Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
3 класс
УМК «Перспектива»
II полугодие
Математика
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Раздел | Числа от 100 до 1000. Величины | |||||||||||||
Тема | Величины. Километр | |||||||||||||
Цели | Сформировать представление о мерах длины. Ввести единицу измерения длины «километр». Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Введение понятия «километр». Изучение меры длины километр: сравнение, перевод в другие единицы измерения длины. Решение задач с именованными числами. Величина, единицы измерения, километр, меры длины. | |||||||||||||
Планируемый результат | ||||||||||||||
Личностные умения: Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание определять длину пути, используя разные единицы измерения; - ответственное отношение к измерению длины пути; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «километр» и использовать его в активном словаре; - соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение. - выбирать способ выполнения задания и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания для выбора ближайшего пути. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий; - выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения: - переводить единицу изменения длины «километры» в «метры»; - писать именованные числа в порядке возрастания; - сравнивать именованные числа; - выполнять вычисления с именованными числами; - решать задачи с именованными числами; - составлять и писать текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения . | ||||||||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||||||||||
Окружающий мир Тема «Масштаб». | Информационный материал Учебник «Математика 3 класс», часть 2, Рабочая тетрадь, часть 2 УМК «Перспектива». Демонстрационный материал Таблица «Меры длины». Интерактивный материал Карточки с индивидуальным заданием. Презентация «Величины .Километр». | Фронтальная. Другие формы работы: • индивидуальная • парная • групповая | ||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||||||||||
I этап. Самоопределение к деятельности | ||||||||||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | ||||||||||||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать желание помочь Ване. | Слайд №1 Тема урока. Слайд №2 Иллюстрация к проблемной ситуации. Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не может определить, какая из них ближе и стоит в раздумье. Ребята, почему Ваня не может определить, какая из аптек ближайшая? Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы. Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, используя разные единицы измерения, чтобы выбрать ближайший объект следования? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ване. | ||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||||||||||||||
Цели деятельности | Учебные задания | Планируемый результат | ||||||||||||
Километр | ||||||||||||||
Цели: • Актуализировать знания об известных единицах измерения длины. • Актуализировать умение: - соотносить метр с сантиметром и дециметром; - выполнять вычисление с именованными числами. • Ввести понятие «километр». • Научить: - соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение; - выражать километры в метрах и обратно; - записывать именованные числа в порядке возрастания; - сравнивать именованные числа; - выполнять вычисления с именованными числами; - решать задачи с именованными числами; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Слайд № 3 Актуализация известных знаний. Назовите значение слова «величина». Назовите известные вам единицы измерения длины (см, дм, м). Расскажите, что можно измерить в см; в дм; в м? Задание 2 (З) Слайд № 4 Актуализация известных знаний. Определите длину размаха крыльев каждой птицы и соедините с соответствующим значением стрелочкой:
(колибри, самая маленькая птица на Земле, – 6 см 5мм, альбатрос, самая большая птица – 4 м) Задание 3 (З) Слайд № 5 Актуализация известных знаний. Сравните числа и выражения: Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, помогите исправить ошибки. Проверьте правильность выполненного задания с вариантом на доске.
Задание 4(З) Слайд № 6 Актуализация известных знаний. Напишите решение каждой задачи, используя выражение: - Леопард сделал 12 прыжков и преодолел расстояние в 96 м. Определите длину одного прыжка леопарда. - Страус сделал пять шагов по 8 метров. Определите расстояние, которое преодолел страус. - Лев сделал два прыжка по 4 м и три прыжка по 5м. Определите расстояние, которое преодолел лев. Задание 5 (З) Слайд № 7 Актуализация известных знаний. Определите меры длины среди предложенных чисел и выпишите их в порядке возрастания: 6см 480г 3м 9см 56см 23час 2дм 8см 7мм 18кг 1км Сообщение учителя Слайд № 8 Сообщение новых знаний. Для измерения расстояний между населёнными пунктами используют единицу длины, которая называется километр. «Кило» в переводе с греческого - «тысяча». Слово «километр» сокращённо записывают так: км (точка после буквы не ставится). Например: 1 км, 35 км, 700 км. 1 километр содержит тысячу метров. Это записывают так: 1 км = 1000 м Слайд № 9 Сообщение новых знаний. В Москве возле ворот Кремля находится знак нулевого километра. В Зеленогорске, есть памятник путешественнику, где на стрелках можно прочитать данные о расстояниях до городов России, например: до Архангельска (на север) – 792 км, а до Самары (на юг) – 1474 км. Задание 6 (З) Назовите условное обозначение километра. Назовите количество метров, которые содержат 1 километр. Задание 7 (З) Учебник, с.84, № 3. Слайд № 10 Сообщение новых знаний. Прочитайте высказывания, которые содержат данные о протяжённости расстояний в метрах и километрах. Задание 8 (З) Учебник, с.83, № 1. Расскажите, сколько раз надо отмерить по 10 м, чтобы получилось 100 м? Расскажите, сколько раз надо отмерить по 100 м, чтобы получился 1 км? Задание 9 (П) Можно ли утверждать, что 100 м – это 1 км? Обоснуйте своё мнение. Физкультминутка для глаз Слайд № 11 Многие тысячи км отделяют нас от звёзд. Мы можем лишь любоваться ими да загадывать желания на падающую звезду. Следите глазами за движением каждой звезды и загадывайте желания. В продолжение музыки выполняйте гимнастику для глаз.** Слайд № 12 Самостоятельная работа, взаимопроверка и самопроверка. Задание 10 (У) Учебник, с.83, № 2, с взаимопроверкой. Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,=: Задание 11 (У) Напишите именованные числа в порядке возрастания. 4 дм 9 см, 50 см, 2 м 7 дм 3 см, 100 см, 700 м, 1 км Задание 12(У) Рабочая тетрадь, с. 66, № 1. с самопроверкой Решите задачу с именованными числами. Расстояние от Москвы до Ярославля 270км, до Углича на 30км меньше, чем до Ярославля, а до Иваново на 30км больше. Сколько км от Москвы до Углича? До Иваново? Задание 13 (У) с взаимопроверкой Закончите каждое предложение, используя меры длины: Высота дома 15… Лыжник пробежал 10… Рост человека 1… 70… Длина муравья 12… Физкультминутка Задание 14 Учебник, с.85, № 5. Сравните числовое выражение и число, которые выражены именованными числами, используя знаки: >, < ,=: 100м + 700 м … 1 км 800м … 1км – 300м Задание 15 с взаимопроверкой Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,= : 100м … 1 км 9 км … 960 м 400мин … 4 ч 700 см … 70м Задание 16 с взаимопроверкой Выпишите наименьшее и наибольшее расстояние из предложенных значений: 9км 500м 1200м 968м 320км 1200км 120км 248м Наибольшее значение:____________________ Наименьшее значение:____________________ *В России бронзовый знак нулевого километра находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной; называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Отметку «нулевого километра» редко можно увидеть пустующей в разгар дня. Существует поверье, что желания, загаданные, стоя на ней спиной к Воскресенским воротам, обязательно сбываются. И именно вокруг нулевого километра можно регулярно наблюдать скопление туристов, кидающих через плечо монетки (это ещё один, характерный для этой приметы ритуал). Дата постройки памятника: 1996 г. Архитектор, скульптор, А.И. Рукавишников. Упражнения для снятия усталости глаз:
. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «километр» и использовать в активном словаре; - соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - выражать километры в метрах и обратно; - записывать именованные числа в порядке возрастания; - сравнивать именованные числа; - выполнять вычисления с именованными числами; - решать задачи с именованными числами. | ||||||||||||
Диагностика качества освоения темы | ||||||||||||||
Цель: установить степень освоения темы, а именно: - сравнивать именованные числа; - записывать именованные числа в порядке возрастания; - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания. | Слайд № 13 Самостоятельная работа и самопроверка. 1. Напишите именованные числа в порядке возрастания: 4 дм 9 см 50 см 2 м 7 дм 3 см 9 мм 700 м 1 км ___________________________________________________ 2. Сравните выражения с именованными числами, используя знаки >, < ,= : 100 м + 700 м …1 км 5 дм + 2 дм … 70 см 700 м … 1 км – 400 м | Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания. Предметные умения: - сравнивать именованные числа; - записывать именованные числа в порядке возрастания. | ||||||||||||
III этап. | ||||||||||||||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат | ||||||||||||
• Стимулировать желание определять длину ближайшего пути, используя разные единицы измерения. • Научить: - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Этап включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Слайд № 2 Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не смог определить, какая из них ближе и стоит в раздумье. Почему Ваня не идёт в аптеку? Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы. Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, чтобы выбрать ближайший объект следования? Определите, какая аптека находится ближе. Для этого сравните длину пути, используя знаки >, < ,= . 100 м … 1 км Определите, какая аптека находится ближе. Составьте и напишите текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения, благодаря которым можно определить ближайший путь следования. | Личностные умения: - проявлять творческое отношение к составлению и оформлению учебного задания. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | ||||||||||||
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | ||||||||||||
• Научить: - проявлять осознание успешности при освоении темы; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. | Самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно уметь выполнять измерение длины разными единицами измерения, потому что…… 2. Чтобы измерить длину разными единицами измерения без ошибок, нужно…. . Слайд № 14 Рефлексия. Самооценка Выберите высказывание и отметьте его значком «X» в соответствующем квадрате:
| Личностные умения: - проявлять осознание успешности при освоении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. | ||||||||||||
Самоанализ урока
Тип урока – открытие нового знания.
Цели урока:
- вывести и освоить новый алгоритм
- тренировать вычислительный навык;
- тренировать способность к применению изученного свойства при решении задач.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: освоить новый прием,
применяя его при решении задач, числовых выражений.
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
-проговаривать последовательность действий на уроке,
-планировать свои действия и работать по коллективно составленному плану;
-уметь выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу и правилу;
- оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-уметь осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- применять знаково-символические средства;
- использовать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, аналогия.
Коммуникативные:
- развитие математической речи, умение работать в парах, в группах,
- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
- деятельностный метод, который ориентирован на формирование общеучебных умений, деятельностных способностей и связанных с ними личностных качеств.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. На данном уроке дети не получали знания в готовом виде, а добывали их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Самостоятельно ставили цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывали тему урока, в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: выбирали способ, строили план достижения цели и определяли средства - алгоритмы. При этом я использовала подводящий диалог. При реализации построенного проекта: обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, и выбирался оптимальный вариант, который фиксировался в языке вербально и знаково. Построенный способ действий использовался для решения исходного задания, вызвавшего затруднение. В завершение ученики уточнили общий характер нового знания и зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения в речи и знаково. Затем фронтально и в парах решали типовые задания на новую тему с проговариванием алгоритма. Самостоятельная работа проводилась в индивидуальной форме. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся проводился в форме самоконтроля по образцу и по эталону. В конце урока была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение дети соотнесли ее цель и результаты, зафиксировали степень их соответствия, и наметили дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Смена деятельности на уроке способствовала снятию физической, эмоциональной и интеллектуальной напряженности. С этой же целью была проведена физминутка с упражнениями для глаз.
Урок имел воспитательный характер. Формы и приемы работы на уроке способствовали формированию таких личностных качеств детей, как доброта, неравнодушное отношение к окружающим, взаимопомощь, чувство ответственности, а также активности и целеустремленности. При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока.
Заключение
Урок построен в технологии деятельностного метода.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура показывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей (УУД). ТДМ на основании проведенных исследований имеет заключение Государственной СЭС РФ о соответствии санитарным нормам и правилам и является здоровьесберегающей.
Структура проведенного урока имеет следующие этапы:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Урок начинается с мотивационного момента. На данном этапе при помощи наглядной задачи было организовано мотивирование детей к учебной деятельности, в результате которой были определены тематические рамки урока.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель:
1) актуализировать знание распределительное свойство умножение
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
На данном этапе было организовано повторение необходимого и достаточного материала для открытия нового знания, а также его обобщение. Затем было предложено пробное действие на новое знание, при выполнении которого было зафиксировано затруднение.
Дети определили цель и тему урока.
- Выявление места и причины затруднения.
Цель:
-выявить место и причину затруднения.
На данном этапе с помощью подводящего диалога учащиеся вышли в рефлексию пробного действия, определили место и причину затруднения.
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
На этом этапе в диалоговой форме дети вербально зафиксировали цель деятельности на уроке, выявили правила и установили действия, которые помогут выйти из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
На данном этапе в групповой работе детьми был реализован построенный проект. Обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, выбирался оптимальный вариант, который фиксировался в языке вербально и знаково, в результате чего был составлен эталон. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение было зафиксировано преодоление возникшего ранее затруднения.
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель:
- зафиксировать во внешней речи новое правило
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить новое умение
При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания нового типа и осуществляли их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение была организована рефлексия учебных действий.
Эмоциональная направленность этапа состояла в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. С этой целью были предложены карточки с заданиями разного уровня.
- Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи с новым знанием.
На этом этапе дети была организована фронтальная работа. Учащиеся выявили границы применимости нового знания и решили задачу.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
3) наметить направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить домашнее задание.
На данном этапе была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение были соотнесены цель и результаты учебной деятельности и намечены дальнейшие цели деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).
Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида: []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».
Тема: «Уравнение»....
Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"
Урок проводила по программе "Школа России" по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....
Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))
Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",
Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения, используя правило нахождения неизвестного слагаемого....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....