Математика 1 класс. Формирование понятия числа 6. Состав числа 6
план-конспект занятия по математике (1 класс)
Понятие натурального числа раскрывается с первых дней обучения детей математике в процессе выполнения ими операций над конечными множествами, а также в процессе измерения длины отрезков, а позднее веса, площади и др. Формирование понятия натурального числа в процессе счета и измерения обогащает содержание этого понятия; кроме того, идея меры и измерения получает при этом правильное истолкование. Поэтому уже при изучении первого и второго десятков включаются единицы измерения длины — сантиметр и дециметр, которые используются для измерения длины отрезков путем наложения, а несколько позднее применяется масштабная линейка.
Учитель начальных классов на первых порах должен быть очень внимателен к ошибкам, которые могут возникнуть у детей в процессе счета. Пропуск или ошибочный порядок в назывании числительных (“один”, “два”, “три”, “пять”), или неумение относить числительное к предмету (ребенок называет, например, одно числительное, а указывает последовательно на два предмета), или неумение определять количественный результат (“один, два, три, четыре… всего восемь”).
В начальном курсе математики количественное натуральное число рассматривается как общее свойство класса конечных равномощных множеств. Поэтому, когда учащиеся изучают число “один”, на странице учебника приводятся изображения одного предмета: одно ведро, одна девочка, один стол и т.д. Когда изучают число “четыре”, на странице учебника приводятся изображения различных совокупностей, содержащих четыре элемента: четыре кубика, четыре дерева, четыре палочки и т.д. Так происходит при изучении всех чисел первого десятка, но число элементов во множестве определяется путем пересчета. Таким образом, количественное и порядковое натуральное число выступает в начальном обучении в тесной взаимосвязи, в единстве.
С этими сторонами числа учащиеся знакомятся при изучении первого десятка.
Необходимо предлагать детям считать различные предметы, показывая их в различной группировке, необходимо давать задания на сравнение количественно одинаковых, но качественно различных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по математике 1 класс | 892.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Тема: Формирование понятия числа 6
Цели: Обучающая: создать условия для формирования понятия числа 6.
закрепить знания о месте числа 6 на числовом луче;
Развивающая: развивать умение сравнивать предметы, обсуждать, делать выводы, учить строить определения и записывать цифру 6.
Воспитывающая: учить детей договариваться между собой, учить распределять работу, осуществлять взаимоконтроль.
I Этап актуализации знаний | Матем.диктант
Поменяйтесь тетрадками. Проконтролируйте работу соседа. 1,2,3,4,5,7,6 |
II Этап разрыва | На доске «Числовой луч» 0 1 2 3 4 5 6 7 Учащиеся сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом соседа и сверяют правильную запись с доски. (ставят «+» и «-») -Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»? (6) |
III Этап постановки вопроса | - Почему? (Число 6 должно стоять между числами 5 и 7) -Кто догадался, с каким числом мы сегодня будем работать? (с числом 6) -А как получить число 6? |
IV Этап поиска ответа на поставленный вопрос | На парковке стояло 5 машин. Приехала ещё 1 машина. Сколько стало машин? (6) I (Придвинуть и пересчитать) Как мы получили 6? (К 5 прибавили 1) Это же самое покажем на геометрических фигурах - Положите на стол 5 больших треугольника - Добавьте один большой треугольник - Сколько в этом целом предметов? (6) I - Стало больше? (Да) - На сколько больше? (На один) (Сначала было пять предметов, потом добавили еще один предмет) Это же запишем с помощью знаков 5+1=6 Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1) Какие есть другие способы получения числа 6? (От семи убрать 1) |
V Работа с числовым лучом | «Числовой луч» 1)Давайте найдем место числа 6 на числовом луче. 2) Предшествующее число 5, последующее 7. Между 0 1 2 3 4 5 6 7 числом 5 и 7 (соседи) 3) Он стоит правее, чем число 5, значит больше. 6>5 И левее, чем 7, значит меньше 6<7 5<6<7 Если к числу прибавить 1, то получится последующее число, а если от числа отнять 1, то получится предыдущее число. |
VI Предметный уровень (в парах) | Физ-минутка Работа в парах (У) один ученик кладет на парту 6 разных предмета на стол (Уч) другой ученик рисует на листочке любые геометрические фигуры (Уч) проверяет, если правильно записано – ставит +. Затем дети меняются ролями |
VII Моделирование (в тетрадях) | Нарисуйте 6 квадратиков 6 кружочков 6 треугольников - Сколько мы нарисовали ? (6) - Сколько мы нарисовали ? (6) - Сколько мы нарисовали ? (6) - Как называется этот значок? (Цифра 6) Показ цифры 6 на доске - Откроем тетради (дети пишут цифру 6) |
IX Подведение итогов | Чему мы учились сегодня на уроке? (Число 6) Что такое число 6? (Число 6 – это целое, состоящее из шести предметов) Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1) Оценочная шкала: 1) Умею ли я называть число, которое стоит перед и после числа 6?
|
Урок математики в 1 классе
Тема: Состав числа 6
Цели: Обучающая: создать условия для формирования знания числа 6.
закрепить знания о месте числа 6 на числовом луче;
создать условия для открытия других способов получения числа 6 с помощью числового луча.
Развивающая: развивать умение сравнивать предметы, обсуждать, делать выводы, учить строить определения.
Воспитывающая: учить детей договариваться между собой, учить распределять работу, осуществлять взаимоконтроль.
I Этап актуализации знаний | Давайте вспомним, чему учились на предыдущем уроке. (Узнали число 6) Что такое число 6? (Число 6 – это целое, состоящее из шести предметов) Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1) 5+1=6 |
II Этап разрыва | 4+1=5 4+2=? (6) Значит, чтобы получить число 6, можно не только к 5 прибавить 1. |
III Этап постановки вопроса | - Как другим способом получить число 6? |
IV Этап поиска ответа на поставленный вопрос | - Положите на стол 5 больших треугольника в первом ряду - Положите на стол 4 маленьких треугольника во втором ряду - Положите 3 квадрата в третьем ряду - Добавьте в I ряд один большой треугольник - Сколько в этом целом предметов? (6) - Стало больше? (Да) - На сколько больше? (На один) - Добавьте во II ряд еще два маленьких треугольника - Сколько в этом целом предметов? (6) - Стало больше? (Да) - На сколько больше стало? (На два больше) - Добавьте в III ряд еще три квадрата - Сколько в этом целом предметов? (6) - Стало больше? (Да) - На сколько больше? (На три) - Что их объединяет? (Число 6) - О чём говорит число 6? (Это одно целое, состоящее из шести предметов) |
V Работа с числовым лучом | Это же покажем на «Числовом луче» 1) Из каких частей состоит число 6? +1 5+1=6 6-1=5 0 1 2 3 4 5 6 7 +2 Если к 4нужно прибавить 2, то сначала 4+1+1=6 делаем 2 шага 4+2=6 6-1-1=4 0 1 2 3 4 5 6 7 +3 Если к 3 нужно прибавить 3, то сначала 3+1+1+1=6 (3 шага) 3+3=6 6-1-1-1=3 0 1 2 3 4 5 6 7 +4 Если к 2 нужно прибавить 4, то сначала2+1+1+1+1=6 (4 шага 2+4 =6 6-1-1-1-1=2 0 1 2 3 4 5 6 7 +5 Если к 1 прибавить 5, то сначала 1+1+1+1+1+1=6 (5 шагов) 1+5 =6 6-1-1-1-1-1=1 0 1 2 3 4 5 6 7 Переместительное свойство сложения 5+1=6 4+2=6 1+5=6 2+4=6 |
VI Моделирование (в тетрадях) работа в парах | На трех клумбах распустились цветы. В первой клумбе – 6 роз, во второй – 3 лилии, в третьей – 2 ландыша. Сколько должно распуститься цветов во второй и третьей клумбах, чтоб стало везде поровну? Нарисуйте 6 квадратиков 3 кружочка 2 треугольника - Сколько мы должны нарисовать ? (ни одного) - Сколько мы должны нарисовать ? (3) - Сколько мы должны нарисовать ? (4) По сколько должно быть цветов во всех трёх клумбах? (во всех трёх клумбах должно быть по 6 цветов) |
VII Подведение итогов | Чему мы учились сегодня на уроке? (Узнали как другими способами можно получить число 6) Оценочная шкала
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха
laquo;МОУ СОШ № 7» УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...
Урок математики в 1 классе по теме « Число 10. Состав числа 10.»
Урок разработан в системе развивающего обучения с применением ИКТ, где у учащихся формируется учебная самостоятельность, создаются такие учебные ситуации, в которых нет готовых способов действий...
Урок математики . "Число 10. Состав числа 10"
Урок разработан для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"...
Конспект урока математики "Число 10. Состав числа 10".
Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа 2100"...
Конспект урока математики в 1м классе по теме "Состав числа 7. Числа 1-7"
Урок математики составлен по программе "Школа 2100"...
Разработка урока математики в 1 классе по теме: "Вычитание из числа 10. Состав числа 10."
Предмет: математика "Школа России" ФГОСКласс 1Тема: "Вычитание из числа 10. Состав числа 10."Технологии: ИКТ, работа в парах...
конспект урока математики в 1 классе "Число 7. Состав числа 7. Муравьи"
Тема: «Состав числа 7. Числа 1-7. Жизнь муравьёв».Данный урок математики разработан по учебнику Математика 1 класс (авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова).Тип урока – комбин...