I.Этап самоопределения к деятельности Словесный. Слово учителя
| 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. | Приветствуют студента | Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
II.Актуализация знаний и мотивация Практич.: устный счет. | 4мин | - Давайте, выполним не большое задание 1 )Задание «Найди лишнее выражение» 36:4 24:8 40:7 25:5 - Ручка стоит 5 р. Сколько таких ручек можно купить на 11 р.? на 7 р.? на 1 р.?
| Выполняют задания для устного счета.
40:7= 35 (ост. 5)
11: 5 = 2 (ост. 1) — 2 ручки можно купить на 11 р. 7:5=1 (ост. 2) — 1 ручку можно купить на 7 р. 1:5 = 0 (ост. 1) — 0 ручек можно купить на 1 р. | Р: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий.
|
III.Постановка учебной задачи. Словесн.: беседа.
Словесн.: Беседа
| 4 мин | На доске записаны примеры: 25:3=8 (ост.2), 25:3=7 (ост.2), 25:3=8 (ост.1)
- Посмотрите на доску. Устно решите примеры и найдите правильный. -Какие допущены в двух других примерах ошибки.
- Ребята, а что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения примеров на деление с остатком?
- Чему же мы научимся сегодня на уроке? - Правильно, сегодня мы научимся проверять решение примеров на деление с остатком.
- А какие цели мы поставим перед собой на уроке?
| Вычисляют устно, находят ошибки. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.
- В первом неверный остаток, во втором подобрано не ближайшее число до 25, которое делится без остатка на 3
- Нужно выполнить проверку Предполагают тему и цель урока.
- Выполнять проверку для примеров, которые делятся с остатком - Научиться выполнять проверку; отработать вычислительные навыки | П: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.
Р: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;
П: применять базовые знания для решения данной проблемы.
П.: осознанное построение речевого высказывания. |
V. Открытие нового знания
Практич.: задание
Словесн.: Формулировка алгоритма проверки деления с остатком
| 10 мин |
-Вспомните, как выполняется проверка деления.
- Запишите пример 25:3=8 (ост.1). Кто же догадался, как выполнить проверку? - В чем нужно сначала убедиться? Это и будет первым шагом. (Шаги алгоритма появляются на доске.) - Как найти делимое? Это второй наш шаг.
- Что у нас еще осталось? - Что будем с ним делать? - Хорошо, это третий шаг. - Если мы получаем в ответе наше делимое, то какой вывод можем сделать? - Ребята, мы составили алгоритм проверки деления с остатком! -А правильно ли мы его составили? Давайте проверим по учебнику!
-Прочитайте первое равенство. (85:15=5 ост. 10) -Проверку рассмотрите самостоятельно. Давайте сравним ее с нашим алгоритмом: - Остаток 10 меньше делителя 15 (10 < 15)
- делитель 15 умножаю на частное 5 = 75
- к 75 + остаток 10 получили делимое 85
- вывод: выражение решено верно!
19:20=0(ост.19)
Как узнать, правильно ли решён пример? - Сравним делитель и остаток (остаток меньше делителя) 19<20 - Что надо сделать дальше? | Ведут диалог с учителем. -Проверка деления выполняется умножением. Надо частное умножить на делитель, если получится делимое, то деление выполнено верно
-Что остаток меньше делителя
-Нужно делитель умножить на частное - Остаток - Прибавим Записывают пример. Отвечают на вопросы. - Что пример решен, верно
Составляют алгоритм проверки деления с остатком.
20*0+19=19 |
|
VI. Первичное закрепление Практич.: Решение примеров
Динамическая пауза
Практич.: Работа с задачей
| 15 мин
1 мин | - Ребята, а теперь откройте учебники на стр. 32 и найдите № 1. - По цепочке будем решать у доски по 1 примеру и выполнить проверку? Остальные работают самостоятельно в тетрадях.
50 : 15 = 3 (ост. 5) Сравниваю остаток с делителем: 1) 5 < 15. Затем частное умножаю на делитель и прибавляю остаток: 2) 3 · 15 + 5 = 50. Мы получили делимое, значит, деление выполнено верно. Ребята по очереди комментируют примеры у доски, остальные ребята работают в тетради. Аналогичное решение примеров.
- А теперь, остальные три столбика по вариантам: верхнюю строчку – 1 вариант, нижнюю строчку – 2 вариант (по 3 примера). - Сейчас я вызову одного человека с 1 ряда 1 варианта, тоже самое я сделаю с 3 рядом только со 2 варианта. Эти ребята будут решать задания у доски. Все остальные решают самостоятельно в тетради. В конце мы проверим ребят, которые работали у доски. - Правильно, вы справились с заданием. - Кто запомнил, как надо проверять примеры на деление с остатком? -Молодцы! - А теперь давайте посчитаем а | 72 | 72 |
|
|
| 72 | 72 |
| в | 2 | 3 | 4 | 6 | 8 |
|
|
| а : в |
|
| 18 | 12 | 9 | 72 | 1 |
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас.
- Прочитайте задачу №3. Для удобства представим рисунок виде отрезка. -Кто может пойти к доске и решить её?
За сколько минут мальчик прошел половину пути от дома до школы? - А известно, сколько он затратил на остальной путь? - Но что нам сказано в задаче? - Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти?
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Что найдем сначала?
- Какое первое действие запишем? Какое пояснение? Запишите.
- Что найдём вторым действием?
- Как узнаем? Какое пояснение? Запишите. - Самостоятельно запишите ответ. | Работают с учебником, письменно решают примеры, проводят проверку
-Подбираем частное. 50:15=3 (ост.5) -Делаем проверку. Для этого сравним остаток и делитель. Остаток меньше, значит умножаем делить на частное, получается 3*15=45. К 45 прибавляем остаток 5, получается 50. 18:27=0 (ост. 18) 0*27+18=18 89:22=4 (ост.1) 4*22+1=89 75:18=4(ост.3) 4*18+3=75 100:30=3(ост.10) 3*30+10=100 76:20=3(ост.16) 3*20+16=76 57:42=1(ост.15) 1*42+15=57 28:17=1(ост.11) 1*17+11=28 25:26-0(ост.25) 0*26+25=25 9:13=0(ост.9) 0*13+9=9
Читают задачу, анализируют. Отвечают на вопросы.
- За 15 минут - Нет - Что мальчик затратил на 6 минут больше -Нужно узнать, сколько времени мальчик затратил на весь путь - Нет - Сначала найдем, сколько времени мальчик затратил на вторую половину пути
- 15+6 = 21(мин) - Затратил на вторую половину пути - Сколько времени затратил мальчик на весь путь - 15+21 =36(мин) - Затратил на весь путь
Записывают решение задачи, анализируют.
|
|
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практич.: Самостоятельная работа | 4-5 мин | -А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Найдите задание номер № 5. Вам необходимо решить 1 строчку данного упражнения, приступайте.
-Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. Сравните свои ответы с ответами на доске. -Кто допустил ошибки? -В чем ошибка? Исправьте. - У кого нет ошибок, встаньте, пожалуйста. Молодцы! | Выполняют задание для самостоятельной работы. 45:15=3 78:6*3=39 100-2*18=64 (34+36):10
Выполняют самопроверку. |
|
VIII.Рефлексия деятельности | 3 мин | - Что было трудно? - Что больше всего понравилось делать? - Что нового узнали? - -Что показалось самым интересным на уроке? - -Можем ли мы выполнять проверку, если остаток больше делителя? - Оцените себя, поднимите зелёный карандаш если вам всё было понятно на уроке, если у вас были затруднения, то жёлтый, а если вам совсем было не понятно, то красный. -Кого из товарищей вы бы хотели отметить за хорошую работу? - Запишите, пожалуйста, домашние задание. Страница 32, № 4, №5 до конца. | Оценивать свои достижения на уроке.
- Нет, так как остаток всегда должен быть меньше делителя
Записывать домашнее задание.
| П.: анализ, синтез, обобщение, Р.: контроль, оценка своей деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |