Единицы измерения (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Хотенко (Гаврилова) Виктория Игоревна

Цели деятельности учителя: формирование представления о соотношении между единицами измерения длины

Планируемые результаты

Предметные:

- знать единицы измерения длины;

- уметь выражать значения величины в разных единицах измерения.

Личностные:

- осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Единицы измерения32.49 КБ
Office presentation icon Единицы измерения342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.11.2019г                                                                                                ФИО учителя:

Школа: № 104                                                                                                ФИО студента: Гаврилова В.

Класс: 3                                                                                                        ФИО методиста: Серебренникова С.В.

Кабинет:        

Конспект урока  математики

Тема: «Единицы измерения»

Цели деятельности учителя: формирование представления о соотношении между единицами измерения длины

Планируемые результаты

Предметные:

        - знать единицы измерения длины;

        - уметь выражать значения величины в разных единицах измерения.

        Личностные:

        -осознавать личностный смысл учения;

        - проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах,         социальной справедливости.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап

самоопределения к деятельности

С: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, меня зовут Виктория Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

Приветствуют учителя.

Р.: организовывать рабочее место. 

П.: воспринимать речь учителя.

II. Актуализация

знаний и мотивация

С: слово учителя; ответы на вопросы.

7 мин.

Изображение  Мальчика с пальчик

- Узнаёте ли вы этого героя?

Как думаете, какой мерой длины лучше всего измерить его рост?

Какие меры длины вы знаете?

Молодцы.

Да, это Мальчик с пальчик.

- Миллиметры, сантиметры.

.

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

III. Постановка

учебной задачи

С: слово учителя, ответы на вопросы

3 мин.

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Знаком ли вам узор на скатерти?

- Семья Мальчика с пальчик живёт бедно, скатерть старая, узор стёрся от времени… Можете ли вы сказать, каким был узор сначала? Что в нём пропущено? Обоснуйте свой ответ.

- Можете ли вы сказать, что ещё было на скатерти и стёрлось от времени?

- Попробуйте догадаться, как будет звучать тема урока?

- Мальчик с пальчик любознателен и не привык пасовать перед трудностями. Он мечтает разузнать: что же было там, где стёрся узор скатерти.

– Хотите узнать что-то новое по теме «Единицы длины» и помочь Мальчику с пальчик разгадать загадку?

Какую цель поставим?

- Тогда в путь за новым знанием. С чего начнёте этот путь?

Да. Он напоминает эталон соотношений единиц длины.

Единицы измерения длины расположены, если смотреть слева направо, в порядке убывания, следовательно, справа от км должен стоять м, ещё правее дм, последним – мм.

Нет.

Единицы измерения длины.

Да.

С повторения того, что пригодится нам в открытии нового.

К: аргументация своего мнения и позиции  

IV. Открытие нового знания

С: слово учителя, ответы на вопросы.

10 мин.

Откройте учебник на стр. 95, и на основании схемы вверху страницы ответьте на мои вопросы.

Сколько в 1 см мм?

- Сколько в 1 дм см, мм?

- Сколько в 1 м дм, см, мм?

- Сколько в 1 км м, дм, см, мм?

- Какое действие выполняли при переходе к меньшим меркам? (

- Так сколько же в 3 км мм?

- Какое противоположное действие действию умножения?

- При переходе к более крупным единицам измерения, какое действие будем выполнять?

С этими знаниями мы можем восстановить узор на скатерти мальчика с пальчик?

Что  там должно быть изображено?

Отлично.

1см=10мм

1дм=10см=100мм

1м=10дм=100см=1000мм

1км=1000м=10000дм=100000см=1000000мм

Умножали на 10, 100, 10000,100000,1000000

3 км=3000000мм

Деление

Делить на 10, 100, 1000, 10000, 100000, 1000000

Да.

1000 — 10 — 10 — 10

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

V. Первичное закрепление во внешней речи

С:слово учителя, ответы на вопросы.

П: работа с карточками.

5 мин.

- Мальчик с пальчик ужасно рад, что вы помогли ему узнать, что было на скатерти. Но он плохо понял, как этим пользоваться. Я вам предлагаю потренироваться в использовании эталона, а он вас послушает.

- Что нужно помнить, используя эталон соотношений единиц измерения длины?

- Как работать по эталону?

Выполним упражнение 2 с опорой на наш эталон.

Потренируемся в использовании эталона.

Выполните упражнение 3.

- Что нужно сделать дальше?

На доску поместить образец проверки работы в парах .

- У кого другие результаты?

- Молодцы, вы осилили и эту работу. Нарисуйте на полях тетради улыбку.

- Что будете делать дальше?

При движении к меньшим единицам измерения умножаем, при движении к большим единицам – делим на то число, которое под дугой.

1. Узнать, к какой единице движемся (большей или меньшей). 2. Определить действие. 3. Выполнить нужное действие, используя для перехода числа под дугами и эталон умножения или деления на 10, 100, 1000.

а) 5 дм 3 см = 50 см + 3 см = 53 см

Выполняем умножение на 10.

б) 7 м = 700 см

Выполняем умножение на 100.

в) 6 м 8 дм 7 см =687 см

Выполняем умножение на 100  и 10.

г) 9 м 12 см = 912 см

Выполняем умножение на 100.

д) 4 м 5 см = 405 см

Выполняем умножение на 100.

е) 2м 6 дм = 260 см

Выполняем умножение на 100.

ж) 8 км = 800 000 см

Выполняем умножение на 100 000.

з) 340 мм = 34 см

Выполняем деление на 10.

и) 16 000 мм =  1600 см

Выполняем  деление на 10.

Выполняют упражнение 3.

а) 39 мм  б) 257 мм  в) 803 мм  г) 640 мм

д) 150 мм  е) 7000 мм  ж) 5820 мм з) 427 мм

и) 2 000 000 мм

Проверить работу по образцу.

Проверим себя, выполнив самостоятельную работу.

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

П: работа с карточками

5 мин

– Порадуйте Мальчика с пальчик. Покажете, как вы умеете самостоятельно справляться с заданиями на новое знание, а заодно проверите свои силы в оперировании новым эталоном.

Какой эталон будем использовать в самостоятельной работе?

Выполните упражнение 5 и 6 самостоятельно.

3 м 7 см > 6 дм 8 см

5 дм 30 мм = 53 см

9 км 300 м = 9030 м

7 м 86 см > 78 дм 5 см

5 м 94 см + 6 дм 8 см = 500 см + 94 см + 60 см + 8 см = 662 см

7 м 2 дм + 42 дм 3 см = 700 см + 20 см + 420 см + 3 см =

= 1143 см

9 м 6 дм 5 см — 5 м 8 см = (900 м + 60 см + 5 см) - (500 см + 8 см = 965 см — 508 см = 457 см

34 дм — 2 м 37 см = 340 см + 200 см + 37 см = 577 см

- Что нужно сделать дальше?

Проверьте эталон самопроверки выполнения самостоятельной работы .

Проговаривается выполнение каждого примера во внешней речи.

Какие трудности возникли при решении заданий?

У кого всё получилось? О чём это говорит?

- Нарисуйте на полях тетради улыбку Мальчика с пальчик.

Эталон соотношений единиц измерения длины: преобразование в более крупные или более мелкие единицы измерения с помощью операций деления и умножения на 10, 100, 1000.

Выполнить проверку.

Пропустили шаг определения к большей или меньшей единице измерения переходим; не умножили на все числа, разделяющие данную величину и искомую; неправильно произвели умножение – деление на 10, 100, 1000 и т.п

Мы научились работать по составленному на уроке эталону.

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Включение в систему знаний

С: слово учителя;

обобщение.

5 мин.

- Вы помогли узнать Мальчику с пальчик, что за узор был на его скатерти, составили эталон соотношения единиц измерения длины, научились им пользоваться? Для чего может пригодиться этот эталон нам в дальнейшем?

- Мальчик с пальчик большой хитрец: хочет задать вам сложную работу и посмотреть, осилите ли вы её.

- Он расскажет вам о себе, а вы должны будете составить по этим данным задачу, да так, чтобы в ней было и сравнение, и выражение с именованными числами с обязательным применением нового эталона. Хотите испытать вновь свои силы?

- Мальчик с пальчик помогал родителям по хозяйству. Он катил картофелину сначала по земляной дорожке от огорода 30 м. Затем по тканым дорожкам дома. Длина 1 дорожки 1240 см, длина 2 дорожки 18 000 мм. А когда его папа поднял вместе с картофелиной на стол, Мальчик с пальчик вместе со своим   грузом проделал расстояние вдоль всего стола, длина которого 15 дм.

На доске появляется схема с данными

1) Составление задач на разностное сравнение по данным Мальчика с пальчик.

- Можно ли придумать задачу на сравнение данных величин? Как будет звучать вопрос к задаче?

Какая операция выполняется в задачах на разностное сравнение перечисленных вами?

- Что нужно из чего вычесть?

- Можно ли сразу выполнять действие? Почему? 

Решим задачу.

2) Сравнение величин, выраженных в разных единицах измерения.

- Выполните сравнение данных в задаче величин

К доске выходят для выполнения сравнения по цепочке учащиеся, которые выявили затруднение в использовании эталона при самопроверке. Учащиеся сначала над данными числами записывают число в единых единицах измерения, опираясь на новый эталон, а потом ставят знак между числами .

3) Составление задачи на нахождение целого, запись и решение выражения к ней.

- Можно ли составить задачу, которая бы решалась сложением?

- Запишите выражение к задаче на нахождение целого и найдите его результат в самых маленьких единицах измерения длины, затем выразите ответ в более крупной единице измерения.

К доске выходит ученик, который объясняет ход выполнения задания:

– Вы отлично справились со сложной задачей Мальчика с пальчик, можете на полях вновь нарисовать его улыбку.

Его можно использовать, когда нужно переходить от одних единиц измерения к другим при: сравнении именованных чисел, решении задач и выражений.

Да.

Что больше путь по земле или путь по тканым дорожкам и на сколько? Что больше длина 1 дорожки или 2? Длина стола или длина тканой  дорожки? И т.п.

Вычитание.

Большее число из меньшего.

При сравнении величин, выраженных в разных единицах измерения, нужно прежде всего привести числа к одной единице измерения.

30 м + 1 240 см + 18 000 мм + 15 дм Переводим всё в наименьшую единицу измерения в мм. Поэтому, используя эталон соотношения единиц измерения длины, будем умножать на соответствующий коэффициент (числа под дугами).

30 000 мм + 12 400 мм + 18 000 мм + 1500 мм

По алгоритму сложения многозначных чисел складываю единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями и т.д.

Получаю ответ: 61 900 мм

При переходе к более крупным единицам измерения буду выполнять деление. Данное круглое число делится на 10 (получим результат в дм: 61 900 мм = 6 190 дм), на 100 (получим результат в м: 61 900 мм = 619 м).

Да. По этим данным можно составить задачу на нахождение общей длины, пройденного с картофелиной пути.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

VIII. Рефлексия

С: самоанализ.

3 мин.

- Ребята, давайте теперь вспомним тему нашего занятия.

Какую цель мы ставили? Достигли ли мы её?

Что вы усвоили на занятии?

Отлично!

- А сейчас, я предлагаю снова оценить свое настроение. Поднимите улыбающийся смайлик, если у вас замечательное настроение и вы готовы к работе на уроке. Поднимите этот смайлик (показ на слайде), если у вас нормальное настроение и грустный смайлик вы сегодня не готовы к работе на уроке.

Поднимите руки те, у кого изменилось настроение за время занятия в ухудшилось?

С чем это связано?

Теперь поднимите руки те, у кого настроение не изменилось.

И, наконец, те, чьё настроение улучшилось.

С чем связано улучшение вашего настроения?

Оценивают своё настроение.

Поднимают руки в зависимости от изменения настроения.

Р: анализировать проделанную

работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КМ М ДМ СМ ММ Единицы измерения длины.

Слайд 3

КМ М ДМ СМ ММ 1000 10 10 10

Слайд 4

1 см = ? мм 1 дм = ? см = ? мм 1 м = ? дм = ? см = ? мм 1 км = ? м = ? дм = ? см = ? мм

Слайд 5

Упражнение 3 а) 3 см 9 мм = 39 мм б) 2 дм 5 см 7 мм = 257 мм в) 8 дм 3 мм = 803 мм г) 64 см = 640 мм д) 1 дм 5 см = 150 мм е) 7 м = 7000 мм ж) 5 м 82 см = 5820 мм з) 4 м 2 дм 7 мм = 427 мм и) 2 км = 2 000 000 мм

Слайд 6

Упражнение 5 3 м 7 см > 6 дм 8 см 5 дм 30 мм = 53 см 9 км 300 м = 9030 м 7 м 86 см > 78 дм 5 см

Слайд 7

Упражнение 6 5 м 94 см + 6 дм 8 см = 500 см + 94 см + 60 см + 8 см = = 662 см 7 м 2 дм + 42 дм 3 см = 700 см + 20 см + 420 см + + 3 см = 1143 см 9 м 6 дм 5 см — 5 м 8 см = (900 м + 60 см + 5 см) — — (500 см + 8 см = 965 см — 508 см = 457 см 34 дм — 2 м 37 см = 340 см - (200 см + 37 см) = 103 см

Слайд 9

30 м  1240 см 30 м  15 дм 30 м  18 000 мм 18 000 мм  1240 см 18 000 мм  15 дм 1240 см  15 дм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единицы измерения времени" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс (работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа с консультантами)....

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ ТЕМА: СУТКИ – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ. 3 класс УМК «Школа- 2100»

тема урока: Сутки - единица измерения временитип урока: введение новых знанийПредметные цели урока:- познакомить с новой единицей измерения времени - сутками;- закреплять знания о ранее изученных един...

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ ТЕМА: СУТКИ – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ. 3 класс УМК «Школа- 2100»

Тема урока: Сутки - единица измерения времениТип урока: введение новых знанийПредметные цели:- познакомить с новой единицей измерения времени - сутками;- закреплять знания о ранее изученных единицах и...

Тест в системе голосования Smart "Единицы измерения. Повторение" 4 класс.

Тест содеоржит блок тестовых заданий на обобщение материала по теме "Единицы измерения". Подходит к любой образовательной программе....

Конспект урока математики по теме "Площадь. Единицы измерения площади", 3 класс. Презентация к уроку

Урок выстроен в рамках системно-деятельностного подхода, включает в себя практические работы по сопоставлению,  измерению площади фигур. В процессе работы возникают проблемные ситуации, требующие...

Презентация к уроку математики по теме: "Единицы измерения длины" 2 класс. УМК "Школа России"

Данная презентация-тренажёр может использоваться как на уроке математики, так и на внеурочном занятии. Учащиеся наглядно представляют перевод единиц измерения длины как алгебраическим, так и графическ...