Открытый урок "Деление суммы на число"
материал по математике (3 класс)

Бопан-оол Часкал Александровна

«Деление суммы на число»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_3_klass.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 3 «д» классе

УМК: «Школа России»

Предмет: математика

Учебник: «Математика 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова

Тема: «Деление суммы на число»

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

1) вывести правило деления суммы на число (распределительное свойство деления);

2) сформировать умение в применении данного свойства.

Планируемые результаты:

Предметные: узнать правило деления суммы на число и уметь его применять, использовать свои знания при решении задач разными способами; способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений.

Метапредметные:

Познавательные: умение структурировать знания (анализ, синтез, выбор оснований для сравнения). Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; использование символической записи правила.

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте! (Слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова французского философа Жан-Жака Руссо. Прочитайте, пожалуйста: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в истинности этих слов.

- Вы готовы к работе?

- Тогда вперёд к новым открытиям.

- Здравствуйте!

Дети читают эпиграф вместе с учителем, после этого учащиеся проверяют рабочее место.

-Да, готовы.

Личностные УУД: формируем умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

1.Устный счет

Цель: Повторяем умножение и деление, знания компонентов деления и умножения.

Разминка: Устный счет (Слайд 2)

-А теперь послушайте задачу.

    Мама купила 5 булочек, по 9 рублей каждая. Сколько денег заплатила мама за булочки?

- Как вы узнали?

- Что вы можете рассказать о числе 45?

- Давайте сейчас откроем тетради и запишем число и классная работа.

- Красиво напишите  число 45  несколько раз, помните у каждой цифры свой домик, своя клетка.

-  Число 45 замените суммой разрядных слагаемых.

- А теперь суммой таких чисел, каждое из которых, чтобы делилось на 5.

Вывод: поднимите руки, сначала кто на данном этапе урока поставил бы себе отметку 5, а другую отметку – ниже 5. Молодцы!

- 45 рублей

-5*9=45

- Двузначное, так как в записи две цифры, нечетное, так как не делится на 2, некруглое, так как не оканчивается на 0.

- Записываем число 45.

- Сумма разрядных слагаемых 40+5

- Сумма чисел 20+25, 30+15, 10+35 делятся на 5.

2

Актуализация знаний

- У вас на столах лежат карточки. А сейчас посмотрите на карточки и найдите пару, не вычисляя.

8*7+2*7                (3+2)*4

5*6+4*6                (8+2)*7

3*4+2*4                (5+4)*6

- Почему не производя вычислений, вы правильно соединили выражения?

- Проверяем, смотрим на экран. (Слайд 5)

- Какой математический закон здесь применен?

- Как он звучит?

- А теперь запишите первое выражение в тетрадь и решите  их разными способами.

Вывод: Молодцы, решили правильно.

Работа в парах.

- Потому, что это 2 способ умножение суммы на число.

- Это распределительный закон умножения.

- При умножении суммы на число надо слагаемое умножить на это число, а затем сложить полученные произведения.

Два ученика работает у доски.

(3+2)*4=3*4+2*4=12+8=20

Сумму 3 и 2 надо умножить на 4, после этого сложить.

(Можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить)

(3+2)*4=5*4=20

Сумму 3 и 2 надо умножить на 4.(Можно вычислить сумму и умножить её на число.)

К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Сотрудничество со сверстниками.

Л: самоопределение.

П: анализ, синтез, сравнение, классификация; подведение под понятие.

3

Создание проблемной ситуации

- А сейчас вам нужно найти значения следующих выражений.  (Слайд 7)

Предлагается решить примеры:

 (40+8):6         (20+80):10        (60+27):3      

(Последний пример должен вызвать затруднение)

Проблемный диалог:

- Ребята, смогли решить?

- В чем затруднение?

- Чем вычисления не похожи на другие?

- Что на что мы делили?

- Нет или да

- Сумма в последней примере не делится.

- А в других сумма делилась.

- Сумму на число.

Р: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет разных мнений.

4

Определение темы и постановка целей урока

- А сколько у вас получилось?

- А как же так? Задание одно, а результаты разные?

- Почему так получилось? Чего мы не знаем?

- Какая же тема урока?

- Итак, сегодня мы будем учиться делить сумму чисел на число.

- Какие цели мы поставим?

- Что мы для этого будем делать?

(Дети называют разные ответы)

- Решили не правильно.

- Как делить сумму на число.

- Деление суммы на число.

-  Научиться делить сумму на число.

5

Открытие новых знаний

- Предлагаю вам решить следующую задачу.

6 красных и 4 зеленых яблока разложили поровну на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую тарелку? (Слайд 9)

- Эту задачу решили дети из другого класса. Они решили ее разными способами. Я хочу чтобы вы тоже постарались решить ее самостоятельно. Разными способами.

- Итак, наши яблоки поровну на два «блюдца»  (Слайд 10)

- Разложите яблоки так, чтобы на обеих тарелках было поровну яблок. (Слайд 11,12)

- Что общего в этих выражениях?

- В чем разница?

-Задача у нас была одна?

- А способы решения?

- Какое математическое свойство использовали?

- Сравните ваш вывод с информацией в учебнике на стр.13. Совпали ваши высказывания?

- Ребята, как же можно сумму разделить на число:

- Ребята, давайте вернемся к нашему примеру.

- Можем теперь сейчас решить новый пример? (Повесить пример)

- Кто хочет его решить?

(6+4):2=10:2=5 (я.) – можно вычислить сумму и разделить её на число.

(6+4):2=6:2+4:2=3+2=5 (я.) – можно разделить на число каждое слагаемое и полученные сложить.

- Одинаковые значения выражений.

- В способах записи выражений, в способах решения.

- Да.

- Способы разные.

- Деление суммы на число.

- Читают правило в учебнике.

1.Можно вычислить сумму и разделить на число.

2.Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.

- Да.

- Один ученик решает пример с комментированием у доски с подробной записью. Остальные записывают в тетради.

(60+27):3=60:3+27:3=20+9=29

Сумму 60 и 27 делим на 3, результаты сложить 20 и 9.(Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.)

Р: познавательная инициатива.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний; использование знаково-символических средств; извлечение из математических текстов необходимой информации; моделирование.

К: аргументация своего мнения и позиции; сотрудничество со сверстниками.

Л: самоопределение; осознание ответственности за общее дело.

6

Физ.минутка

7

Построение проекта выхода из затруднений

Давайте еще раз проговорим алгоритм деления суммы на число. (Повесить формулу)

Деление суммы на число (a+b):с

1.Вычислить сумму.

2.Разделить полученный результат на число.

Деление суммы на число (a+b):с

1.Разделить первое слагаемое на число.

2.Разделить второе слагаемое на число.

3.Полученные результаты сложить.

Дети проговаривают.

П: определение основной и второстепенной информации; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: учет разных мнений.

Л: самоконтроль.

8

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Рассмотрите задания в учебнике на стр.13. Какие из них помогут нам применить наше сегодняшнее открытие?

- Кто считает, что достаточно хорошо освоил прием деления суммы на число? Кто считает, что еще нужна тренировка. Молодцы!

- Задания №1.

(80+16):4=80:4+16:4=24

(30+21):3=30:3+21:3=17

(11+13):6=24:6=4, только одним способом так как по отдельности слагаемые не делятся.

П: определение основной и второстепенной информации; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: учет разных мнений.

9

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Задание под чертой возьмем для самостоятельной работы. Пришло время проверить ваше умение, как вы усвоили деление суммы на число. (1-2 мин)

-Проверим. (Слайд 14) Ставите оценки.

Проверяют задание по эталону.

П: выполнение действий по алгоритму.

Р: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

10

Включение в систему знаний и повторение

Теперь поработаем по учебнику № 2. Прочитайте задачу.

- О какой величине говорится в задаче?

- Как удобно записать задачу кратко?

- Сколько в ней будет столбцов?

- Сколько строчек?

- Что такое 15 метров?

- Что такое 12 метров?

- Что такое 3 метра?

-Значит, второй столбик назовем,

 Расход ткани на одно платье.

- Как назовем второй столбик?

- Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили?

- Запишите решение задачи двумя способами.

Расход ткани на одно платье

Количество платьев

Общий расход ткани

Первая закройщица

3 м

?

15 м

Вторая

закройщица

?

12 м

1 способ: 1)15+12=27 (м)   - у обеих закройщиц.      

                 2) 27:3=9 (п) - всего

                 

2 способ: 1)15:3=5 (п)-1 закройщица

                2) 12:3=4 (п) – 2 закройщица

                3) 5+4=9 (п) - всего      

Ответ: всего 9 платьев они скроили.

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

- О длине.

- С помощью таблицы.

- 3.

- 2.

- Расход ткани первой закройщицы.

- Расход ткани второй платье.

-Расход ткани на одно платье?

- Второй столбик назовем количество платьев.

1 способ:  Можно вычислить сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15+12), и результат разделить на 3. 2 способ : А можно вычислить сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученные результаты сложить.

- Сам себя оценивает.

П: построение логической цепи рассуждений; доказательство.

К: формулирование и аргументация своего мнения; управление поведением партнера.

11

Рефлексия деятельности (итог урока)

- С каким новым вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке?

- Какими способами можно разделить сумму на число?

- Кто доволен своей работой?

- Какое задание было самым интересным?

- Распределительный закон деления. Деление суммы на число.

П: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса результатов деятельности.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

12

Домашняя работа

 Учебник стр.13, № 5.

Выполняют по инструкцию учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики во 2 классе. Тема "Вычитание суммы из числа"

Задачи: - закрепить правило вычитания суммы из числа; закреплять умение приема вычитания, умение решать составные задачи; совершенствовать устные приемы вычисления; выявлять существенные св...

открытый урок по математике на тему "Умножение суммы на число"

Данный урок проведен в 4 классе по учебнику математика Моро...

Вычитание суммы из числа и числа из суммы

В презентации представлены задания для закрепления темы "Вычитание суммы из числа и числа из суммы"....

Открытый урок математики на тему:"Деление суммы на число"

Тема: «Деление суммы на число». Цели:        1.Научить делить сумму на число различными способами.       2.Научить аккуратно сидеть и у...

Конспект открытого урока по математике "Умножение суммы на число"

Конспект открытого урока по математике "Умножение суммы на число" для 3 класса. УМК "Перспектива"....

Задачи - "Деление суммы на число и числа на сумму"

Деление суммы на число и числа на сумму....