календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Математика.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- примерной программы по математике, проекта ФГОС общего образования второго поколения,
- образовательной программы «Школа России»
- программы М.И. Моро и др. «Математика» для 1 – 4 классов,
- учебника математики М.И. Моро для 1 класса, Просвещение 2013 г
- рабочей программы и тематического планирования по математики для 1 класса авторов М.И. Моро и др.
- учебного плана школы на 2019-2020 год.
Данный вариант рабочей программы разработан для курса математики в 1 классе по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» . Учебно-методический комплект по математике для 1класса авторов М.И. Моро, Волковой С.И. Степановой С.В. позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области математики. Изучение начального курса математики создаёт прочную основу для обучения в последующих классах.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Цель курса – формировать систему первоначальных математических знаний, воспитывать у обучающихся интерес к математике, умственной деятельности.
Задачи обучения:
- формирование у обучающихся элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика учебного предмета.
В основу построения программы положен концентрический принцип, связанный с последовательным расширением материала, который позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности содержания курса, и создаёт хорошие условия для совершенствования ЗУН и способов деятельности.
Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:
- постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем;
- самостоятельная и с помощью учителя формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д.
- уточнение сформулированных учащимся обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;
- введение соответствующей терминологии;
- выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.
Основные структурные компоненты учебной деятельности:
- постановка учебной задачи (в форме вопросов или создания проблемных ситуаций, наличие которых повышает личностную мотивацию),
- подведение учащиеся к самостоятельным выводам и обобщениям, обучение выбору наиболее эффективные способы выполнения задания, овладению новыми приемами познания,
- учёт возрастных особенностей детей и соблюдение принципа постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учителя и ученика к деятельности детей в парах (небольших группах) и к усилению самостоятельной деятельности учащихся в процессе постановки учебных задач и определения видов учебной деятельности при их решении.
- контроль и оценка (система заданий под рубрикой «Проверим себя и оценим свои успехи», которая размещается в конце второй части учебника и позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий).
Организации учебных действий школьников:
- Задания, направленные на формирование у обучающихся универсальных интеллектуальных действий, таких как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов; по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлении его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в другие условия.
- Задания, направленные на раскрытие связей математики с реальной действительностью, с другими учебными предметами и использованием в них знаний, полученных на уроках математики.
- Задания, требующие умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания.
- Задания, предполагающие взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приемы проверки выполненных вычислений.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (на первых порах - по действиям, а в дальнейшем — составлять выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Место курса в учебном плане.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан: в первом классе — 132 часа (33 учебные недели).
Результаты обучения в 1 классе.
Личностные результаты обучающихся. К концу учебного года у первоклассника будут сформированы:
- основные физические качества, потребность в двигательной активности; умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;
- представление о себе, составе семьи и родственных взаимоотношениях, семейных традициях; собственной принадлежности к своей стране, посёлку;
- эмоциональная отзывчивость на мир природы, произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения; сопереживание близким людям, друзьям, персонажам художественных произведений;
- любознательность; способность самостоятельно действовать, а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому; принимать заинтересованное участие в образовательном процессе;
- первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; способность соблюдать правила поведения на улице (ПДД) (в рамках изученного) и в общественных местах (в школе, магазине, во время представления, экскурсии);
Метапредметные результаты обучающихся. К концу учебного года у первоклассника будут сформированы:
Общепознавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу на уроках, во время игр, практических действий, на экскурсиях; действовать по правилу и образцу, под руководством учителя, с возрастающей долей самостоятельности;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре.
Календарно-тематическое планирование по математике
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Роль математики в жизни | 1 | 02.09. |
2 | Счет предметов | 1 | 03.09. |
3 | Вверху, внизу, слева, справа. | 1 | 04.09. |
4 | Раньше, позже, сначала, потом. | 1 | 05.09. |
5 | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | 09.09. |
6-7 | На сколько больше? На сколько меньше? | 2 | 10.09. |
8 | Что узнали. Чему научились. | 1 | 11.09. |
9 | Много. Один. Число и цифра 1. | 1 | 12.09. |
10 | Число и цифра 2. Как получить число 2. | 1 | 16.09. |
11 | Число и цифра 3. Как получить число 3. | 1 | 17.09. |
12 | Знаки « + » (прибавить), « – » (вычесть), « = » (получится) | 1 | 18.09. |
13 | Число и цифра 4. | 1 | 19.09 |
14 | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. | 1 | 23.09. |
15 | Число и цифра 5. | 1 | 24.09 |
16 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | 25.09. |
17 | Странички для любознательных. | 1 | 26.09. |
18 | Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | 1 | 10.10 |
19 | Ломаная линия. Звено, вершина ломаной. | 1 | 14.10. |
20 | Состав чисел от 2 до 5. | 1 | 15.10. |
21 | Знаки сравнения > (больше), < (меньше), = (равно). | 1 | 16.10. |
22 | Равенство. Неравенство. | 1 | 17.10. |
23 | Многоугольник. | 1 | 21.10. |
24-25 | Числа и цифры 6, 7. | 2 | 22.10. |
26-27 | Числа и цифры 8, 9. | 2 | 23.10. 24.10. |
28 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | 04.11. |
29 | Числа от 1 до 10. | 1 | 05.11. |
30 | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | 1 | 06.11. |
31 | Увеличить на … Уменьшить на … | 1 | 07. 11. |
32-33 | Число и цифра 0. Свойства 0. | 2 | 11.11.-12.11 |
34 | Странички для любознательных. | 1 | 13.11. |
35-36 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 14.11-18.11. |
37 | Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1. | 1 | 19.11. |
38 | Сложение и вычитание вида □ + 1 + 1, □ – 1 – 1. | 1 | 20.11. |
39 | Сложение и вычитание вида □ + 2, □ – 2. | 1 | 21.11. |
40 | Слагаемые. Сумма. | 1 | 25.11. |
41 | Задача. Структура задачи (условие, вопрос). | 1 | 26.11. |
42 | Составление задач . | 1 | 27.11. |
43 | Составление таблицы □ ± 2. | 1 | 28.11. |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | 02.12. |
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | 03.12. |
46 | Странички для любознательных. | 1 | 04.12. |
47-48 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 05.12.-09.12. |
49 | Странички для любознательных. | 1 | 10.12. |
50-51 | Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3. | 2 | 11.12. |
52 | Сравнение длин отрезков. | 1 | 12.12. |
53 | Составление таблицы □ ± 3 | 1 | 16.12. |
54-55 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 2 | 17.12. |
56 | Закрепление. Решение задач. | 1 | 18.12. |
57-58 | Решение задач. | 2 | 19.12. |
59 | Странички для любознательных | 1 | 23.12. |
60-61 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 24.12. |
62-63 | Закрепление изученного. | 2 | 25.12. |
64 | Проверочная работа. | 1 | 26.12. |
65 | □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3. Повторение и обобщение. | 1 | 13.01. |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | 14.01. |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | 15.01. |
68-69 | Сложение и вычитание вида □ + 4, □ – 4. | 2 | 16.01. |
70 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 | 20.01. |
71 | Составление таблицы □ ± 4. Решение задач. | 1 | 21.01. |
72-73 | Перестановка слагаемых для случаев □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | 2 | 22.01. |
74-75 | Составление таблицы □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | 2 | 23.01. |
76 | Решение задач. | 1 | 27.01. |
77 | Странички для любознательных. | 1 | 28.01. |
78 | Что узнали. Чему научились. | 1 | 29.01. |
79-80 | Связь между суммой и слагаемыми. | 2 | 30.01.- 03.02. |
81 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | 04.02. |
82-83 | Состав чисел 6, 7. Вычитание вида 6 – □, 7 – □. | 2 | 05.02.- 06.02. |
84-85 | Состав чисел 8,9Вычитание вида 8 -□, 9 - □. | 2 | 17.02. 18.02. |
86-87 | Вычитание вида 10 – □. | 2 | 19.02. 20.02. |
88 | Килограмм. | 1 | 24.02. |
89 | Литр. | 1 | 25.02. |
90 | Что узнали. Чему научились. | 1 | 26.02. |
91 | Проверочная работа | 1 | 27.02. |
92 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 | 02.03. |
93 | Образование чисел второго десятка | 1 | 03.03 |
94 | Запись и чтение чисел. | 1 | 04.03. |
95 | Дециметр. Соотношение дециметра и сантиметра. | 1 | 05.03. |
96 | Случаи сложения и вычитания вида 10+7, 17-7 17-10. | 1 | 09.03. |
97 | Подготовка к изучению таблицы сложения чисел в пределах 20. | 1 | 10.03. |
98 | Странички для любознательных. | 1 | 11.03. |
99 | Что узнали. Чему научились. | 1 | 12.03. |
100-102 | Решение задач в 2 действия. | 3 | 16.03. 17.03. 18.03. |
103 | Проверочная работа. | 1 | 19.03. |
104 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | 01.04. |
105 | □ + 2, □ + 3. | 1 | 02.04. |
106 | □ + 4. | 1 | 06.04. |
107 | □ + 5. | 1 | 07.04. |
108 | □ + 6. | 1 | 08.04. |
109 | □ + 7. | 1 | 09.04. |
110 | □ + 8, □ + 9. | 1 | 13. 04. |
111-112 | Таблица сложения. | 2 | 14. 04. 15. 04. |
113 | Странички для любознательных. | 1 | 16. 04. |
114-115 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 20. 04. 21. 04. |
116-117 | Общий прием вычитания с переходом через десяток. | 2 | 22. 04. 23. 04. |
118 | 11 – □. | 1 | 27. 04. |
119 | 12 – □. | 1 | 28. 04. |
120 | 13 – □. | 1 | 29. 04. |
121 | 14 – □ | 1 | 30. 04. |
122 | 15 – □ | 1 | 04.05. |
123 | 16 – □ | 1 | 05. 05. |
124 | 17 – □, 18 – □. | 1 | 06. 05. |
125 | Закрепление | 1 | 12. 05. |
126 | Странички для любознательных. | 1 | 13.05. |
127-128 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 14.05 18.05. |
129 | Контрольная работа. | 1 | 19.05. |
131 | Закрепление изученного. | 1 | 20.05 |
132 | Чему научились в 1 класс? | 1 | 21.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....