Конспект урока по теме "Единицы массы:тонна, центнер", проведённый в 4 классе
методическая разработка по математике (4 класс)

Белых Ирина Сергеевна

Тип урока: Урок первичного открытия новых  знаний и способов учебных действий. Цель урока:  создать условия для организации  деятельности по изучению и первичному закреплению понятий «тонна»

« центнер» ; по усвоению эталона соотношений между единицами массы.Оборудование:  учебник , тесты на печатной основе, карточки, таблицы, картинки.Технология проблемного обучения.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrytyy_urok_2019.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности .

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредст-вом высказывания в стихотворной форме;

2) определить содержательные рамки урока: единицы измерения величин, масса.

Поздоровайтесь с гостями.

_ Что вы можете пожелать друг другу на уроке?(Слушать внимательно, хорошо думать, следить за осанкой, отвечать чётко)

- Попробуйте получить математическое понятие, исключив из  слова «массаж» одну букву.
(должно получиться слово: масса)

Что такое масса? (это отдельная величина)

Вы правы. И тема нашего урока: Масса. Единицы измерения массы.

- А какие уже знаем единицы измерения массы? (кг, г)

- Какой эталон вывели? (1кг = 1000 г)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

1) актуализировать знания о массе и соотношении между единицами измерений массы;

2) тренировать устные и письменные вычислительные навыки ;

3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность знаний о единицах измерения массы.

- Используя эталон, сравните, доказывая:

15 кг 900 г ... 16.400 г

3 кг ... 999 г

85 кг ... 85 км

- Почему нельзя сравнить? (различные величины)

- А теперь расставьте животных в порядке возрастания их веса

Бегемот 3.000кг, синий кит 150.000кг, слон 4.680 кг

- Смогли выполнить ?

- И выразите массу этих животных в более крупных единицах измерения .

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать?(выразить в более крупных единицах измерения)

-У кого есть ответ?

- Обоснуйте.

- В чем ваше затруднение? (Не умеем)

3. Выявление места и причины затруднения .

Цель:

1) организовать выявление и фиксацию детьми причины затруднения – не известны единицы массы, большие килограмма;

2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

- Уточните еще раз, какое задание мы выполняли? (Переводили единицы массы в более крупные единицы измерения массы.)

Помог вам старый эталон?

Чем вас не устраивает имеющийся эталон? (По условию, надо перевести массу слона, бегемота и синего кита в более крупные единицы, чем килограмм, а мы таких единиц не знаем.)

Почему вы не смогли выполнить задание или обосновать свой ответ? ( Не умеем. Нет эталона).

Давайте уточним тему урока.

Дети высказывают свои предложения. Учитель дополняет тему урока: Единицы массы.Тонна.Центнер.

Поставьте перед собой цель . (Нам надо узнать более крупные  единицы измерения массы, чем килограмм, и установить между ними соотношения.)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

сформировать представление о тонне и центнере, зафиксировать соотношение между всеми изученными единицами массы.

- Что вам поможет в открытии нового? (учебник, интернет ,доп. литра)

Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используют при взвешивании очень больших предметов ( животных, машин, зерна и т .д).? (Тонна. Центнер.)

Вы будете работать с учебником по плану:

  • Прочитать правило на с 122.под рубрикой «Обрати внимание».
  • Найти названия новых единиц измерения массы и их обозначения.
  • Заполнить таблицу.
  • Сделать вывод.

5. Реализация построения проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний

2) создать условия для построения учащимися плана действий; зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона), сформировать способность к его практическому использованию,

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

- Я вам предлагаю построенный план реализовать в парах.

Учащиеся, самостоятельно работая в парах, составляют опору на индивидуальных листах , пользуясь составленным планом.(Одна пара у доски)

- Какие же еще существуют единицы массы? ( на доску карточки)
– Что тяжелее центнер или тонна?
– Докажите .
(1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово “тонна”? 
(т)
– А центнер? 
(ц)

– Слово “тонна” с греческого языка означает “бочка”с сыпучим или жидким грузом, которые грузили на корабли, слово “центнер” с греческого языка означает “весящий 100”
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: “ Как узнать во сколько раз тонна больше центнера?” 
(В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
(1 т = 10 ц) Рассматривание таблицы переводов.

- Сможем ли мы с помощью данного эталона выполнить или проверить правильность выполнения задания на пробное действие? (Да.)

Вернуться к картинкам с животными  и  выполнить переводы в более крупные единицы. Посмотрите, какими весами измеряют массу крупных животных , предметов.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

зафиксировать соотношения между единицами массы во внешней речи.

Потренируемся выполнять действия с новыми единицами измерения массы.

Следующий этап работы. (тренировка –первичное закрепление)

1) Фронтальная работа.

- Дети, пользуясь новым эталоном, выполняют задания в печатных  тетрадях стр.73 № 231.

№ 3  стр. 122 с комментированием по “цепочке” у доски.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить с помощью эталона для самопроверки своё умение преобразовывать единицы массы.

- Молодцы! Теперь выполните задания самостоятельно: открыть тесты по вариантам стр.69-70 решить №1-4

Дети выполняют задание. По окончании работы учитель открывает на экране эталон для самопроверки: проверить зелёной ручкой.

Проверьте работу. Кто допустил ошибку? (...) Поставьте знак “?”.

Какую ошибку допустили и почему? (...)

Кто выполнил задание правильно? (...) Молодцы! Поставьте себе “+”.

Ф И З П А У З А.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: тренировать способность к решению задач с именованными числами.

- Где можем использовать полученные знания? (При решении задач, преобразовании единиц ,сравнивать ,складывать и вычитать именованные числа)

Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?

(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)

– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

№ 6 стр.123 у доски

РАБОТА В ГРУППАХ.

Воспользуемся новыми знаниями и поработаем в группах.

Детям раздаются заготовки. Учащиеся должны соединить начало и конец правила.

1 группа

 развернуть таблицу

Начало правила

Окончание правила

В 1 КГ .....

В 1 ЦЕНТНЕРЕ...

В 1 ТОННЕ... 

В 1 КМ....

1000 М

1000 КГ, 10 Ц 

1000  Г

100 КГ 

 развернуть таблицу

- После выполнения задания проводится проверка.

- Какое правило на сегодня лишнее ? (1 км = 1.000 м)

2 группа. 

1)В каком ряду единицы измерения расположены в порядке возрастания.(подчеркнуть)

2)В каком ряду единицы измерения расположены в порядке убывания. (подчеркнуть)

а) тонна, центнер, килограмм, грамм;

б) центнер, грамм, тонна, килограмм;

в) грамм, килограмм, центнер, тонна;

г) грамм,тонна, килограмм, центнер.

3 группа . 

- Найдите “лишнее” слово в каждом столбике и подчеркните его.

Кг                    грамм

Ц                    тонна

Дм                   пуд

Т                      килограмм

  • Объясните смысл пословицы: Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Смотри помощь:

- В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений, в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Старинные единицы массы: пуд- это 16 кг, золотник – 4 г (взвешивали мелкий, но дорогой товар), фунт -400 г.

4 группа

 Взвесить всех членов группы.

Узнать общую массу детей группы.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать достижение поставленных целей;

2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;

3) обсудить дополнительное задание.

- Вспомните тему урока. (Единицы массы. Тонна. Центнер.)

Наша цель?

Зачем нужно уметь делать перевод единиц? ( Чтобы решать задачи)

Сколько килограммов в 1 тонне, в 1 центнере? Сколько центнеров в 1 тонне?

(В 1 тонне ? 1000 кг, в 1 центнере ? 100 кг, в 1 тонне ? 10 центнеров.)

Как вы работали на уроке? (...)

Чья работа в классе вам понравилась? Закончите предложения:

- Сегодня я узнал…

- Оказывается, что…

- Мне было интересно, потому что…

А теперь давайте взвесим наши успехи:

Зеленое яблоко – доволен своей работой, потому что не ошибался

Жёлтое яблоко – доволен своей работой, потому что ПОЧТИ не ошибался.

Красное яблоко – не доволен своей работой, надо еще немного постараться, и успех будет!

Дом.задание:задача 38 стр.123, 34 стр.122

- Можно продолжить свои открытия: приготовить сообщения:

  • Старорусские единицы массы
  • Самые тяжелые и легкие животные
  • Пословицы и поговорки с единицами массы

4 класс

УМК « Начальная школа 21 века»

 Конспект  урока

1. Тема урока: «Единицы массы: тонна, центнер»

2. Предмет: математика

3. Класс: 4

4. Автор разработки: Белых Ирина Сергеевна

5. Тип урока: Урок первичного открытия новых  знаний и способов учебных действий

6. Форма организации: урок

7. Представление о результатах:

Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, умение рефлексировать свои действия.

Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

Предметные результаты: представление о новых единицах измерения массы -тонна, центнер, установить соотношения между ними.

8. Цель урока:  создать условия для организации  деятельности по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер» ;

по усвоению эталона соотношений между единицами массы.

9 Задачи:

  1. способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение;
  2. способствовать развитию навыков перевода из одних единиц измерения  в другие;

обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач.
Оборудование:  учебник , тесты на печатной основе, карточки, таблицы, картинки.

Технология проблемного обучения.

                               

                                                             ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска

                                                       

                                                                   Открытый урок,

                                     проведённый в день МО  учителей начальных классов

                                                                    по математике

                                      тема: « Единицы массы. Тонна.Центнер.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                          Подготовила и провела  05.12.19 г.

                                                                                                                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                          Белых Ирина Сергеевна

 

Самоанализ урока по теме  "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Цели: познакомить с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером;

установить соотношения тонны и центнера с килограммом;

учить преобразовывать единицы измерения массы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма работы на уроке: групповая, коллективная, парная, фронтальная.

Технология проблемного обучения.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся выполнять преобразование новых единиц массы; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней; осуществлять самоконтроль и самооценку; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Его цель- повышение эффективности изучения темы «Единицы измерения. Масса»;

- создание благоприятных условий и систематизация знаний обучающихся о соотношениях между единицами измерения массы;

- расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны и центнера; установить соотношение между всеми известными единицами измерения массы;

- развивать умения преобразовывать крупные единицы массы в мелкие и наоборот;

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память, математическую речь; развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять;

- формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока;

- создать эмоционально-положительный комфорт на уроке;

- прививать интерес к математике.

Урок включал в себя 9 этапов: актуализация опорных знаний; устный счёт; постановка проблемы; работа над новым материалом; физминутка; закрепление пройденного (работа в парах, группах; работа по учебнику); подведение итогов урока; рефлексия. Основным этапом был этап-усвоение новых данных и действий, задачи этого этапа- познакомить с новыми единицами измерения массы, а при первичной проверке понимания, закрепления знаний, способов действия , задачи этапа- отрабатывалось умение переводить единицы массы в более мелкие и наоборот.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: научность, доступность, систематичность, наглядность.

Чтобы выполнить цель урока, я подобрала материал, связанный с измерением массы различных предметов.

Материал оказался интересным для обучающихся.

На этапе урока- устный счёт, я использовала методы формирования интереса в обучении, потому что хотела вовлечь детей в изучение данной темы. На подготовке к основному этапу использовала метод проблемного обучения. На этапе усвоения новых данных и действий я использовала метод объяснительно-иллюстративный, чтобы, совместно с обучающимися познакомить с единицами массы. На этапе закрепление знаний, способов действия были использованы задания учебника, чтобы отработать навык сравнения величин массы. На этапе обобщения и систематизации знаний использовались методы контроля и самоконтроля.

Руководство учителя при выполнении заданий  было пооперационным и инструктирующим.

Цель урока можно считать достигнутой, план урока выполнен, материал усвоен. Я полагаю, что все познакомились с новыми единицами массы, научились переводить единицы в более мелкие и наоборот, сравнивать числа по единицам массы, знать их соотношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единицы массы: тонна и центнер.

Цель: · сформировать представление о новых единицах измерения массы (тонна, центнер), установить соотношения между ними; · систематизировать знания учащихся о соотношениях между единицами измерения ма...

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.

Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...

Тема Единицы массы тонна и центнер. Обозначения т, ц.

конспект урока  по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта "Единицы массы: тонна и центнер"

Технологическая карта "Единицы массы: тонна и центнер"...

Технологическая карта урока математики. "Единицы массы. Тонна. Центнер". 3 класс (УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о новых единицах измерения массы ( тонна, центнер) и установление соотношения между единицами массы.Зад...

Конспект урока математики "Единицы массы. Тонна. Центнер" УМК "Школа России" 3 класс

Цель урока: формирование представления у учащихся о новых единицах измерения массы ( тонна, центнер) и установление соотношения между единицами массы.Задачи урокаДидактические:Познакомить с новыми еди...