по какой теме будем работать?

- С какой целью? Обобщить знания по теме «Геометрические фигуры».

Что нужно знать?

1. Название геометрических фигур.

 2. Виды фигур и их признаки.

               

Уметь?  

  1. Чертить геометрические фигуры и обозначать их буквами.
  2. Находить периметр и площадь фигур, длины ломаных и отрезков.

Открыть на доске (знать – уметь).

Помогите Югорке отгадать загадки.

 Назовите геометрические фигуры, и вы узнаете – буквы, из букв слово, каким способом  будем  путешествовать.

1. У этой фигуры нет углов, сторон и вершин (круг).

2. Имеет 4 стороны, и все они равны (квадрат).

3. У этой фигуры 3 стороны (треугольник).

4. Четырехугольник, у которого параллельны только 2 стороны (трапеция).

5. Эта фигура имеет 6 углов (шестиугольник).

6. Об этой фигуре разносится весть, у неё 5 вершин есть (пятиугольник).

7. Эта фигура имеет 8 сторон, 8 углов, 8 вершин (восьмиугольник).

- Какое слово получили?

М      А      Р       А       Ф      О     Н

- Объясните, что означает слово марафон?

 Марафон – это бег или кросс на длинные дистанции.

   - С 1921 года дистанция марафона – равна  42км 195 м.

 - У нас  сегодня на уроке -  виртуальный геометрический марафон, старт из поселка Излучинска.

- Нашим проводником  в марафоне  будет хантыйский мальчик Югорка из книжки «Югоркины Горки» автор – учитель Екатерина  Дорошко. В этой книжке собраны стихи о нашем крае, она популярна среди учеников начального звена.

Чтобы не сойти с дистанции надо быть внимательными, старательными и вместе с Югоркой преодолеть марафон.

Обобщение  и систематизация знаний и способов деятельности.

Цель: формировать целостную систему ведущих знаний по теме.

Отправляемся вместе с хантыйским мальчиком из поселка Излучинск в  село Большетархово. 

В переводе с хантыйского языка «тарх» означает «журавлиный остров», отсюда и название села.

(на доске висит карта, на которой отмечена  дистанция).

- Какую работу с геометрическими фигурами вы выполняли на предыдущих уроках?

Сейчас мы повторим сходства и различия геометрических фигур, работать будете в группах.

- Ребята, у вас на столе: карточка с заданием, конверт с фигурами и чистый лист бумаги. Возьмите карточку. С какой целью будете работать? Прочитайте справа –  как будете работать, слева – по какому плану.

Когда ваша группа будет готова, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх.

Желаю успехов в работе!

 Каждая группа выступает у доски по плану, остальные дополняют.

- Оцените работу группы?

Появляются слова: многоугольники, четырехугольники, треугольники.

- К каким фигурам они относятся?

На доске формулы.  К какой группе фигур они относятся?

- На какие знания опирались в работе? Молодцы, Югорка благодарит вас за помощь!

  Отправляемся в село Охтеурье Нижневартовского района. В переводе с хантыйского означает селение на протоке. Славиться разведением пушных зверей.

Практическая работа.

 - Ребята, зачем на урок я принесла апельсин? Это геометрическое тело. Разрезаю, рассекаю его пополам. Какую фигуру получили на срезе?

 - Назовите геометрические тела, которые можно разрезать и на срезе увидеть геометрические фигуры.

- Хотите проверить свои умения и провести исследовательскую работу.

 - У вас на столе объемные фигуры из пластилина.

- Как они называются? (пирамида, куб, призма)

- Разрежьте эти фигуры по горизонтали или по вертикали, какие геометрические фигуры вы увидите на срезе.

- Как будете работать? (дружно, слажено, тихо)

Работа в ПСС.

Выступление контрольной пары.

- Оцените работу ребят.

Кто дополнит, у кого получились другие результаты?

- Ребята, Югорка взял с собой оберег. Из каких фигур состоит орнамент оберега?

Молодцы, отлично! Вы справились с заданием, помогли Югорке.

Физминутка.

 А сейчас немного отдохнем,

встаньте, руки вперед,

покажите руками окружность.

Начертите 2 руками вместе -  окружность,

2 руками по отдельности – 2 окружности.

Начертите глазами треугольник, прямоугольник.

Возьмитесь за руки. Какую фигуру получили?

Раз– два потянулись,

3 – 4 улыбнулись. Тихо сели.

Закрепление ЗУН по теме

Цель: закрепить умения чертить геометрические фигуры.

Следующая остановка – Ларьяк. Это бывший районный центр, в переводе с хантыйского языка «народ с заливных лугов».

    Югорка просит вас помочь выполнить задания на планшетах, начертите фигуры с помощью линейки.

  1. Югорка идёт по дороге длиной 18 м. Треть этой дороги он прошёл и остановился. Изобразите дорогу в виде отрезка и укажите точкой и буквой место, где остановился Югорка. Какое расстояние он прошёл?
  2. Начерти стойбище для оленей в виде

      квадрата, периметр которого 48 м.

      Обозначь фигуру буквами, укажи длину

      квадрата.

Поднимите и покажите планшет с выполненными заданиями.

- Какие умения закрепили?

Молодцы! Все с заданиями справились!

  Применение ЗУН в новых условиях.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями.

Следующая остановка – Сосновый Бор. Эта национальная деревня, расположенная в удивительно красивом, почти   нетронутом человеком месте.

 

 - Хотите еще раз проверить свои силы, ЗУН?

- Возьмите разноуровневую карточку №5.  Прочитайте, с какой целью будем работать?

Инструктаж

1) Прочитайте задания.

2) Выберите задание, с которым справитесь.

-  Поднимите руку, кто выбрал 1 задание? 2? 3?

- Желаю выполнить работу на 5 и 4!

Сверка по ключу.

Кто не допустил ошибок? Кто ошибся?

Молодцы!

 

Подведение  итогов. Оценка.

Цель: Анализ и оценка успешного достижения цели.

 - Мы попали  в село Корлики. Это самая удалённая точка на карте Нижневартовского района. В переводе с Хантыйского – означает место болотного глухаря.

Мы вместе с Югоркой преодолели виртуальный марафон.

 - Какой фигурой обозначен пройденный нами путь? (ломаной линией)

- Какие умения закрепили?

 

- Кто доволен собой?

 - Чем запомнился урок?

- Кого заинтересовала информация о нашем крае, обратитесь к выставке книг (на столе выставка книг).

Я благодарна вам за урок, мне было приятно с вами работать.

 - Завершив наш марафон, оцените себя, какого места вы достойны на ваш взгляд?

Прикрепите фигурки на пьедестале успеха.

 Дорогие ребята, хантыйский мальчик Югорка дарит вам  на память книжку «Югоркины горки» и вручает сладкую медаль за  преодоление виртуального марафона!

Всем спасибо за работу! Урок окончен.

Самоорганизация

Психологический настрой

Фильм

Слайд 1- Нижневартовский район

Слайд 2 – Югорская Земля (карта)

Клики - 1, 2, 3.. 10

Клик – 11, 12

Слайд 3 – геометрия

Клики – 1, 2, 3, 4, 5

Введение в тему

Целеполагание

Слайд 4 -  (14 кликов) марафон

Занимательный материал

Объяснение смысла слова

Слайд 5 - Излучинск

Югорка

Показать книжку

Слайд 6 - Большетархово

Наглядность - карта

Работа в группах по разным карточкам, которые подчинены одной теме.

Карточка №1, 2, 3. 4.

Чтение заданий детьми.

Оценивание ответов

Слова

Формулы

Слайд 7 - Охтеурье

Связь с жизнью, проблема

Исследовательская работа

Работа  в ППС

Контрольная пара

Поисковая работа

Слайд 8 - Ларьяк

Слайд 9 - задания

Самостоятельная работа на планшетах

Самоосознание

Самоосмысление

Показывают планшеты

Сверка со слайдом

Слайд 10 - ключ

Слайд 11 – Сосновый Бор

На столе Разноуровневая карточка №5, которая состоит из заданий  разного  уровня сложности.

Инструктаж

Сверка по ключу.

Слайд 12 – ключ к разноуровневым заданиям

Слайд 13 - Корлики

Итог урока

Выставка книг

Слайд 14 – Ханты-Мансийск

Включить слайд с мелодией – Нижневартовский район

Составила     И. И. Голованова

Карточка №1  

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: повторить название геометрических фигур, умение объединять их по определенным признакам, обозначать фигуры буквами.

План работы

  1. Рассмотрите фигуры, назовите их 1 словом. Что их объединяет?
  2. Разбейте фигуры на группы. Чем они отличаются?
  3. Приклейте фигуры каждой группы на отдельный лист бумаги, обозначьте буквами.
  4. Подготовьтесь к ответу по плану (1 человек у доски).

  1. Работайте в группе по плану.
  2. Прочитайте задание, пользуйтесь учебником с. 106-107.
  3. Работайте дружно, говорите по очереди.

Карточка №2

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: повторить название геометрических фигур, умение объединять их по определенным признакам, обозначать фигуры буквами.

План работы

  1. Рассмотрите фигуры, назовите их 1 словом. Что их объединяет?
  2. Разбейте фигуры на группы. Чем они отличаются?
  3. Приклейте фигуры каждой группы на отдельный лист бумаги, обозначьте буквами.
  4. Подготовьтесь к ответу по плану (1 человек у доски).

1)Работайте в группе по плану.

2)Прочитайте задание, пользуйтесь учебником с. 106-107.

  1. Работайте дружно, говорите по очереди.

Карточка №3

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: повторить название геометрических фигур, умение объединять их по определенным признакам, обозначать фигуры буквами.

План работы

  1. Рассмотрите фигуры, назовите их 1 словом. Что их объединяет?
  2. Разбейте фигуры на группы. Чем они отличаются?
  3. Приклейте фигуры каждой группы на отдельный лист бумаги, обозначьте буквами.
  4. Подготовьтесь к ответу по плану (1 человек у доски).
  1. Работайте в группе по плану.
  2. Прочитайте задание, пользуйтесь учебником с. 106-107.
  3. Работайте дружно, говорите по очереди.

Карточка №4

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: повторить название геометрических фигур, умение объединять их по определенным признакам, обозначать фигуры буквами.

План работы

  1. Рассмотрите фигуры, назовите их 1 словом. Что их объединяет?
  2. Разбейте фигуры на группы. Чем они отличаются?
  3. Приклейте фигуры каждой группы на отдельный лист бумаги, обозначьте буквами.
  4. Подготовьтесь к ответу по плану (1 человек у доски).

  1. Работайте в группе по плану.
  2. Прочитайте задание, пользуйтесь учебником с. 106-107.
  3. Работайте дружно, говорите по очереди.

Карточка №5

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: умение решать задачи геометрического характера

Желтая

1) Рассмотри  рисунок 2 на полях в учебнике с.90. Найди периметр и площадь фигуры АВСD.

Синяя

2) Длина кедрового леса 24 м, а ширина в 3 раза меньше. Найди периметр и площадь кедрового леса.

Зеленая

3) Площадь соснового бора 3600 м², его длина 90 м. Найди периметр соснового бора.

Спасибо за работу!

  1. Работай в тетради самостоятельно.
  2. Выполни решение.
  3. Сверь по ключу.

  1. Работай в тетради самостоятельно.
  2. Выполни решение.
  3. Сверь по ключу.

1. Работай в тетради  

самостоятельно.

2. Выполни решение.

     3. Сверь по ключу.

Карточка №5

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: умение решать задачи геометрического характера

Желтая

1) Рассмотри  рисунок 2 на полях в учебнике с.90. Найди периметр и площадь фигуры АВСD.

Синяя

2) Длина кедрового леса 24 м, а ширина в 3 раза меньше. Найди периметр и площадь кедрового леса.

Зеленая

3) Площадь соснового бора 3600 м², его длина 90 м. Найди периметр соснового бора.

Спасибо за работу!

  1. Работай в тетради самостоятельно.
  2. Выполни решение.
  3. Сверь по ключу.

  1. Работай в тетради самостоятельно.
  2. Выполни решение.
  3. Сверь по ключу.

1. Работай в тетради  

самостоятельно.

2. Выполни решение.

     3. Сверь по ключу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...