Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Адаптационный этап | Фронтальная индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку. (наличие на столе учебной тетради ручка) Начать урок я бы хотела с одной интересной мысли «Решить задачу – это значит пережить приключение», которая принадлежит математику Вячеславу Викторовичу Произволову. – Как вы понимаете данное высказывание? - Верно, ребята! Мы с вами сегодня тоже будем переживать приключение, помогать одному сказочному персонажу. А о ком пойдет речь, вы узнаете по первым строкам. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.
– Это значит прожить какую-то историю с героями задачи и достичь поставленных целей. | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку. |
II. Основной этап. | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя. | Встал солдатик на постой Он с тоской глядит на стол. А старушка перед ним, Взгляд её совсем не люб, Бровки хмурит и сопит, Жадность в бабушке не спит ( слайд 1). – Кто узнал героев с которыми мы осуществим наше путешествие? – Героям какой сказки мы сегодня посвятим наш урок математики? – Но сегодня мы с вами будем не только помогать сказочным персонажам, но еще и сможем у них многому научиться: 13 – 10 – 7 + 3 = ? (слайд 2) Легко ли нам сразу решить этот пример? – Почему? – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( слайд 3 ) – Верно! Ну, что ж приступим. Нашему солдату нету, До её проблем и бед - Я бабуля есть хочу! - Тут в углах не пискнет мышь! Коль решишь заданья знай, Пущу тебя на уражай!
Наш солдат не знал каприз, Пред старушкой не раскис. 1.Запишите число, в котором 1 десяток и 3 единицы. 2. Число, в котором десятков и единиц поровну. 3. Число, которое стоит перед числом 17. 4.Число, которое следует за числом 18. 5. Число, в котором 1 десяток, а единиц на 3 больше. 6. Уменьшаемое 19, вычитаемое 10, запишите разность. Поменяйтесь тетрадочками для проверки. Над каждым правильным ответом ставьте «+», над неправильным «-». (слайд4 проверка) – Какое число здесь лишнее? – Почему? – Какие же задачи сегодня стоят перед нами на уроке? (слайд 5) Используйте для ответа написанные на доске начала фраз: Закреплять умение отнимать и прибавлять числа … Решать примеры и неравенства с числами…( слайд 5) – Ребята, перед вам пословица. (слайд 6) «Догадка не хуже разума.» – Как вы думаете, почему так говорят. – Про кого из героев нашей сказки можно так сказать? – А как эта пословица относится к математике? Эта пословица и будет девизом нашего сегодняшнего урока. | Слушают стихотворение.
– Солдат и бабушка. Отвечают на вопросы учителя.
– Каша из топора. – Нет! – Почему? Потому что мы сначала должны порешать примеры на сложение и вычитание до 20. Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 20.
Записывают ответы:13,11,16,19,14,9.
– 9 лишнее. Оно однозначное, а остальные двузначные.
от 11 до 20.
– Про солдата. | Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют тему, цель урока и учебную задачу. | Фронтальный. Самопроверка. Обмен тетрадями с соседом по парте. |
III. Творческий этап.
1. Физкультурная минутка | Фронтальная индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Правильно! Поспешим на помощь солдату, но прежде разомнемся. – Подготовим руку к письму. Выполним физкультурную минутку «Лесоруб»: Лесоруб рубил дрова: Раз-два,раз-два Прямо постоял немножко, Поскакал на правой ножке. И на левой поскакал. Снова прямо постоял, И опять рубить дрова: Раз-два, раз-два.
| Выполняют физкультурную минутку по тексту. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя. | Индивидуальный. Правильное Выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук. |
|
|
|
2. Работа в тетради и у доски.
Разминка для глаз. | Индивидуальная Практический. | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой. | Демонстрируют посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой. | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой. |
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационныйпрактический.
| Помогли мы солдату с заданием и пустила его старушка в дом: В дом проходит наш солдат. Видит бабка не бедна. Жадность здесь всему вина. Глядь в углу стоит топор И солдат на дело скор Просит чугунок на стол Но старушка перед ним не парит, а задачку решить велит. (слайд 7) – Котел вмещает в себя 3 литра воды, а ведро на 7 литров больше. Сколько всего литров воды понадобится, чтобы наполнить и котел, и ведро. – Молодцы! Идём дальше! | Слушают объяснение учителя, записывают примеры и решают их.
Читают условие. Составляют краткую запись. Решают задачу. – Ответ: 13 литров.
| Комментируя записывают примеры по цепочке. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
Фронтальная индивидуальная. | Так и быть справился солдат и с этим заданием: В миг залил котёл водой И на печь, в огонь живой. Вот идёт который час, У солдата вспыхнул глаз. Взял солдат на пробу вар: – Ох, какой у нас навар! Всыпать бы крупы чуток. А старушка тут как тут «Нету, милый, в доме круп» – А хотя, держи заданье: (слайд 8)
6+4+7=17 | 3+7+4=14 | 11-1-9 = 1 | 18-8-1 = 9 | 12-2-4 = 6 | 9+1+2=12 |
– Бабка ходом и в сундук, Не в первой трудить ей рук; Принесла крупы той в край, Только делом управляй. Похвалил её солдат. Пол часа прошли как миг, У солдата глаз горит: Давайте и мы с вами дадим нашим глазкам отдохнуть. (слайд 9) – Что за прелесть наша кашка. А чтоб вышло каши впрок, Нам бы маслица шматок. На старушку бросив взгляд ждал задания солдат. ( слайд 10) - 1
1 13 10 | 13 – 3 7 9 10 + 1 | 10 + 4 4 + 10 11 – 1 2 + 8 | - 11
13 10 | 13 – 3 7 9 10 + 1 | 10 + 4 4 + 10 11 – 1 2 + 8 |
|
– Решают примеры комментируя «к сумме чисел 6 и 4 прибавили 7…»
– Решают разно уровневые неравенства с именованными единицами. Кто выбрал 1 столбик – прочтите! И т.д.
| Анализируют условие задачи. | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы детей. |
3. Рефлексия. | Практический, словесный. | Сей вопрос в момент решён, ставят котелок на стол. – Нам бы ложки, хлеб и соль. Наша бабушка в надзор, да и думка та при ней, не задать б задание.(слайд 11) 1дм 2 см = … см 1дм10см=…дм 20 см = ….дм 17 см =..дм…см |
Выражают в других единицах Записывают: 12см,2дм,2дм,1дм7см. | В соответствии с объяснением выполняют чертеж отрезка. | Письмо. Самоконтроль. |
Фронтальная индивидуальная. Словесный.
| Старушка к полке и назад. Ложку в руку взял солдат, Посмотрел на соль и хлеб, Духом вмиг солдат окреп: Утром ранним встал солдат На старушку бросил взгляд: «– Врать мне, бабка, не с руки, Будут дни твои легки! Коль решишь мою задачку». (слайд 12) Начертите ломаную линию 1 звено: 3 см, 2 звено: 3 см, а третье звено столько см, сколько первое и второе вместе. Старушке он поклон отдал Путь с улыбкой верстал. |
2см+3см=5см – Ответ:
| Анализируют условие задачи. | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы детей. |
Фронтальная Словесный. Беседа | – Ребята, какое доброе дело мы с вами сегодня сделали. – С какими числами мы сегодня работали? – А героям, какой сказки мы сегодня помогали? – А теперь вернемся к примеру, с которого мы начали наш урок, сможем ли мы теперь его решить? (слайд 13 когда проверим) – Какой ответ у вас получился? И напоследок вам еще одна задачка от меня, перед вами фразеологизмы (устойчивые выражения). – Выберите такие выражения, которые могут описать вашу работу на уроке. – Каша в голове. – Считать ворон. – Ни в зуб ногой. – Светлая голова.
| – Помогли солдату справиться со всеми заданиями. – От 11 до 20. – «Каша из топора».
– Светлая голова. | Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения.
| Фронтальный. Устные ответы. Самооценка |