Закрепление изученных случаев умножения и деления. Зимующие птицы.
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Языком математики о природе ( интегрированный урок математики и окружающего мира) 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykom_matematiki_o_prirode.docx | 66.87 КБ |
matematika.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Языком математики о природе ( интегрированный урок математики и окружающего мира) 3 класс.
Тема урока: Закрепление изученных случаев умножения и деления. Зимующие птицы.
Цели урока: Закреплять знания учащихся о табличном умножении и делении, порядке выполнения арифметических действий, о зависимости между компонентами и результатами арифметических действий; формировать умения решать задачи; расширять и закреплять знания о зимующих птицах, их поведении зимой.
Задачи:
Развитие УУД:
Предметные: - обобщить знания о табличных случаях умножения и деления, о взаимосвязи действий умножения и деления; - развивать умение применять полученные знания для нахождения значений составных выражений и решения задач.
Метапредметные: - развивать регулятивные навыки: целеполагание, контроль и оценка.( само- и взаимооценка, соотнесение их с оценкой учителя).
Развивать познавательные УД: - формулировать проблему, моделирование ситуации.
Коммуникативные УД: - проявляют учебную и коммуникативную активность, учатся работать в малой группе.
Личностные УД: - развивать навыки самостоятельной целенаправленной работы на уроке; - способствовать формированию коммуникативной культуры у обучающихся.
Развитие УУД:
Предметные: - обобщить знания о табличных случаях умножения и деления, о взаимосвязи действий умножения и деления; - развивать умение применять полученные знания для нахождения значений составных выражений и решения задач.
Метапредметные: - развивать регулятивные навыки: целеполагание, контроль и оценка.( само- и взаимооценка, соотнесение их с оценкой учителя).
Развивать познавательные УД: - формулировать проблему, моделирование ситуации.
Коммуникативные УД: - проявляют учебную и коммуникативную активность, учатся работать в малой группе.
Личностные УД: - развивать навыки самостоятельной целенаправленной работы на уроке; - способствовать формированию коммуникативной культуры у обучающихся.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, мультимедийная доска, презентация, демонстрационный материал.
Ход урока:
- Организационный момент.
- На дворе господствует зима. Холодно на улице. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, ведь улыбка способна согреть и растопить лед и холод.
Урок у нас сегодня необычный. Мы совершим заочное путешествие. в пути нас могут подстерегать всякие неожиданности и даже трудности. Но я думаю, что мы с ними справимся успешно, ведь ребята нашего класса смелые, дружные, сообразительные.
Свою работу на уроке вы будете оценивать сами и результаты отмечать в таблице.
- Актуализация опорных знаний.
а) Минутка каллиграфии. (Слайд 3)
Записать результаты таблицы умножения: 1-в. - на 3, 2-в. - на 5.
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
б) Взаимопроверка.
- Поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и проверьте.
За правильный ответ поставьте «+», ошибки подчеркните карандашом.
в) Фронтальная работа.
- Если 3 умножить на 5, какое число получим? (15)
-А на календаре у нас сегодня какое число? (15)
г) Математический диалог о числе 15 (двое учащихся)
- Что ты можешь сказать о числе 15?
-Это число двузначное.
- Сколько в этом числе десятков?
- Один.
- А сколько единиц?
- Пять.
- А сколько всего единиц в этом числе?
- Замени это число суммой разрядных слагаемых.
- 10 + 5.
- Какое число предшествует числу 15?
- 14.
- А какое следует за ним при счете?
- 16.
- На какие числа делится 15?
- На 1, 3, 5, 15.
- Увеличь это число на 5.
- 15 + 5 = 20
- Уменьши это число в три раза.
- 15 : 3 = 5
д) Запишите примеры на умножение с произведением 15.
3. Сообщение темы. Формулировка задач урока.
1) Работа в группах. (Слайд 4)
- Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. А куда – вы узнаете, когда решите примеры, отгадаете зашифрованные слова, применив ключ.
9 * 7 = 63 З
4 * 6 = 24 и
56 : 8 = 7 м 6 * 7 = 42 л
48 : 6 = 8 н35 : 7 = 5 е
3 * 8 = 24 и28 : 7 = 4 с
18 : 2 = 9 й
4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 24 | 42 | 63 |
с | е | м | н | й | и | л | з |
Группа, первой закончившая работу, получает фишку в виде птички красного цвета, вторая – зеленого цвета, третья – синего цвета
За первый результат – 3 балла, 2-й - 2 балла, третий - 1 балл.
- Куда же мы отправляемся? ( В зимний лес)
- Кого мы можем встретить в зимнем лесу? (З имующих птиц и зверей)
- Вот мы на опушке леса . (Слайд № )
Звучит завывание вьюги.
- Нам нужно пробраться на лесную полянку. Проложим тропинку среди заснеженных деревьев.
2)Работа в парах. (один ученик работает у доски) (слайд 5)
Повторение таблицы умножения на 4. Соединить линией правильные ответы.
Проверка. (Какие числа здесь лишние?)
- Закрепление изученного материала
1) Математический диктант. (Слайды 6-15)
- Зима, время испытаний для зверей и птиц. Когда снег укрывает землю, холодно и голодно птицам. Много птиц погибает. А что страшнее для птиц: холод или голод? Поэтому. главная наша задача – помочь пернатым друзьям. Мы им поможем, когда решим задания математического диктанта.
а) Синица съедает за сутки 20 граммов насекомых. Сколько граммов насекомых она съедает за три дня? ( 60 )
б) Два воробышка прыгали по двору и нашли 14 зернышек. Сколько зернышек нашел каждый из них, если они нашли их поровну? ( 7 )
в) Синица откладывает в гнездо 10 яиц, а дятел- 5 яиц. Во сколько раз больше яиц в гнезде синички, чем в гнезде дятла? ( 2 )
г) Дятел 6 часов подряд короедов поедал, по 8 каждый час съедал. Сколько всего вредителей он уничтожил? ( 48 )
д) Ворон живет 70 лет, а воробей – 12 лет. На сколько лет дольше живет ворон, чем воробей? ( 58 )
е) Взрослая синичка весит 21 грамм, а ее птенец – 7 граммов. Во сколько раз птенец легче, чем взрослая синица? ( 3 )
ж) Число зерен на кормушке двузначное. Зернышки можно разделить поровну между 2, 3, 4, 6 птичками, но нельзя разделить между 5. Сколько зернышек могло лежать на кормушке? (12)
- Проверка. Оценивание выполненной работы.
- Как называются числа при умножении?
2) Решение задач.
- А вот и первый наш гость. (Слайд № ) Это синичка. ( Слайд 16 -20)
Синица – очень подвижная птица. Зацепившись за самую тонкую веточку, она может висеть головой вниз. Это возможно благодаря длинным пальцам у нее на лапках. Острым длинным клювиком синица достает из щелей в коре деревьев для себя корм - насекомых, личинок. А зимой птицы едят семена. Гнезда синички устраивают в дуплах, в искусственных дуплянках. В гнезде появляется 8 – 10 птенцов. Гнездо они оставляют через 15-20 дней после рождения.
- Синичка принесла нам задание. Это задача.
Для подкормки птиц школьники заготовили 5 пакетов семян арбуза по 4 кг в каждом и 3 пакета семян сорняков по 5 кг в каждом. Сколько всего килограммов семян заготовили ученики?
а) Анализ условия задачи.
б) Запись решения задачи по действиям.
в) Какое из данных выражений подходит к решению этой задачи?
4 * 5 - 5 * 3 4 * 5 + 5 * 3
г) Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вторым выражением. Вычислите.
4. Физкультминутка.
На улице мороз
Ну-ка взялись все за нос!
На дворе такая стужа,
Ну – ка взялись все за уши!
Покрутились, повертелись,
Вот и уши отогрелись!
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
Вот и отогрелись!
- - Еще одна птичка пожаловала к нам в гости. Это воробей. (Слайд 21– 24)
Кто не знает этих шустрых задиристых птичек? Люди вдруг решили, что от этой серенькой птички нет никакой пользы, а вот вред большой. Подсчитали, что ежегодно воробей ворует с полей более, чем полкилограмма зерна. Но они и пользу приносят большую! Выкармливая птенцов, пара воробьев ежедневно отлавливает приблизительно 400 граммов вредных насекомых. Птенцов выводит 2-3 раза за сезон.
Задания от воробья - это уравнения.
2 человека работают у доски, остальные самостоятельно по вариантам.
1-в. – решить уравнение с неизвестным делимым,
2-в. - решить уравнение с неизвестным делителем
x : 3 = 6 6 * b = 24
28 : a = 7 c * 5 = 40
- Физминутка для глаз.
- Еще один гость прилетел к нам. Это снегирь.
Снегири - это наши зимние гости. Особенно красивы самцы: на головке у них шапочки, крылышки и хвостик черные, а низ туловища красный. У самок красный цвет заменен на буровато-серый. Свои гнезда они устраивают на пушистых елочках. В гнезде бывает 4-6 голубых в пятнышках яиц. Птенцов выкармливают семенами и вредителями оба родителя. У снегирей поют и самец, и самка.
Задание от снегиря. Блиц-турнир. Записать номер выражения к данной задаче.(Слайд 27-29)
- a + ( a + b) 2. a – b 3. a + a * b
а) К кормушке прилетело а синиц и b снегирей. На сколько больше прилетело синиц, чем снегирей?
б) К кормушке прилетело а синиц, а снегирей на b больше. Сколько всего прилетело птиц к кормушке?
в) К кормушке прилетело а синиц, а снегирей в b раз больше. Сколько всего птиц прилетело к кормушке?
г) Проверка: Прочитать записанную комбинацию цифр. ( 2, 1, 3)
7. - Ой, кто это столько шишек набросал? Как вы думаете? Это клест. (Слайды 30-33)
Клесты - темно-красные птицы с темными крыльями и хвостами. Расклевывают они шишки. Их легко узнать по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя вверх. Птенцы у клестов появляются зимой. Птенчики рождаются голенькими, но холода не боятся. Мать не слетает с гнезда. Все время греет птенцов.
Клест для нас приготовил задание на шишках.
(Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой)
1 вариант 2 вариант
72 : 8 + 9 * 3 42 – 42 : 6
40 – 36 : 6 : 2 55 + 81 : 9 * 3
( 55 + 9) : 8 (68 – 64) * 8
V. Итог урока
- Ребята, будьте верными друзьями птиц. Помогите им пережить зимнюю пору, а они отблагодарят вас весной и летом, порадуют своими звонкими песнями.
Вместе с папами и дедушками наши ребята смастерили чудесные кормушки. Мы развесим их в нашем школьном дворе и будем подкармливать птиц. Это же вы можете делать и дома.
8. Рефлексия. ( Слайды 34- 36)
Что мы делали сегодня на уроке?
Какие задания было выполнять трудно?
Выставление оценок ( по оценочной таблице)
- А сейчас вы по очереди подойдете к кормушке и оцените свою работу на уроке . Если вы считаете, что у вас все сегодня получилось, вы справились со всеми заданиями – прикрепите птичку зеленого цвета, если вы еще в чем-то сомневаетесь, или в чем-то затрудняетесь – птичку желтого цвета, если еще не во всем уверены, чувствуете, что еще что-то надо доработать – птичку красного цвета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовила Андрианова Наталья Владиславовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополя Республики Крым
Минутка каллиграфии. Записать результаты таблицы умножения: 1-в. - на 3 , 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 2-в . - на 5. 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
9 * 7 = 63 З 4 * 6 = 24 и 56 : 8 = 7 м 6 * 7 = 42 л 48 : 6 = 8 н 35 : 7 = 5 е 3 * 8 = 24 и 28 : 7 = 4 с 18 : 2 = 9 й
Математический диктант
а ) Синица съедает за сутки 20 граммов насекомых. Сколько граммов насекомых она съедает за три дня?
б) Два воробышка прыгали по двору и нашли 14 зернышек. Сколько зернышек нашел каждый из них, если они нашли их поровну?
в) Синица откладывает в гнездо 10 яиц, а дятел- 5 яиц. Во сколько раз больше яиц в гнезде синички, чем в гнезде дятла?
г ) Дятел 6 часов подряд короедов поедал, по 8 каждый час съедал. Сколько всего вредителей он уничтожил?
д ) Ворон живет 70 лет, а воробей – 12 лет. На сколько лет дольше живет ворон, чем воробей?
е ) Взрослая синичка весит 21 грамм, а ее птенец – 7 граммов. Во сколько раз птенец легче, чем взрослая синица?
ж ) Число зерен на кормушке двузначное. Зернышки можно разделить поровну между 2, 3, 4, 6 птичками, но нельзя разделить между 5. Сколько зернышек могло лежать на кормушке?
60 , 7, 2, 48, 58, 3, 12
Синица – очень подвижная птица. Зацепившись за самую тонкую веточку, она может висеть головой вниз. Это возможно благодаря длинным пальцам у нее на лапках. Острым длинным клювиком синица достает из щелей в коре деревьев для себя корм - насекомых, личинок. А зимой птицы едят семена. Гнезда синички устраивают в дуплах, в искусственных дуплянках. В гнезде появляется 8 – 10 птенцов. Гнездо они оставляют через 15-20 дней после рождения.
Решение задачи
4 * 5 - 5 * 3 4 * 5 + 5 * 3
4 * 5 - 5 * 3 = 5
Кто не знает этих шустрых задиристых птичек? Люди вдруг решили, что от этой серенькой птички нет никакой пользы, а вот вред большой. Подсчитали, что ежегодно воробей ворует с полей более, чем полкилограмма зерна. Но они и пользу приносят большую! Выкармливая птенцов, пара воробьев ежедневно отлавливает приблизительно 400 граммов вредных насекомых. Птенцов выводит 2-3 раза за сезон.
Решение уравнений
x : 3 = 6 6 * b = 24 28 : a = 7 c * 5 = 40
Снегири - это наши зимние гости. Особенно красивы самцы: на головке у них шапочки, крылышки и хвостик черные , а низ туловища красный. У самок красный цвет заменен на буровато -серый. Свои гнезда они устраивают на пушистых елочках. В гнезде бывает 4-6 голубых в пятныш-ках яиц. Птенцов выкармливают семе-нами и вредителями оба родителя. У снегирей поют и самец, и самка.
Блиц-турнир
1. a + ( a + b) 2 . a – b 3 . a + a * b
2, 1, 3
Клесты - темно-красные птицы с темными крыльями и хвостами. Расклевывают они шишки. Их легко узнать по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя вверх. Птенцы у клестов появляются зимой. Птенчики рождаются голенькими, но холода не боятся. Мать не слетает с гнезда. Все время греет птенцов.
1 вариант 72 : 8 + 9 * 3 40 – 36 : 6 : 2 ( 55 + 9) : 8 2 вариант 42 – 42 : 6 55 + 81 : 9 * 3 ( 68 – 64) * 8
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока "Звуки[ г] [ г\']. Закрепление.
на этом уроке учащиеся закрепляют знания о звуках [г] [г\'],расширяют знания о явлениях природы....
Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»
Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...
Урок закрепления знаний по теме "Закрепление знаний об имени существительном"
Урок по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени существительном" 3 класс. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс "Школа России"...
Математика Тема урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме: «Числа от 1 до 10.Закрепление».
Общественный смотр знаний...
Урок закрепления изученного материала по теме: «Закрепление письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100»
Урок закрепления изученного материала по теме:«Закрепление письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100»...
Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...
Карточки по математике для закрепления таблицы умножения на 4Карточки по математике для закрепления таблицы умножения на 2
Карточки по математике для закрепления таблицы умножения на 4...