№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте! (Слайд 1) Эпиграфом к уроку я выбрала слова французского философа Жан-Жака Руссо. Прочитайте, пожалуйста: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в истинности этих слов. - Вы готовы к работе? - Тогда вперёд к новым открытиям.
| - Здравствуйте! Дети читают эпиграф вместе с учителем, после этого учащиеся проверяют рабочее место.
-Да, готовы. | Личностные УУД: формируем умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. |
| 1.Устный счет Цель: Повторяем умножение и деление, знания компонентов деления и умножения.
| Разминка: Устный счет (Слайд 2) -А теперь послушайте задачу. Мама купила 5 булочек, по 9 рублей каждая. Сколько денег заплатила мама за булочки? - Как вы узнали? - Что вы можете рассказать о числе 45?
- Давайте сейчас откроем тетради и запишем число и классная работа. - Красиво напишите число 45 несколько раз, помните у каждой цифры свой домик, своя клетка. - Число 45 замените суммой разрядных слагаемых. - А теперь суммой таких чисел, каждое из которых, чтобы делилось на 5.
Вывод: поднимите руки, сначала кто на данном этапе урока поставил бы себе отметку 5, а другую отметку – ниже 5. Молодцы! |
- 45 рублей
-5*9=45 - Двузначное, так как в записи две цифры, нечетное, так как не делится на 2, некруглое, так как не оканчивается на 0.
- Записываем число 45.
- Сумма разрядных слагаемых 40+5 - Сумма чисел 20+25, 30+15, 10+35 делятся на 5. |
|
2 | Актуализация знаний | - У вас на столах лежат карточки. А сейчас посмотрите на карточки и найдите пару, не вычисляя. 8*7+2*7 (3+2)*4 5*6+4*6 (8+2)*7 3*4+2*4 (5+4)*6 - Почему не производя вычислений, вы правильно соединили выражения? - Проверяем, смотрим на экран. (Слайд 5) - Какой математический закон здесь применен? - Как он звучит?
- А теперь запишите первое выражение в тетрадь и решите их разными способами.
Вывод: Молодцы, решили правильно. | Работа в парах.
- Потому, что это 2 способ умножение суммы на число.
- Это распределительный закон умножения. - При умножении суммы на число надо слагаемое умножить на это число, а затем сложить полученные произведения. Два ученика работает у доски. (3+2)*4=3*4+2*4=12+8=20 Сумму 3 и 2 надо умножить на 4, после этого сложить. (Можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить) (3+2)*4=5*4=20 Сумму 3 и 2 надо умножить на 4.(Можно вычислить сумму и умножить её на число.)
| К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Сотрудничество со сверстниками. Л: самоопределение. П: анализ, синтез, сравнение, классификация; подведение под понятие. |
3 | Создание проблемной ситуации | - А сейчас вам нужно найти значения следующих выражений. (Слайд 7) Предлагается решить примеры: (40+8):6 (20+80):10 (60+27):3 (Последний пример должен вызвать затруднение) Проблемный диалог: - Ребята, смогли решить? - В чем затруднение?
- Чем вычисления не похожи на другие? - Что на что мы делили? |
- Нет или да - Сумма в последней примере не делится. - А в других сумма делилась. - Сумму на число. | Р: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет разных мнений. |
4 | Определение темы и постановка целей урока | - А сколько у вас получилось?
- А как же так? Задание одно, а результаты разные? - Почему так получилось? Чего мы не знаем? - Какая же тема урока?
- Итак, сегодня мы будем учиться делить сумму чисел на число. - Какие цели мы поставим? - Что мы для этого будем делать? | (Дети называют разные ответы) - Решили не правильно.
- Как делить сумму на число.
- Деление суммы на число.
- Научиться делить сумму на число. |
|
5 | Открытие новых знаний | - Предлагаю вам решить следующую задачу. 6 красных и 4 зеленых яблока разложили поровну на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую тарелку? (Слайд 9) - Эту задачу решили дети из другого класса. Они решили ее разными способами. Я хочу чтобы вы тоже постарались решить ее самостоятельно. Разными способами. - Итак, наши яблоки поровну на два «блюдца» (Слайд 10) - Разложите яблоки так, чтобы на обеих тарелках было поровну яблок. (Слайд 11,12)
- Что общего в этих выражениях?
- В чем разница?
-Задача у нас была одна? - А способы решения? - Какое математическое свойство использовали? - Сравните ваш вывод с информацией в учебнике на стр.13. Совпали ваши высказывания? - Ребята, как же можно сумму разделить на число:
- Ребята, давайте вернемся к нашему примеру. - Можем теперь сейчас решить новый пример? (Повесить пример) - Кто хочет его решить? |
(6+4):2=10:2=5 (я.) – можно вычислить сумму и разделить её на число.
(6+4):2=6:2+4:2=3+2=5 (я.) – можно разделить на число каждое слагаемое и полученные сложить.
- Одинаковые значения выражений. - В способах записи выражений, в способах решения. - Да. - Способы разные. - Деление суммы на число.
- Читают правило в учебнике. 1.Можно вычислить сумму и разделить на число. 2.Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. - Да.
- Один ученик решает пример с комментированием у доски с подробной записью. Остальные записывают в тетради. (60+27):3=60:3+27:3=20+9=29 Сумму 60 и 27 делим на 3, результаты сложить 20 и 9.(Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.) | Р: познавательная инициатива. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний; использование знаково-символических средств; извлечение из математических текстов необходимой информации; моделирование. К: аргументация своего мнения и позиции; сотрудничество со сверстниками. Л: самоопределение; осознание ответственности за общее дело. |
6 | Физ.минутка |
|
|
|
7 | Построение проекта выхода из затруднений | Давайте еще раз проговорим алгоритм деления суммы на число. (Повесить формулу) Деление суммы на число (a+b):с 1.Вычислить сумму. 2.Разделить полученный результат на число. | Деление суммы на число (a+b):с 1.Разделить первое слагаемое на число. 2.Разделить второе слагаемое на число. 3.Полученные результаты сложить. |
| Дети проговаривают. | П: определение основной и второстепенной информации; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К: учет разных мнений. Л: самоконтроль. |
8 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Рассмотрите задания в учебнике на стр.13. Какие из них помогут нам применить наше сегодняшнее открытие?
- Кто считает, что достаточно хорошо освоил прием деления суммы на число? Кто считает, что еще нужна тренировка. Молодцы! | - Задания №1. (80+16):4=80:4+16:4=24 (30+21):3=30:3+21:3=17 (11+13):6=24:6=4, только одним способом так как по отдельности слагаемые не делятся. | П: определение основной и второстепенной информации; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К: учет разных мнений. |
9 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Задание под чертой возьмем для самостоятельной работы. Пришло время проверить ваше умение, как вы усвоили деление суммы на число. (1-2 мин)
-Проверим. (Слайд 14) Ставите оценки. | Проверяют задание по эталону. | П: выполнение действий по алгоритму. Р: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция. К: использование критериев для обоснования своего суждения. |
10 | Включение в систему знаний и повторение | Теперь поработаем по учебнику № 2. Прочитайте задачу. - О какой величине говорится в задаче? - Как удобно записать задачу кратко? - Сколько в ней будет столбцов? - Сколько строчек? - Что такое 15 метров?
- Что такое 12 метров? - Что такое 3 метра? -Значит, второй столбик назовем, Расход ткани на одно платье. - Как назовем второй столбик?
- Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили? - Запишите решение задачи двумя способами.
| Расход ткани на одно платье | Количество платьев | Общий расход ткани | Первая закройщица |
3 м | ? | 15 м | Вторая закройщица | ? | 12 м |
1 способ: 1)15+12=27 (м) - у обеих закройщиц. 2) 27:3=9 (п) - всего 2 способ: 1)15:3=5 (п)-1 закройщица 2) 12:3=4 (п) – 2 закройщица 3) 5+4=9 (п) - всего Ответ: всего 9 платьев они скроили. - Оцените свою работу на данном этапе урока. |
- О длине. - С помощью таблицы. - 3. - 2. - Расход ткани первой закройщицы. - Расход ткани второй платье. -Расход ткани на одно платье?
- Второй столбик назовем количество платьев.
1 способ: Можно вычислить сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15+12), и результат разделить на 3. 2 способ : А можно вычислить сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученные результаты сложить.
- Сам себя оценивает. | П: построение логической цепи рассуждений; доказательство. К: формулирование и аргументация своего мнения; управление поведением партнера. |
11 | Рефлексия деятельности (итог урока) | - С каким новым вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке? - Какими способами можно разделить сумму на число? - Кто доволен своей работой? - Какое задание было самым интересным? | - Распределительный закон деления. Деление суммы на число.
| П: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса результатов деятельности. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
12 | Домашняя работа | Учебник стр.13, № 5. | Выполняют по инструкцию учителя. |
|