Урок по математики на тему «Умножение двузначного числа на однозначное число»
материал по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Учитель: Петрова Светлана Сергеевна
Класс: 3
Автор учебника Математика, автор составитель: В.Н. Рудницкая ,Т.В. Юдачёва, 2014 г. Москва . Издательский центр «Вентана - Граф».
Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное число»
Дидактическая цель: создать условия для формирования навыка письменного умножения многозначного числа на однозначное число.
Ввести:
- алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число без перехода через разряд;
- алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число с переходом через разряд
Тип урока: «открытие» нового знания
Задачи: - создание условий для активизации учащихся и вовлечения их в процессоткрытия нового способа умножения;
- развивать внимание, память, математическую речь, мышление обучающихся.
- воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами; прививать любовь к математике;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, фронтальная самостоятельная работа.
Методы обучения: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – интонационное выделение учителем логически важных моментов урока, сопровождение выводов приведением конкретных примеров, предъявление обучающимся текстов заданий, облегчающих понимание их смысла, задания учащимся на приведение собственных примеров;
- частично-поисковый – наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задач, организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию вывода, задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
- исследовательский– задания обучающимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений, на сущностное описание какого-либо объекта, «на соображение»;
- проблемный – интригующее начало урока, установка учителя на мысленное решение учениками различных заданий, выдвинутых в ходе изложения материала, предъявление обучающимся проблемных ситуаций и пути их разрешения.
Средства обучения: «Математика . 3 класс». Автор составитель В.Н. Рудницкая ,Т.В. Юдачёва, 2014 г. Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», рабочая тетрадь «Математика», Автор составитель В.Н. Рудницкая ,Т.В. Юдачёва, , 2017 г, Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», презентация, карточки с заданиями, сигнальные карточки;компьютер, проектор, экран, методическое пособие «Технологические карты по математике »
Планируемые результаты:
Предметный результат: учащиеся освоят новый прием умножения многозначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Регулятивные УУД: формируют умения следующих действий
Целеполагание – учатся формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование – учатся выполнять инструкции, точно следуя алгоритму, учатся самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
Прогнозирование – формировать умения превосходить результат своей деятельности, умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;
Контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;
Коррекция – формировать умения вносить необходимые изменения и дополнения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;
Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;
Саморегуляция– развивать умение сконцентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Личностные УУД:формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия.
Этапы урока, цель. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формирование УУД. |
1.Мотивация (самоопределение) к деятельности | -Психологический настрой детей на урок. -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. - Сегодня на уроке вы сможете это доказать. В нашем классе есть помощник учителя – консультант, который будет помогать проверять выполненные задания учащимися группы, делать исправления. | Проверяют готовность к уроку. У каждого учащегося на столе лежат сигнальные карточки для оценивания задания «Светофор» Зелёный кружок – работа на уроке прошла успешно; Жёлтый кружок – были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялись с работой; Красный кружок – были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с заданиями. | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: управление своей деятельностью |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - А начнём наш урок с устного счёта. Гимнастика ума На березе 5 больших веток, на каждой большой ветке по 5 маленьких веток, на каждой маленькой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок? «Счёт цепочкой» 72: 9 *2 : 4 + 32 : 6 + 4 : 2 = 5 Задачи: 1.В коробке 7 карандашей. Сколько карандашей в шести таких коробках? 2.Блокнот стоит 12 рублей, а книга в 3раза дороже. Какова стоимость книги? Как вы думаете, как решить эту задачу? | Ни одного. На березе яблоки не растут Ответ: 5 7 * 6 = 42 карандашей 12 * 3= ? Можно представить число 12 в виде суммы двух слагаемых. Например 1 способ: ( 9 + 3) * 3 = 9 * 3+3 * 3=27 + 9 = 36 12 * 3= 36 рублей | Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция. |
3. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. | Работая в парах, распределите выражения на группы: 8*4, 45:5, 3*6, 12:6, 19*6, 24:4, 7* 9 -По какому принципу распределили выражения на группы?Какие выражения вы решили быстро? Почему? – Какие трудности у вас возникли? А почему? Как можно решить это выражение? Приём постановки проблемного диалога Молодцы! Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения? Как будем выходить из сложившейся ситуации? Сегодня постараемся открыть новый способ умножения столбиком. Как вы, думаете, над какой темой будем работать сегодня? Итак, тема урока: Какую задачу поставим перед собой? Как и где мы можем применить полученные знания? При умножении двузначного числа на однозначное используют письменное вычисление, которое записывают в виде столбика, используя знак «.» | Работа в парах. Учащиеся распределяют выражения на группы. 8 *4, 3 * 6,7* 9 45 : 5, 12 : 6, 24:4, Дети высказывают свое мнение. Потому что мы знаем табличное умножение и деление числа. Произведение двух множителей 19 и 6 вызвало у нас затруднение. Представить число 19 в виде суммы двух слагаемых. 19 * 6 = ( 10 + 9) * 6 = 10 * 6 +9 * 6= 60 + 54 =114 Высказывают свои мнения. - Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры. -Знакомство с новой темой урока. «Умножение двузначного числа на однозначное число столбиком». Учащиеся проговаривают цели, которые они ставят перед собой. | Познавательные: - выдвигать гипотезу, актуализировать личный жизненный опыт, понимать важность планирования своей деятельности; Регулятивные: -воспринимать другое мнение и позицию; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной |
4. Открытие новых знаний. . Физкультми-нутка | - Давайте прочитаем, как это правило сформулировано в учебнике. Составим алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное число. Чтобы двузначное число умножить на однозначное число, надо: 1. Записываем первый множитель. 2. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами. 3.Умножить единицы и написать полученное число под единицами. 4.Умножить десятки и написать полученное число под десятками. 5. Назвать ответ. Интерактивная физкультминутка « Топай, хлопай» | Консультант – помощник совместно с учителем показывает способ умножения. 1 9 1 1 * 6 * 2 5 4 2 + 6 0 + 2 0 1 14 2 2 Работа по учебнику стр.55 Читают правило и делают правильный выбор для решения выражений. Такой способ умножения более удобный для умножения двузначного числа на однозначное число. Составляют алгоритм письменного умножения. | Познавательные: - определять условия письменного умножения и обосновывать свое мнение; - определять порядок письменного умножения Регулятивные :- выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Эмоционально-оценочная беседа. Коммуникативное взаимодействие в группе. | Стр.56 № 2 Ребята, не забывайте, у нас в классе работает помощник – консультант, который вам окажет помощь, если она вам будет необходима. Поднимите сигнальные карточки, как вы оцените свою работу. Оценка учителя. Молодцы! Слово нашему помощнику – консультанту. Стр.56 правило Физминутка для глаз «Воздушные шарики» | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи № 2 По цепочке у доски решают выражения. 1 4 2 1 3 2 1 1 * 2 * 4 * 3 * 9 8 4 6 9 +2 0 +8 0 + 9 0 + 9 0 2 8 84 9 6 9 9 Учащиеся оценивают свою работу сигнальными карточками. Стр. 57 № 5 2 примера 6 4 9 6 * 3 * 8 1 2 4 8 +1 8 0 +7 2 0 1 9 2 7 6 8 | Коммуникативные: - формулировать высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. - согласовывать позиции и находить общее решение Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Работа в рабочей тетради стр. № 85 После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями. Открыли учебник на стр. 56 задание № 2 Один учащийся работает у доски. Оценка выполнения задания | 1.Работа в тетради на печатной основе стр. № 85 стр.25 № 2 Учащийся составляет задачу по рисунку. Дима купил в магазине 2 тюбика краски по 23 рубля и кисточку за 3рубля 50 копеек. Сколько рублей заплатили за покупку? (объясняет условие задачи и выносит запись на доску) Решение: 1) 2 3 * 2 6 + 4 0 4 6 (р.) – 2 тюбика краски 2) 46р. + 3р. 50 к.= 49р.50 к.(вся покупка) Ответ:49 р.50 копеек стоит вся покупка | Коммуникативные: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля. Регулятивные: -проговаривать последовательность действий Познавательные: - выбирать вариант выполнения задания и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания, с проговариванием внешней речи Самоконтроль Оценка |
7.Физминутка: «Вперёд 4 шага…» | |||
8. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение | Работа со слабыми учащимися: повторение пройденного материала Сейчас мы проведём игру( с остальными учащимися) Игра «Кто быстрее поднимется в гору» 648 504 400 1000 54 33 90 70 50 80 Групповая работа разного уровня ( по карточкам) Оценка учащихся, оценка помощника консультанта, учителя Домашнее задание: стр. стр.57 № 5, № 7( по выбору) р. т. № 86 стр. 25 Вернёмся к началу нашего урока . Вспомним слова Ж.Ж.Руссо «Вы талантливые дети!» Каждый из вас был талантлив по - своему. Молодцы! Подведем итог нашего урока. | Работа со слабыми учащимися по карточкам (индивидуальная работа) Запиши результаты умножения. 40 * 8 7 * 20 300 * 3 80 * 10 60 * 6 200 * 3 50 * 20 100 * 5 Игра «Кто быстрее поднимется в гору» (работа в парах) 72 * 9 63 * 8 100 * 4 200* 5 (12*4) + 6 (13 * 2) + 7 81 : 9 + 81 75 – 25 : 5 10 * 5 20 * 4 1 уровень карточка голубого цвета Определите длину тесьмы, необходимой для обработки платочка, если известна, что длина стороны платочка равна 15 мм. Сколько тесьмы необходимо для трёх платочков? 1) 15 * 4 20 +4 0 6 0(мм) дл. Тесьмы 2) 60 * 3 = 180 мм Ответ: 1 платочек – 60 мм, 3 платочка – 180 мм 2 уровень (Повышенный) карточка розового цвета В магазин привезли 8 ящиков груш по 14 кг в каждом и чернослив. Чернослива на 35 кг больше, чем груш. Сколько всего килограмм груш и чернослива привезли в магазин? 1) (8 * 14)= 112( кг груш) 2) (8 * 14) + 35=147 (кг чернослива) 3) 112+ 147 = 159 (кг – всего) Ответ: 147 кг чернослива, всего фруктов 159 кг Учащиеся защищают свою работу у доски. Оценивают свою работу. Самооценка: (показывают сигнальные карточки) Записывают домашнее задание Ж.Ж. Руссо "Вы талантливые дети!" | Коммуникативные: -контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с - договариваться, приходить к общему решению (в групповойдеятельности под руководством учителя); -проявление внимания к суждениям товарищей; Познавательные: Фиксируют новое, изученное на уроке, соотносят с поставленной целью; Личностные умения: - проявлять осознание успешности при изучении темы. Регулятивные: -оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
8. Рефлексия учебной деятельности | - Ребята, какую задачу вы ставили на уроке? -Удалось решить поставленную задачу? Сегодня на уроке я узнал(а) ………. Сегодня на уроке я научился(лась) ………. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше Самым интересным было ……… Наиболее трудным мне показалось …….. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ………….. | Выражают свои мысли, делают выводы. | Личностные: -сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем; - делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: "Сложение двузначного и однозначного числа" 2 класс УМК "Гармония"
На данном уроке дети в игровой форме закрепляют приём сложения двузначного и однозначного числа с переходом через разряд. В начале, найдя значения выражения, дети собирают гостью урока - учёную сову. ...
Урок по математике на тему: "Умножение 0 на натуральное число"
Урок по математике на тему: "Умножение 0 на натуральное число" Цель урока состоит в следующем: формирование представления о частных случаях умножения нуля на натуральное число, умения применять эти з...
Технологическая карта урока математики по теме "Умножение двузначного числа на однозначное" (УМК "Школа России", 3 класс)
Учащиеся познакомятся с приёмом умножения двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; закреплять умение применять перемест...
Урок математики на тему" Умножение двузначного числа на однозначное".
Разработка даёт возможность организовать деятельность учащихся по закреплению табличного умножения и деления чисел 2-4, понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые; создат...
Урок математики по теме : " Умножение двузначного числа на однозначное"У
Урок математики 3 класс ,раскрывает способ умножения путем раскладывания двузначного числа на разрядные слагаемые....
Урок по математике по теме "Умножение двузначного числа на однозначное"
Разработка урока по математике для учащихся 3 класса по системе "Начальная школа XXI века". Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: д...
Технологическая карта урока математики. Умножение двузначного на однозначное число и однозначное на двузначное число вида 23*4, 4*23. 3 класс. УМК "Школа России"
Тема урока: "Умножение двузначного на однозначное число и однозначное на двузначное число вида 23*4, 4*23"Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование умения у...