Решение уравнений
статья по математике (1 класс)
В школе я работаю 12 лет. За эти годы я заметила, что дети испытывают затруднения при решении уравнений. Стала работать над этой проблемой. На данном этапе с уверенностью могу сказать, что в моем классе абсолютно все, без исключения – и слабые, и сильные учащиеся, легко решают и понимают процесс решения уравнений.
К сожалению, в наших учебных программах неоправданно мало времени уделяется решению уравнений. А ведь, если творчески подойти к любому уравнению, можно увидеть задачу или, наоборот, в задаче увидеть уравнение. Уже с первого класса учу по задаче составлять уравнение, а по уравнению придумать интересную задачу.
Как я добилась этого?
Хочу поделиться своим опытом.
Толчок к этой работе я получила на курсах развивающего обучения. Нам предлагалось научить видеть детей в числах целое и части. Т,е. любое число можно представить в виде целого и частей. Эту работу начинаю с первых дней прихода ребенка в школу.
По мере изучения различных видов сложения-вычитания, умножения-деления я сразу использовала это в уравнениях.
С расширением математических понятий решаем все более сложные уравнения.
Зачем это нужно?
Ответ напрашивается сам собой. Развивается логическое мышление, творческие способности, воспитывается любовь к математике.
Дети чувствуют, что они понимают, знают, могут. Эта уверенность помогает в решении не только конкретных задач.
Графическое изображение уравнений, задач развивает абстрактное мышление. Ведь по тексту задач мы изображаем не просто число, а ящики, килограммы, школьников и многое другое.
До сих пор я наблюдаю в некоторых классах, что дети затрудняются в решении даже простых уравнений, выбор действия происходит наугад, а ведь это можно изменить. Мою методику в своей работе используют Лазарева Г.П. и Марущак Л. К.. они остались довольны результатом.
Попробуйте и вы. Но не спешите, проводите эту работу поэтапно. Освоив простые уравнения, поняв принцип, переходите к более сложным. Мне эта работа кажется интересной и результативной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_uravneniy_v_nachalnyh_klassah.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Так как эта работа начинается с первого класса, поэтому и примеры будут соответственные:
5 это 2 и 3
Представим это в виде рогатки:
- - целое
2 3 - части
Можно это изобразить в виде отрезка:
5
- 3
Причем отрезки могут быть произвольные. Дети чертят произвольный отрезок, подразумевая под ним число 5. Как вы обратили внимание, мы уже имеем много «плюсов» – у детей развивается абстрактное мышление, и знакомятся, ненавязчиво, с геометрией .
Предложим задачу:
«На кормушке сидело 5 птичек .Несколько улетело. Осталось 3 . Сколько птичек улетело?»
Как мы решаем подобные задачи?
Ищем целое. Целое 5.
Чертим рогатку:
- - целое
3 x - части
Чертим отрезок:
5
3 x
Чтобы найти неизвестную часть, надо известную отпилить (заштриховать):
5
3 x
На чертеже появляется штриховка.
- Что означает отпилить на математическом языке?
- Отнять, вычесть.
Так как мы ищем неизвестное – x - , то записываем: x = 5 – 3.
Если чертеж мы читаем:
«От 5 отпилить 3»; то здесь уже читаем: « 5 минус 3»
Осталось решить.
Если мы знаем, что 5 это 2 и 3, то, отнимая одну часть, получаем вторую.
Значит Х=2.
Решены и задача и уравнение.
Важно сначала составить чертеж, наглядно увидеть решение и только потом приступать к решению.
В идеале запись выглядит так:
5-х=3 5
х=5-3 х=2 3 х
5-2=3
3=3 5
3 х
А теперь предложу вам 2 уравнения: х+4=5 и 6-х=3.
На первый взгляд это разные уравнения, но по этой системе они будут решатся совершенно одинаково, потому что в том и другом уравнение неизвестны части.
Решим уравнения:
Х+4=5 5
Х=5-4
х=1 4 х
1+4=5
5=5 5
4 х
6-х=3 6 х=6-3 х=3 3 х 6-3=3 3=3 6 3 х | Целое 6. Части 3 и Х. Чертим рогатку, затем чертеж. Отпиливаем Известную часть 3. Записываем. |
Главное чтобы, дети хорошо ориентировались в компонентах при сложении и вычитании. Мы этого достигали путем разрывания полосок бумаги. Полоску бумаги представить в виде любого числа. Если ее разорвать – получим части целого.
А при решении конкретных примеров я допускаю такие выражения:
«Если стоит знак +, то целое в конце», «Если стоит знак -, то целое в начале».
Продемонстрирую решение уравнения с неизвестным целым.
«На кормушке сидело несколько птиц. 2 птицы улетело, 3 осталось. Сколько птиц было на кормушке?».
В данном случае неизвестно целое.
Записываем рогатку:
х
- 3
Затем чертим чертеж:
х
- 3
Чтобы узнать целое, части надо объединить:
х
- 3
Затем записываем:
Х-2=3
Х=2+3
Х=3
5-2=3
3=3
Ответ: 5 птиц было.
Очень быстро детьми усваиваются приемы нахождения частей и целого. Решают, уже не задумываясь. Тогда усложняю задачу, пусть у нас целое будет состоять не из 2 частей, а из 3.
Решим уравнение
4+х+2=9 9
4 х 2
Затем чертим чертеж:
9
4 х 2
Отпиливаем известные части:
9
4 х 2
Сколько всего отпилили? Отпилили – 6. На чертеже показать неудобно, т.к., известные части разрознены. Делаем вывод: известные части надо располагать рядом. Этот вывод нам пригодится в будущем, поэтому, первое время надо напоминать. Не обязательно это делать самой. Дети солидарны и не дают возможности ошибиться другим.
Чертеж исправляем, объединив отпиленные части на чертеже, мы, тем самым сократили себе запись:
9
4 2 х
6
х = 9 - 6
Откуда появилось число 6?
Это продемонстрировано на чертеже. Мы отпилили две части 4 и 2. А всего мы отпилили 6. Зачем же нам делать лишнюю запись: х=9-4-2, мы сразу запишем:
х=9-6
х=3
4+3+2=9
Уравнение решено. Решалось оно так же, как и до этого, мы решали простые уравнения. Решим еще два уравнения. Не забывайте, что после записи уравнения выполняются чертежи рогатки и отрезка. Чертежи выполняем справа, уравнение записываем слева:
10-х-5=1
х=10-6 10
х=4
10-4-5=1 х 5 1
1=1
10
1 5 х
6
х-3-4=1 х
х=3+4+1 Х
х=8 3 4 1
8-3-4=1
1=1 1 3 4
8
В этом уравнении неизвестно целое, поэтому части объединяются.
Уравнения, подобные этим, и ряд других, мои ученики решали уже в первом классе. Со второго класса дети при решении таких уравнений переносят числа в правую часть с заменой отрицательного знака на положительный, и наоборот.
Из собственного ученического опыта я знала, что минус меняется на плюс, но по чему это происходит, не совсем понимала. Использование чертежей наглядно демонстрирует это. Я думаю, что и учителям математики, как в начальных, так и в старших классах мой опыт также может пригодиться.
Освоив решение уравнений с одинаковыми знаками, я задумалась, а как детей в возрасте 6 – 8 лет, не обладающих достаточными математическими знаниями научить решать уравнения с разными знаками. До этого у нас не было затруднений в нахождении целого, а это в решении уравнений главное. Минусы – целое в начале. Плюсы - в конце. А что делать в таких случаях: 9-х+2=7?
Есть и «-» и «+». Как найти целое мы подумали и решили первое действие 9-х взять в скобки и представить, что это неизвестное число, ведь мы от этого ничего не теряем. Порядок действия не нарушается. За то если (9-х) неизвестное число у нас остается всего один знак «+». Соответственно целое –7.
Чертим рогатку и отрезок:
7
9-х 2
7
Отпиливаем известную часть
9-х 2\
Записываем:
9-х=7-2
9-х=5 Простое уравнение
х=9-5
х=4
9-4+2=7
7=7
Проблема решена, при чем здесь же дети, ненавязчиво, знакомятся со скобками и действиями в скобках. Когда мы впервые познакомились с решением таких уравнений , я предложила детям задать родителями подобное уравнение.
Я настроила их на то, что родители, скорее всего не справятся. Какие же гордые пришли мои второклассники в школу на следующий день с осознанием того, что родители не справились. В основном они использовали метод подбора. Конечно, эти уравнения можно решить путем переноса известных частей в одну сторону, а неизвестных в другую. Но речь идет о детях, только что пришедших во второй класс и не знакомых с отрицательными числами.
Решим еще одно уравнение:
6+х
6+х-9=1 (6+х)-9=1 9 1 6+х=10
х=10-6 6+х
х=4
6+4-9=1 9 1
1=1 10 10
10
6 х
6 х
С большим удовольствием дети придумывают задачи к этим уравнениям. Здесь уже работает фантазия. Можно услышать про плантации кофейных деревьев, и про инопланетян и летающие тарелки, и про фермы с экзотическими животными. Дети соревнуются между собой: кто необычнее придумает задачу. Тогда и на вопрос отвечать будет интереснее.
И ещё один вид уравнений, которые мы усвоили во втором классе, это уравнения с действием в скобках. Со скобками мы уже знакомы:
5+(х-4)=10
Если (х-4) неизвестное число, то в этом уравнении две части: 5 и (х-4). Знак «+» -целое 10.
Чертим рогатку и отрезок:
Х-4=10-5 10 10
Х-4=5
Х=5+4 5 (х+4)
Х=9 5 (х+4)
5+(9-4)=10
10=10
При изучении умножения мы также используем рогатки. Сначала мы столкнулись с трудностью изображения.
Например: 8:2=4, 9:3=3 рогатки можно изобразить так:
8 - целое 9 - целое
4 4 - 2 части по 4 3 3 3 - 3 части по3
Эти рогатки можно использовать пока оперируешь небольшими числами. А если понадобится изобразить такие выражения: 80:20=4 или 560:70 и т. п.
Неудобно, а порой и невозможно рисовать 20, 70 и более лапок. Что же делать? Подумав, мы решили не рисовать количество лапок, а записывать числами.
Например: 80 - целое 560 - целое
20 - 20 частей 70 - 70 частей
4 - по 4 8 - по 8
Для закрепления нового вида рогаток провожу такую работу. Даны 2 числа 12 и 4 из которых нужно составить 8 примеров.
Выглядит это так: если 12 целое, то 4 известная часть
12 4+8=12 12-4=8
8+4=12 12-8=4
4 8
Если 12 целое, то 4- известное количество частей
12 4·3=12 12:4=3
4 3·4=12 12:3=4
3
Решение таких заданий ясно демонстрирует разницу между рогатками. А рогатка изменилась не только визуально, но и по содержанию. В то же время мы обнаруживаем много общего. В обоих случаях есть целое и части; знаки на увеличение числа «+», «·» и на уменьшение «-», «:».
Такую работу проводим на каждом уроке. Здесь я нахожу много положительного: повторение таблиц сложения, умножения; взаимообратные действия; связь между компонентами.
При решении уравнений на умножение и деление принцип работы не нарушается. Знак «:» (деления) - на уменьшение, значит целое в начале. Знак «·» (умножения) – знак на увеличение числа, значит целое в конце.
Решение уравнений на умножение – деление выглядит так: 8 : а = 4.
- Деление – знак на уменьшение числа, значит целое – 8.
Рогатка:
- - целое
а - неизвестное количество частей
4 - по 4.
Чтобы найти неизвестную часть, надо целое разделить на известное.
а=8:4
a=2
8:2=4
4=4
Уравнение на нахождение целого:
Х:2=4
Знак «:» - знак на уменьшение, значит целое в начале. Неизвестно целое поэтому записываем такую рогатку:
Х – целое
2 - 2 лапки
- – по 4
Чтобы найти целое, части надо перемножить:
Х=2·4
Х=8
Из решения этих уравнений видно, что алгоритм решения остался прежним, поэтому дети по аналогии с простыми уравнениями на сложение и вычитание без каких-либо затруднений легко справлялись с уравнениями на умножение и деление.
Следующий этап – переход к уравнениям сложной структуры. Приведу решение нескольких уравнений с рассуждениями:
- 56 : х · 5 = 35
- Чтобы найти целое, оставляем один знак. Для этого, чтобы не нарушить порядок действий выделяем I действие в скобки.
(56:Х) · 5 = 35
Умножение знак на увеличение значит целое – 35
Рогатка: 35
5
56 : х
Чтобы найти неизвестную часть, целое делим на известное.
Записываем:
56 : х = 35 :5
упростим
56 : х = 7
Получим простое уравнение, где 56- целое.
Х= 56 :7
Х=8
56 : 8 · 5 = 35
35=35
- 6 · х : 9 =3
Чтобы найти целое оставляем один знак.
(6·х) : 9 = 2
Деление - знак на уменьшение числа, значит целое в начале.
Рогатка:
6 · х
9
2
Чтобы найти целое части перемножаем:
6 · х =9 · 2
6 · х = 18
х = 18 : 6
х = 3
6 · 3 : 9 = 2
В обоих уравнениях дети переносили известные в правую часть и меняли знак на противоположный. В 3 классе дети не знакомы с этой темой, поэтому, казалось такое уравнение решить для них на данном этапе не возможно. Но поверьте, в моем классе с подобными уравнениями легко справляются.
Попробовала ввести умножение и деление в уравнения сложной структуры.
- 5 · х – 4 = 16
Как подвести ребенка к решению подобного уравнения? Дети решили выделить первое действие скобками.
(5 · х) – 4 = 16 5 · х 5 · х
4 16 4 16
20
Остался знак «-», целое 5 · х
Чтобы найти целое части сложить
Получилось простое уравнение на умножение
5 · х = 20
Знак умножения – знак на увеличение значит целое в начале.
Рогатка:
20
5
х
Чтобы найти часть надо целое разделить на известную часть
Х =20 : 5
Х = 4
5· 4 – 4 = 16
16 = 16
Продемонстрирую вам решение еще одного уравнения:
4. 21 – х : 4 = 16
Естественно для решения этого уравнения, дети предложат оставить одно действие. Но какое? Если мы выделим скобками первое действие (21 - х), то тогда нарушится порядок действий ведь действие умножение и деление выполняются в первую очередь. на этом этапе дети знакомятся с порядком действий.
Вернемся к данному уравнению. Если мы знаем, что умножение – деление выполняется первым, то у нас остается один знак «-». Скобки можно поставить, чтобы дети не путались.
21 – (х : 4) = 16.
Дальше решение происходит по аналогии.
Х : 4 = 21 – 16 21 21
Х : 4 = 5
Х = 5 · 4 х:4 16 х:4 16
Х = 20 х
21 –20 : 4 = 16 4
16 = 16 5
Рассуждение: 21 – целое х:4 и 16 – части. Чтобы найти неизвестное часть, от целого отпиливаем известную часть. Получилось простое уравнение, где х – целое. Чтобы найти целое , части перемножаем.
Эти навыки нам пригодятся в решении геометрических задач. При изучении понятий периметра и площади. Ученики 3 класса умея решать такие уравнения могут выполнять подобные задания.
Не составляет труда по известным сторонам найти периметр и площадь. Формулы ребята знают, поэтому мне захотелось усложнить задачу.
a= 8 см
b = 4 см
Р = ? (см)
S = 20 см2
Зная формулу площади S = a · b, подставляем известные данные и решаем, как простое уравнение:
20 = а · 4 20
а = 20 : 4 4
а = 5 (см) b
Затем нашли периметр.
А вот найти площадь по периметру сложнее. Вот как мы это делаем. Пусть:
a= 6 см
b = ? (см)
Р = 18 см
S = ? (см2)
Известен периметр, значит и работать будем с формулой периметра.
Записываем: P = (a + b) · 2 P= (6 + b) · 2 | Читаем:
2 - 2 части 6 +b - по 6 + b |
6 +b = 9 - простое уравнение b = 3 см 9 9
18 = (6+3) · 2
18 = 18 6 b
b 6
Нашли сторону b, найдем и площадь. Подобные задания развивают логическое мышление и готовят детей к работе с формулами. При изучении темы «Деление суммы на число» нам также пригодится умение решать уравнения сложной структуры.
(28+х) : 4 = 16
- Если пойти по прежней схеме, то мы столкнемся с трудностью вычислений. Чтобы умножить двухзначное число нужно будет разложить на разрядные слагаемые.
28 + х = 4 ·16 28 + х - целое
4
10 6 16
28 + х = 64
х = 64 – 28
А можно сделать другую запись, и сначала найти значение частных.
28 : 4 + х :4 = 16 16
7+ (х : 4) = 16
х : 4 = 16 –7 7 х :4 16
х : 4 = 9
х = 9 · 4 х : 4 7
х = 36
(28 + 36) : 4 =16 х
4
9
Надеюсь, я убедила вас, что, используя мою методику решения уравнений по данной аналогии можно справиться с любым уравнением.
Эти умения и навыки позволяют детям легче адаптироваться при переходе в среднее звено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Уравнение. Решение уравнений способом подбора
Конспект урока по математике по теме "Уравнение. Решение уравнений способом подбора"....
Уравнение. Проверка решения уравнения
Урок - сказка.Уравнение. Проверка решения уравнения.Цель урока:Обучающая:сформировать умение выполнять проверку решения уравнения;закрепить умение решать и оформлять решение уравнения;закрепить умение...
Презентация к уроку Уравнение. Проверка решения уравнения
Урок - сказка.Уравнение. Проверка решения уравнения.Цель урока: Обучающая:сформировать умение выполнять проверку решения уравнения;закрепить умение решать и оформлять решение уравнения;закрепить ...
Урок «Уравнение. Проверка решения уравнения.»
Согласно требованиям ФГОС, новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. В течение урока математики по теме «Уравнения. Пр...
Урок по теме:Уравнения.Решение уравнения способом подбора.
В работе предлагается содержание по введению нового знания, закрепление его....
Математика. 1 класс. Урок 71. Уравнение. Проверка решения уравнения - Презентация
ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_71_uravnenie_proverka_reshenija_uravnenija/2013-01-21-164 Урок 71. Уравнение. Проверка решения уравнения В пр...
Уравнения. Решение уравнений способом подбора.
конспект урока по математике...