Единицы времени. Час. Минута
план-конспект урока по математике

Иванова Наталья Николаевна

Цели: познакомить с новой величиной; формировать преставление о единицах времени — часе и минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переводить одни единицы времени в другие; определять время по часам; использовать графические модели при решении задач; использовать мате­матическую терминологию; рассуждать и делать выводы; контро­лировать и оценивать свою работу и ее результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_24_edinitsy_vremeni._chas._minuta.docx453.82 КБ

Предварительный просмотр:

Единицы времени. Час. Минута

Цели: познакомить с новой величиной; формировать преставление о единицах времени — часе и минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переводить одни единицы времени в другие; определять время по часам; использовать графические модели при решении задач; использовать математическую терминологию; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок —

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки — все для вас.

Пожелаем вам удачи —

За работу, в добрый час!

ΙΙ. Актуализация знаний

  1. Логическая разминка

Случай странный,

Случай редкий:

Цифры в ссоре!

Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Труд нелегкий, труд немалый:

Сделай так, чтоб на листке

Цифра каждая стояла

От соседок вдалеке.

 (И игре участвуют цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Необходимо разместить их в кругах так, чтобы ни одну из цифр нельзя было соединить прямой линией от круга до круга с ее соседками в порядковом ряду. Две цифры уже поставлены на места.)

= Найдите сумму всех чисел по кругу. (7+4 + 6 + 2 + 5 + 3=27.) Как считать рациональнее?

= Найдите суммы чисел по вертикали и по горизонтали. Какие из полученных сумм можно заменить суммой разрядных слагаемых?

= Какие получатся фигуры, если мысленно соединить цифры:

а)        3, 7, 4, 8, 3 (четырехугольник, ромб)',

б)        3, 7, 4, 6, 2, 5, 3 (шестиугольник);

в)        5, 1, 6, 5 (треугольник)?

  1. Индивидуальная работа по карточкам (Карточки получают учащиеся, которые допускают ошибки аналогичных заданиях.)

Карточка 1 (вычисления с числами в пределах 20)

Вставь пропущенные числа.

5 + 8 = 7 + □                17 — 9 < □ — □

12 -  7 = □ — □                3 + 8>□ + □                      17 — 8 = 13 — □                7 + 7 = □ + □

Карточка 2 (решение задач)

= Заполни схему, реши задачу.

В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось еще 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?

  1. Работа над задачами

= Решите задачу.

У Оли в пенале 5 ручек и карандаши. Сколько ручек и карандашей в пенале у Оли? (Задачу решить нельзя, не хватает данных,

= Дополните условие и решите задачу.

= Составьте обратные задачи.

= Составьте задачу по схеме.

  1. Устный счет

= Сосчитайте. Покажите ответы с помощью карточек.

  • Сумму чисел 5 и 6 уменьшите на 8. (3.)
  • К разности чисел 13 и 5 прибавьте 4. (12.)
  • Из 12 вычтите разность чисел 14 и 7. (5.)
  • К 20 прибавьте разность чисел 11 и 6. (25.)
  • Найдите сумму чисел 13, 6, 4 и 7 (30.)
  • Из 48 вычтите сумму чисел 20 и 20. (8.)        ■
  • Сколько нужно вычесть из суммы чисел 13 и 7, чтобы осталось 8? (12.)
  • Какое число прибавили к разности чисел 17 и 8 и получили 29? (20.)
  • Из 20 вычли сумму чисел 6 и неизвестного числа, и осталось 8. Назовите второе слагаемое. (6.)
  • Прибавьте к сумме чисел 6 и 5 разность этих чисел. (12.)
  1. Самоопределение к деятельности

= Назовите величины, которые вы знаете. (Длина, масса, объем.)

= Соедините каждую величину с единицами, в которых ев измеряют.

= Какие единицы измерения остались? (Час, минута.)

= Что измеряют они? (Время.)

= Сформулируйте тему урока.

ΙV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с единицами времени

= Посмотрите, Математик снова у нас в гостях. Что это он нам принес? (Будильник.)

= И еще какой-то листок с записью. Давайте прочтем, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

= О чем здесь идет речь? (О стрелках часов.)

= Что за коротышка бегает по кругу? (Часовая стрелка.)

= Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (Это минутная стрелка.)

= Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки.)

= А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки.)

= Сколько таких черточек на циферблате? Сосчитайте. (60.)

= Как называют расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки? (Минута.)

= А весь круг, который она проходит? (Час.)

= Так сколько в часе минут? (60мин.)

(Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.)

  1. ч = 60 мин
  1. Работа по учебнику

= Откройте учебник на с. 31. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы Математика.

= Сколько в 1 ч минут?

= Как движется часовая стрелка?

= Как движется минутная стрелка?

  1. Практическая работа, знакомство с разновидностями часов

(Учитель предлагает учащимся определить, какое время он показывает.)

Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

= Кто знает, какие часы существовали раньше? (Водяные, песочные, солнечные.)

(Учитель показывает песочные часы.)

= Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 мин. Давайте проверим, что можно успеть сделать за это время.

(Учитель предлагает детям разные задания: проверить, до какого числа они смогут досчитать за 1 мин, сколько раз красиво напишут цифры от 1 до 9 и т. д.)

= Измерять время с помощью песочных часов было очень неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас.

= Как используют песочные часы? (С их помощью отмеряют определенные промежутки времени.)

= Где вы встречались с песочными часами? (Ответы детей.) Еще существуют электронные часы. Они сами показывают время цифрами. А мы с вами работали по механическим часам.

= Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (На одной из башен Кремля — на Спасской башне.)

= Покажите на модели часов часовую стрелку. (Маленькая.)

= Покажите минутную стрелку. (Большая.)

= Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую — на цифру 1. Какое время показывают часы? (1 ч.)

= Обойдите минутной стрелкой один круг. Сколько времени прошло? (1ч.)

= На какую цифру встанет часовая стрелка? (2.)

= Поставьте минутную стрелку на цифру 1. Сколько времени прошло? (5мин.)

= Назовите время. (2 ч 5мин.)

= Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут? (10 мин.)

= Передвиньте минутную стрелку еще на 5 мин. На какую цифру поставили стрелку? (3.)

  1. Работа по учебнику

 №2 (с. 31).

(Устное выполнение.)

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

 И легко-легко подышим.

VΙ. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №3(с. 31).

(Один ученик выполняет на доске краткую запись с поэтапным проговариванием.)

I -я п. — 30 мин

2-я п. — ?, на 10 мин <

= Назовите решение задачи.

= Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. ('Сколько времени затратили мальчики на обе партии?)

= Как изменится краткая запись? (Добавится фигурная скобка со знаком вопроса.)

  1. - я        п. — 30 мин
  2. - я        п. — ?, на 10 мин <     ?

= Решите эту задачу самостоятельно.

(Со слабоуспевающими учащимися можно выполнить схематический чертеж и составить программу решения.)

1)-; 2)+.

= Какие еще будут варианты? (На сколько минут вторая партия была короче, чем первая ? На сколько минут первая партия была длиннее, чем вторая 7)

№4 (с. 31).

= Прочитайте задачу.

(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальным учитель оказывает индивидуальную помощь.)

= Составьте две обратные задачи. Запишите их условия кратко и выполните к ним схематические чертежи.

№5 (с. 31).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске. Самооценка.)

VΙΙ. Рефлексия

Работа в тетради с печатной основой

№ 14,17 (с. 33).

(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)

= Оцените свою работу на уроке.

VΙΙΙ. Подведение итогов урока

= Чему мы сегодня научились?

= Где могут пригодиться эти знания?

Домашнее задание

Тетрадь с печатной основой: № 12, 15, 16 (с. 32—33).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. "Единицы времени. Час. Минута."

Проблемный урок "Единицы времени. Час. Минута". Урок позволяет систематизировать основные понятия, решать проблемные задачи, расширяет научное мировоззрениеформирует математические знания и прием...

Конспект урока по математике. 2 класс. "Единицы времени. Час.Минута."

Урок по математике с использованием ЭОР. Подходит для интерактивной доски....

Урок математики. "Единицы времени. Час. Минута."

Урок разработан с использованием информационно-коммуникативных технологий....

Единицы времени. Час. Минута. Секунда.

Урок математики во 2 классе, поведён в рамках конкурса "Учитель года г. Таганрога 2014"...

Урок по теме "Единицы времени.Час.Минута." 2 класс, авт.учебника М.И. Моро

Знакомство учащихся с новой величиной, формирование представления о единицах времени - часе и минуте....