Урок математики 4 класс. Тема "Работа с данными" УМК ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тема: Работа с данными Тип урока: урок рефлексии. Цель: систематизировать знания учащихся о таблицах и диаграммах; формировать навыки чтения сложных готовых таблиц, диаграмм; составление несложных таблиц. Задачи: 1. направленные на достижение предметных результатов: - читать несложные готовые таблицы, диаграммы и извлекать информацию из них; -составлять таблицы и строить диаграммы для представления данных и решения задач; 2. направленные на достижение метапредметных результатов: -совершенствовать умение ставить цели, планировать свою деятельность, сличать результат с эталоном, фиксировать и анализировать затруднения в собственной учебной деятельности, корректировать и оценивать свою учебную деятельность; -развивать умение строить речевое высказывание; -учить планировать учебное сотрудничество. 3. направленные на достижение личностных результатов: -способствовать формированию адекватной самооценки на основе критериев; Оборудование: -презентация -раздаточный материал -конверты с номерами заданий -схематичная запись

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rabota_s_dannymi_4_kl.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Жижилева Нина Федоровна

Урок математики 4 класс

Тема: Работа с данными

Тип урока: урок рефлексии.

Цель: систематизировать знания учащихся о таблицах и диаграммах; формировать навыки чтения сложных готовых таблиц, диаграмм; составление несложных таблиц.

Задачи:

  1. направленные на достижение предметных результатов:

- читать несложные готовые таблицы, диаграммы и извлекать информацию из них;

-составлять таблицы и строить диаграммы для представления данных и решения задач;

  1. направленные на достижение метапредметных результатов:

-совершенствовать умение ставить цели, планировать свою деятельность, сличать результат с эталоном, фиксировать и анализировать затруднения в собственной учебной деятельности,  корректировать и  оценивать свою учебную деятельность;

-развивать умение строить речевое высказывание;

-учить планировать учебное сотрудничество.

  1. направленные на достижение личностных результатов:

-способствовать формированию адекватной самооценки на основе критериев;

Оборудование:

-презентация

-раздаточный материал

-конверты с номерами заданий

-схематичная запись

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Урок я хочу начать с показа слайдов. Просмотрите их и подумайте, будем ли мы сегодня открывать что-то новое?

 -Начинаем урок рефлексии. Что мы делаем на этих уроках?

Схематичная запись цели урока:

З+     З-!

У+   У-!.

-Тема последнего урока математики «Работа с данными». Учитывая это, сформулируйте цель нашего урока рефлексии.

- А где вам в жизни могут пригодиться эти знания?

Рассматривают слайды №2-4 

 Участие в беседе. (Проводим самоанализ (или проанализировать) что я знаю или не знаю; умею или не умею;

 Формулируют цели урока: проводим самоанализ: умею или не умею читать таблицы, диаграммы, строить и составлять их; извлекать информацию, отвечать на вопросы, находить и исправлять  ошибки.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Слайд №5

- Я вам предлагаю  таблицу турнира по футболу. Рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы:

1.Сколько очков набрала каждая команда?

2.Какое место заняла каждая команда?

-Постройте диаграмму команд-победительниц.

- Что вам пригодиться для выполнения заданий?

- А сейчас постарайтесь сами выполнить задания на карточках №1. Ответить на вопросы.

Работа в группах.

Команда

1

2

3

4

5

6

Очки

Место

1. «Динамо»

1:0

2:1

2:0

0:2

1:1

7

2

2. «Факел»

0:1

2:0

3:3

1:2

0:2

3

5

3. «Заря»

1:2

0:2

1:1

1:3

2:2

2

6

4. «Восход»

0:2

3:3

1:1

1:1

1:1

4

4

5. «Зенит»

2:0

2:1

3:1

1:1

2:1

9

1

6. «Спартак »

1:1

2:0

2:2

1:1

1:2

5

3

Победа – 2очка, ничья -1 очко, проигрыш -0 очков

- Нужны алгоритмы: построения диаграмм, таблиц; алгоритм работы с таблицами.

Проверка по эталону.

Работа по карточкам №1. (См.приложение)

Выполняют, проверяют ее, пользуясь эталоном. Фиксируют правильность выполнения заданий по готовому образцу. (См.приложение)

III.Этап локализации индивидуальных затруднений.

 После проведения самопроверки проводится рефлексия деятельности детей:

- На каком шаге алгоритма у вас возникло затруднение?

- У кого не возникло затруднений?

Анализируют свое решение и определяют место ошибки.  

IV.Этап  

построения  

проекта

коррекции

выявленных

затруднений

 -Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибок?

 (Организуется индивидуальная деятельность с учащимися, которые допустили ошибки при выполнении задания на карточке №1.)

 - Взгляните  на  алгоритм деятельности:

                                             №1

                 Да                                               Нет

             

                №2                                               РНО

     (любой вариант)

                                                                      №1а

 Да                      Нет                (новое пробное задание)                                                                    

 

№3                  РНО                       Да                      Нет          

             

                         №2а                                                 РНО

               (другой вариант)

                                                                                №1б

                                                                     (любой вариант)

                     Рефлексия деятельности на уроке

Совместное построение проекта

  1. Читать внимательно данные в таблице, в диаграмме.
  2. Установить взаимосвязь столбцов, ячеек, строк.
  3. Соотнести данные с вопросами.

Берут карточки №2.  те, кто не допустил ошибки в №1, любой вариант)(См.приложение)

Решают, проверяют по эталону.

Фиксируют правильность выполнения заданий по готовому образцу.

V.Этап реализации построенного проекта.

-Учащиеся,  которые допустили ошибки на карточках №2, присоединяются к ним. (Работают с алгоритмами)

Исправляют допущенные ошибки на карточках №1.

По необходимости:

Работают с алгоритмами и эталонами.

Фиксируют правильность выполнения заданий по готовому образцу.

Берут задание на карточке №1а.

VI.Этап

Обобщение затруднений во внешней речи

- Где возникают затруднения при выполнении заданий?

Обсуждение типовых затруднений

VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Выберите задание на карточках №2, те, кто не допустил ошибки на карточках №1а.

Кто допустил ошибки на карточках №1 выполняют  задание на карточке №2.

.  Опираясь на эталон, сравнивают своё решение с образцом и фиксируют результат деятельности.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

-Выберите задание на карточках №3, те, кто не допустил ошибки на карточках №2. Кто допускал ошибки, выполняют задание на карточках №1б.  

Выполняют задание на карточках №1б.  и  творческие работы, кто выполнил все верно. (См.приложение)

Фиксируют правильность выполнения заданий по готовому образцу.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 - Какую цель ставили на урок?

- Что еще у вас вызывает затруднения?

- Оцените себя на шкале успеха.

Анализируют, научились ли читать таблицы, вносить данные, решать задачи, отвечать на вопросы по таблице, исправлять ошибки.

Шкала  успеха

          2                   3                  4                   5

Выставляют отметки за урок.

X. Домашнее задание

- Постройте таблицу успеваемости за 1 четверть по основным предметам, оставьте место для 2, 3 и 4 четверти и год.

- Составить таблицу дней рождения своих родственников

Запись домашнего задания

 

Приложение

Карточка №1

Четверо ребят: Сережа, Ира, Лена и Вася соревнуются, играя в  компьютерную игру. Набранные ими очки представлены на диаграмме. Составь  таблицу. Определи, какие места по числу набранных очков заняли участники игры.

Карточка №1а

На диаграмме показан рост четырех мальчиков. Рассмотри её и ответь на вопросы.

а) Кто из мальчиков самый высокий?

Ответ: ___________________

б) Какой рост у Миши?

Ответ: _____см.

в) На сколько сантиметров Игорь выше Руслана?

Ответ: на ___ см.

Карточка №1б

  • Составь график дежурства на декабрь. (Смотри график дежурства на ноябрь)

Карточка №2. (1в.)

Выполни задание в учебнике № 389,  с. 112

Построй диаграммы для спортивных секций и музыкального кружка.

Карточка №2. (2в.)

Выполни задание в учебнике № 389,  с. 112

Построй диаграммы по проектной деятельности и кружка ИЗО.

Карточка № 3 а (работа в группах, парах)

Опроси присутствующих гостей. Выясни,  что они любят читать. Заполни таблицу, построй диаграмму.  

№ п/п

Имя, Отчество

Методическая литература

Фантастика

Детективы

Газеты и журналы

Ответь  на вопросы:

-Сколько было опрошено человек?

- Кто  любит читать методическую литературу и фантастику?

- Сколько  любят читать детективы?

- Кто любит читать методическую литературу,  фантастику,  газеты и журналы?

Карточка № 3 б (работа в группах, парах)

  • *Таблица о приготовлении пищи. Нужно  ответить на вопросы.

Эталоны

Карточка №1 по слайду

Имена  детей

Место

Сережа

2 место

Ира

4 место

Лена

1 место

Вася

3 место

Карточка №1а

а) Кто из мальчиков самый высокий?

Ответ: Игорь

б) Какой рост у Миши?

Ответ: 110 см.

в) На сколько сантиметров Игорь выше Руслана?

Ответ: на 20 см.

Карточка №1б

График дежурства на декабрь

Имя

число

2

3

4

5

6

9

10

11

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

Юля Витя

Маша

Аня

Рома

Лиза

Таня

Кристина

Никита

Карточка №2 ( на слайде)

Карточка №3а

Опроси присутствующих гостей. Выясни, что они любят читать. Заполни таблицу, построй диаграмму.  

№ п/п

Имя, Отчество

Методическая литература

Фантастика

Детективы

Газеты и журналы

Ответь  на вопросы:

-Сколько было опрошено человек?

- Кто  любит читать методическую литературу и фантастику?

- Сколько  любят читать детективы?

- Кто любит читать методическую литературу,  фантастику,  газеты и журналы?

Карточка №3б

Рассмотри таблицу о приготовлении пищи.  

Название продукта

Масса в граммах

в 1 столовой ложке

в 1 чайной ложке

Сахарный песок  

25

10

Манная крупа

30

15

Масло сливочное

20

5

Используя эту таблицу, ответь на следующие вопросы.

1) Сколько граммов сахарного песка содержится в одной чайной ложке?

Ответ: _____

2) Как отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для нее надо 45 г манной крупы, 5 г сливочного масла и 5 г сахарного песка?

Ответ: _________________________нужно взять манной крупы,

            _________________________ сливочного масла,

            _________________________сахарного песка.

Алгоритм работы с таблицами

  1. Рассмотреть данные в каждой строке, ячейке, в каждом столбце.
  2. Найти взаимосвязь строки, ячейки и столбца.
  3. Внимательно прочитать вопрос и найти ответ в строке и столбце.

Работа над ошибками

  1. Проанализируй своё решение.
  2. Определи место ошибки.

3.Найди алгоритм. правило по этой теме.

4. Пошагово, исправь допущенную ошибку.

Алгоритм составления таблицы.

  1. Прочитай внимательно данные.
  2. Установи, сколько получится столбцов и строчек.
  3. Напиши название столбов и строчек.
  4. Внеси данные в таблицу.
  5. Ответь на вопросы (если требуется)

Алгоритм построения диаграммы.

1.Прочитать задачу. Рассмотреть величины в данной задаче.

2. Построить числовой луч.

3. Найти меньшую величину.

4. Выбрать единичный отрезок.

5. Отметить величины на луче.

6. Построить столбцы.

7. При построении столбчатых, полосчатых диаграмм можно выбрать любую ширину столбика и любое расстояние между столбиками. Однако все столбики должны быть одинаковой ширины и расположены на равном расстоянии один от другого.

8. Записать решение задачи и ответ. (Если требуется) 

Готовый  образец таблицы

задания

Выполнено

(«+» или «?»)

Алгоритм, вычисления правило и т.д., в котором допущена ошибка

Исправлено

в процессе работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Недостающие данные" Математика 3 класс ПНШ "Недостающие данные"

Формирование исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения. Главные задачи исследовательского обучения: активизировать учебную рабо...

Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему:  Даниил Хармс. «Веселые чижи»....

УМК "Перспективная начальная школа". Урок математики во 2 классе по теме: "Данные и искомое".

Урок математики во 2 классе по теме:«Данные и искомое» (УМК «Перспективная начальная школа») Целевое назначение урока:применение усваиваемых знаний или способов  учебных действий в усло...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Дания и Финляндия - наши северные соседи"

Данный урок способствует формированию умения работать и сотрудничать в группах....

Конспект урока по математике во 2 классе "Задачи,обратные данной"

Конспект урока по математике для 2 класса по теме  "Задачи ,обратные данной"...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...