Проектная работа "Математика вокруг нас. Искусство оригами"
проект по математике (2 класс)

Жидкова Наталья Степановна

Проект был создан при изучении темы "Квадрат". Ребята изучили историю возникновения искусства Оригами, выяснили в какой стране оно зародилось первым, познакомились с разными техниками оригами, погрузились в необыкновенную эпоху Древнего Китая и Японии. Итогом проекта стал открытый мастер класс для первоклассников и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitnaya_karta_proekta.docx205.5 КБ
Файл konsp_origami_2019.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ СОШ «Исток»

Визитная карточка к проекту по математике.

Тема: «Математика вокруг нас. Оригами»

                                               Автор: Жидкова Н.С.

                                                          учитель начальных классов

                                         г.Красногорск          

                                   2018/2019 учебный год

                               Пояснительная записка

к проекту «Математика вокруг нас. Оригами».

Оригами – это семейный, коллективный досуг, сближающий, улучшающий психологический фон семьи и коллектива. Каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.

Цель:  Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи:

Обучающие

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Научить применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
  • Развивающие: 
  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомера.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Воспитывать терпимое, доброжелательное отношение к товарищам, чувство взаимопонимания.
  • Формировать способности к самоанализу и рефлексии.

               

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА «Математика вокруг нас.                                           Оригами»

Авторы проекта

Фамилия, имя, отчество

Жидкова Наталья Степановна

Регион

Московская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

Г. Красногорск

Номер и/или название школы/ОУ

ЧОУ СОШ «Исток»

Описание проекта

Тема учебного проекта

«Математика вокруг нас.   Оригами»

Краткое содержание проекта

Данный проект рассчитан на учащихся начальных классов. В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Чтобы привлечь внимание учащихся к математике мы решили в своём проекте показать, что математика – это творческая наука. В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике.

Предмет

Математика, технология, окружающий мир

Класс

2

Приблизительная продолжительность проекта

3-4 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

- личностные: понимание необходимости решения вопросов проекта, ориентация на успех и понимание его причин, способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности, установка на здоровый образ жизни;

- регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; умение планировать свою деятельность, работать по предложенному плану, использовать необходимые ресурсы; умение определять успешность выполнения своего задания на основе критериев оценки;

- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для полного ответа на поставленный вопрос;

- коммуникативные: оформлять свои мысли и выводы в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других;

Дидактические цели/Ожидаемые результаты

              Обучающие:

  1. познакомить учащихся с понятием  и искусством «оригами», формой оригами «квадрат»;
  2. формировать умения следовать устным инструкциям;
  3. учить различным приёмам работы с бумагой;
  4. применять знания, полученные на уроках математики, окружающего мира, технологии, ИЗО и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
  5. учить оформлять творческую работу  в виде проекта и публично защищать результаты  коллективной групповой деятельности.

               Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
  2. прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
  3. прививать интерес к искусству оригами;
  4. воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, целенаправленность, эстетический вкус, самостоятельность в работе, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Развивающие:

 развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение;

2) развивать мелкую моторику рук и глазомер;

3) развивать творческие способности, фантазию детей;

4) развивать коммуникативные умения;

5) развивать связную речь при защите проектов.

Методические задачи проекта

Развитие проектировочного компонента в собственной педагогической деятельности.

Совершенствование умения собственного управления исследовательской деятельностью учащихся через индивидуальную и групповую работу.

Овладение умением формирования у школьников обобщать полученную информацию и выделять главное в процессе исследовательской деятельности. 

Результаты проекта

  • Оформление докладов.
  • Коллективное панно в технике оригами
  • Презентации

Краткое описание проекта

Данный проект рассчитан на учащихся начальных классов. В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Чтобы привлечь внимание учащихся к математике мы решили в своём проекте показать, что математика – это творческая наука. В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Каково происхождение оригами и связь этого искусства с математикой?

Проблемный вопрос учебной темы

Помогает ли оригами изучать математику?

Учебные вопросы

1. Изучить понятие, виды, историю происхождения оригами.

2. Проанализировать связь оригами и математики на примере основных элементов азбуки оригами, решения математических задач.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

 

Стартовая презентация.

Таблица

Знаю-

Интересуюсь-

Узнал

Обсуждение, опрос взрослых, оформление докладов, презентаций.

-Методы оценивания:

-планирование работы;

-самооценка группы;

-обратная связь от сверстников;

-наблюдение за работой групп.

Получат новые знания об искусстве оригами.

Научатся выполнять фигуры в технике оригами по технологическим картам, прослеживая элементы геометрии. В ходе изучения данной темы мы смогли прикоснуться к тайнам оригами,

понять смысл математических принципов в бумажной пластике. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, учащиеся знакомятся  с новыми геометрическими понятиями, основными определениями,  и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. Значит оригами, действительно, помогает изучать математику.

Работа над проектом завершается представлением результатов исследований учеников, выполнением коллективного панно.

                                        Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки.

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Учащимся необходимо уметь:

Осуществлять  планирование проекта;

-проводить работу в соответствии с планом; 

- распределять задание в группах;

- выполнять чертёж квадрата, работать с линейкой, ножницами;

- подбирать необходимый материал;

-иметь начальные навыки по работе на ПК и  в интернете.

Учебные мероприятия

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Подготовительный

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3Дети работали в парах.

2.группа: виды оригами и технологические карты;

3. группы: изготовление кувшинок и лягушек;

4.группа: изготовление цветов и птиц;

5.группа: изготовление корабликов

 

  1. Выбор темы проекта.

  1. Определение цели работы.

  1. Определение задач, которые помогут достичь цели.

  1. Составление плана работы.

  1. Иметь начальные навыки работы на ПК

2 этап

Практический

1. Содержание деятельности родителей:

Оказание помощи детям в поиске и изучение литературы по теме работы.

2. Содержание деятельности педагога:

Непосредственно – образовательная деятельность.

1. Описание проекта. Разработка проекта.

2. Публикация для родителей.

3. Вводная (стартовая) презентация учителя для начала работы над проектом.

4. Материалы по оцениванию деятельности участников проекта

5.Критерии оценки деятельности групп

Критерии оценивания результата работы над проектом

6.  Итоговая презентация.

 Совместная деятельность

3.Содержание деятельности учеников:

Подбор материалов. Составление индивидуального плана работы.

Выполнение собственных работ(поделки, доклады, презентации).

Подготовка вывода по проделанной работе.

Оформление работы.

Совместное творчество учителя, детей и родителей:

 

  • Внеклассное мероприятие.
  • Оформление коллективного панно.
  • Презентация проекта.

1.Самостоятельная работа учащихся либо с помощью родителей по поиску материала к проекту.

2 Обработка информации.

3. Оформление результата  в виде презентации либо на бумажном носителе;

в виде изделий в технике оригами

3 этап

Итоговый

Отслеживание  результатов работы.

Организация выставки работ в виде коллективного панно. Выступление представителя каждой группы перед классом с презентацией своего вклада в изготовление коллективного панно.

Презентация проекта.

Рефлексия – анализ своего пути достижения целей проекта.

Презентация проекта в виде представления всех продуктов проекта.

Общеклассное обсуждение результатов.

Оценивание работы по проекту участниками, учителем. Подведение итогов.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами  усвоения учебного материала

Группа формировалась с учетом интересов и способностей школьников. Распределение обязанностей в группе осуществлялась по принципу добровольности.

Ученик, для  которого язык преподавания не родной

Дополнительные индивидуальные консультации.

Одаренный ученик

Задания составлены так, что каждый ребенок способен выполнить их, но каждый на своем уровне. Таким образом, проект направлен на личностно – ориентированное  обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

Компьютер.

Фотоаппарат

программное обеспечение

Работа в текстовом редакторе, Word, PowerPoint.

Материалы  на печатной основе

Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература.

Интернет - ресурсы

1.     Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами/Справочник. С-Пб: изд.Кристалл, М: «Оникс», 2005

2.     Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир”, 2004

3.     О. В. ВесновскаяОригами: орнаменты,  кусудамы,  многогранники. -Чеб.:  изд. «Руссика», 2003г.

4.     Ю.И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова «Оригами шаг за шагом», 2008

5.     Такахаси Коки «Оригами – это математика!»

6.     Интернет-ресурсы:

http://www.origami.kulichki.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=2  

http://www.origami.ru

http://fine.ap.teacup.com/foldings/

http://leit.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами

На итоговое занятие пригласить учителей, родителей.

                        

                                          C:\Users\Исток\Desktop\ватсап оригами\IMG-20190404-WA0003.jpg



Предварительный просмотр:

                                                              Частное общеобразовательное учреждение

                                                          средняя общеобразовательная школа «Исток»

                                                                 

                                                                               К О Н С П Е К Т

                                                       открытого урока по математике во 2-м классе.

                                                         Тема: «Математика вокруг нас. Оригами».

                                                                                                                                       Подготовила: Жидкова Н.С.

                                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                      г. Красногорск

                                                                                  2018/2019 учебный год

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений .

Тема урока:  Проект «Оригами».
Цель урока: уточнить и обобщить знания учащихся об изученных геометрических фигурах, учить применять полученные знания на практике; подготовить учащихся к выполнению проекта «Оригами».
Задачи урока:
Образовательные: 

•систематизировать знания детей о геометрических фигурах,
• совершенствовать устные вычислительные навыки,
 
• отрабатывать навыки работы с текстовой и нетекстовой информацией.

• учить работать самостоятельно по заданному алгоритму посредством изготовления  фигур в технике оригами;

Развивающие: 
• развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, произвольное внимание, оперативную память, фантазию;
• развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;
• развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
• совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
  Воспитательные:
• воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
     Личностные УУД:
• содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
• формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.
    Метапредметные: способствовать формированию УУД

 Регулятивные: 
• умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• учить принимать учебную задачу и следовать инструкции;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• работать самостоятельно и в паре;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
   Коммуникативных: 
• умение оформлять свои мысли  с комментированием практических ситуаций;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться при работе в паре;
• формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.
     
Познавательных: 
• учить устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий
• умение ориентироваться в своей системе знаний;
• отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

    набор геометрических фигур;

    чертёжные инструменты (линейки, угольники, простые карандаши);

     цветная бумага, ножницы;

     пошаговая инструкция по сборке фигур.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок,          

Начался урок.

Встали ровно, тихо сели

И на доску посмотрели.

Настраивается на активную работу на уроке. Садятся.

 Актуализация знаний

-На каждом уроке мы свами ставим цели и задачи. Какие?

Итак, начинаем урок с игры «Что лишнее?»   

Какие вы знаете геометрические фигуры?

-Покажите номер фигуры, которая  может быть лишней.

-Обоснуйте свой выбор. 

Назовите одним словом оставшиеся фигуры.

 -Покажите номер фигуры, которая  может быть лишней? Обоснуйте свой выбор. ( прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, трапеция, пятиугольник)

С какой фигурой мы знакомились на прошлых уроках?

Что вы знаете об этой фигуре? Чем она отличается от других геометрических фигур?

Узнать

Познакомиться

научиться

Всё  остальное – мноугольники.

Постановка темы и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Открытие нового знания.

-Посмотрите, квадрат улыбается. Может быть, он хочет подсказать вам тему урока? Поделитесь своими предположениями.

- Что, по вашему мнению, было бы полезно вспомнить или сделать, чтобы закрепить материал по данной теме?

Устный счет.  -Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». И мы сейчас проведем зарядку для ума.

-Найдите значения выражений.

Расположите ответы выражений в порядке возрастания. Переверните карточки с ответами и прочитайте тему урока.

100-25=         28+6=           99-9=            69+4=

66-14=           72+8=           26+12=

72-8=             26+6=           70-12=

54-24=           58=12=         37+5=

30,32,34,38,42,52.    58,64,70,73,75,80,90.

П   Р  О  Е  К  Т       О  Р  И  Г  А  М  И

Что такое проект вы знаете. А вот что такое « Оригами»?  Оригами в переводе на русский язык означает « ори»- сложенный, « гами»- бумага. Оригами - искусство складывания различных фигурок из бумаги. Это искусство изначально зародилось в Японии, но сейчас уже стало достаточно популярным и у нас в России. На самом деле бумагу изобрели уж не так давно, произошло это тысячу лет назад, до этого были лишь береста, папирус, глиняные дощечки и т.д. Оригами считается у японцев признаком хорошего вкуса , высокого достатка и частью Японской культуры. Оригами делятся   на  простые и сложные. В оригами вкладывают и лечебные свойства. 

Дети формулируют возможные задачи урока

-Чтобы сделать какую-нибудь поделку на основе квадрата.

Дети находят значение выражений и располагают их в порядке возрастания.

Ответы детей на вопрос.

Первичное применение знаний.

 1)Практическая работа.

Работа в группах.

Когда человек собирает фигурку, он массирует естественным образом кончики пальцев, тем самым развивая их точность, чувствительность, а активное использование обеих рук влечёт за собой развитие обоих полушарий головного мозга и снижение веса.

Каждая группа получит своё задание. Отгадайте для этого загадки:

  1. Вот стальная птица

В небеса стремится,

А ведёт её пилот

Что за птица?  (самолёт)

  1. По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно

Что такое?  (пароход)

  1. Крыльев нет  у этой птицы,

Но нельзя не подивиться,

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд ?(ракета)

-Теперь вам предстоит работа в группах. Вспомните правила работы в группе. -Внимательно прочитайте пошаговую инструкцию, рассмотрите еще раз схему и приступайте к выполнению задания.

Индивидуальная практическая работа.

Дети составляют квадраты.

Работа в группах

Самостоятельная работа в группах, помощь друг другу. (Схема, инструкция, показ).

Физкультминутка

-Я вам показываю разные геометрические фигуры, вы выполняете движения. Треугольник – прошагай,
Квадрат – приседай,
Ну, а если круг – дружок,
Выполняй скорей прыжок.

Дети выполняют движения.

Практическая работа по отделке своих изделий.

 

Каждая группа отделывает свои изделия , украшая их аппликацией.

Сегодня на уроке мы научились складывать из бумаги самолёт, пароход и ракету. Как одним словом можно назвать эти предметы? Что это?

Какой это транспорт?

Какие виды транспорта вы знаете ещё?

Можно ли представить современный мир без самолётов, пароходов и ракет? А ведь когда-то они были сказкой и мечтой. Люди всегда хотели летать, плавать и покорять космос. Вот много веков назад в Японии появились летающие и плавающие игрушки - оригами. А когда  в нашу жизнь вошли настоящие самолёты, пароходы и ракеты, одним словом из любимых увлечений детей всего мира  стали бумажные модели - игрушки-оригами.

Собираем проект « Оригами» на доске, выставляя свои работы. Комментируем , оцениваем результат деятельности.

Транспорт.

Воздушный и водный.

Наземный, подземный.

Итог урока.

Рефлексия.

Скажите, а где мы можем использовать наши игрушки?

А какой был недавно праздник и кого мы должны были поздравить?

Вашим братишкам, папам и дедушкам будет приятно получить этот подарок, ведь он сделан вашими руками. Вы в него вложили частичку своего сердечка и огромную любовь.

- Какие знания геометрии пригодились вам при изготовлении оригами ?

-Что нового вы узнали на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись? Что себе пожелаете?

-Что у вас получилось лучше всего, без ошибок?

-Какое задание было самым интересным и почему?

Ответы детей (подарить, поздравить других людей с праздником)

23 февраля - День защитника Отечества.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Прочитать статью  об «Оригами». Подробно это задание изложено на с.37 учебника. Сделать самостоятельно  любую фигуру.

Работа с текстом учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование из бумаги или искусство Оригами

Разработка урока труда в 1 классе. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Научит детей определять последовательность операций при изготовлении того или и...

Внедрение инновационных технологий в программу «Искусство оригами» в образовательный процесс

       Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство оригами" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  подробно демонстрирует реализацию современных методов работы учащихся в группе на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС...

презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"

Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....

Искусство оригами и математика

Искусство оригами и математика...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство оригами".

Рабочая программа во внеурочной деятельности "Искусство оригами" для учащихся начальных классов....