Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (3 класс)

Беляева Мария Вячеславовна

Рабочая программа по математике Л.Г. Петерсон 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №1»

«Рассмотрено»

на заседании МО

___________ А.Н. Ошанова

Протокол № 1

От «____»___________2019г.

       «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________Ю.Ю.Меркулова

«____»___________2019г.

        «Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей№1»

____________О.Е.Струкова

Приказ№___________ от

«____»___________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

3  класс  

2019-2020 учебный год

Учителя:

Беляева М.В.

Кочетова Е.Ю.

Воронеж, 2019


I.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  «Математика» для 3 класса составлена на основании следующих  нормативных  документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; 2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3.Письма Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

4.Письма  Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

5.Образовательной программы МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора                   № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);

6.Учебного плана МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от ___________);

7.Календарного учебного графика МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора ____________);

8. Примерной программы по математике и на основе авторской программы Л.Г. Петерсон.

Программа ориентирована на использование УМК:

Базовый учебник:

  1. Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс : учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2018.

Рабочие тетради

  1. Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 1 / Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова, Т. Ю. Поникарова. – М. : Ювента, 2018.
  2.  Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 2 / Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова, Т. Ю. Поникарова. – М. : Ювента, 2018

Учебно-методические пособия для учителя:

  1. Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2018

Изучение математики  в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

– формирование у учащихся основ умения учиться;

– развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

– создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

        Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие  задачи:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды

Место учебного предмета в учебном плане:

На изучение курса «Математика» в 3 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на—140 ч (35 учебные недели).

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

– Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

– Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

– Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

– Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

– Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

– Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

– Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

– Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

        – Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

– Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

– Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

– Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

– Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

– Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

– Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умениями готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

– Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

– Овладение навыками смыслового чтения текстов.

– Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

– Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении – готовность конструктивно их разрешать.

– Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.

– Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

– Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

– Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

– Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

– Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

– Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

– Приобретение  первоначальных  навыков  работы   на  компьютере 

III.Содержание учебного предмета

Числа и арифметические действия с ними (35 ч)

Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел.

Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик».

Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом».

Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел.

Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.

Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий.

Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.

Работа с текстовыми задачами (40 ч)

Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения.

Составные задачи в 2–4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел.

Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b × c: путь – скорость – время (задачи на движение), объем выполненной работы – производительность труда – время (задачи на работу), стоимость – цена товара – количество товара (задачи на стоимость) и др.

Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.

Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.

Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.

Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (11 ч)

Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.

Величины и зависимости между ними (14 ч)

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц.

Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.

Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной.

Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a ∙  b,

P = (a + b) × 2. Формулы площади и периметра  квадрата: S = a ∙  а, P = 4 ∙  a.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a × b × c. Формула объема куба: V = a × а × а.

Формула пути s = v × t и ее аналоги: формула стоимости С = а × х, формула работы А = w × t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b × c.

Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул.

Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.

Алгебраические представления (10 ч)

Формула деления с остатком: a = b × c + r, r < b.

Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а × х = b, а : х = b, x : a = b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.

Математический язык и элементы логики (14 ч)

Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.

Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что…», «не», «если…, то…», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».

Множество. Элемент множества. Знаки Î и Ï. Задание множества перечислением его элементов и свойством.

Пустое множество и его обозначение: Æ. Равные множества. Диаграмма Эйлера-Венна.

Подмножество. Знаки Ì и Ë. Пересечение множеств. Знак . Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак . Свойства объединения множеств.

Переменная. Формула.

Работа с информацией и анализ данных (12 ч)

Использование таблиц для представления и систематизации данных.

Интерпретация данных таблицы.

Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе.

Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей.

Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации. Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.

Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни».

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.

Портфолио ученика 3 класса.

IV.Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Множество и его элементы

(20ч.)

1

Множество и его элементы.

1

2

Задание множества перечислением и свойством.

1

3

Равные множества, пустое множество.

1

4

Диаграмма Эйлера-Венна.

1

5

Закрепление и систематизация изученного материала.

1

6

Подмножество.

1

7

Решение задач с пропорциональными величинами.

1

8

Разбиение множества на части по свойствам.

1

9

Пересечение множеств.

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Повторение»

1

11

Свойства пересечения множеств. Работа над ошибками.

1

12

Задачи на пропорциональные величины нового вида. Контрольный устный счет.

1

13

Объединение множеств.

1

14

Письменный прием умножения двузначного числа на однозначное.

1

15

Свойства операции объединения множеств.

1

16

Объединение множеств и его свойства.

1

17

Разбиение множеств на части по свойствам (классификация).

1

18

Обобщение и систематизация изученного материала. История развития понятия числа.

1

19

Контрольная работа №2 по теме «Множества»

1

20

Обобщение и систематизация изученного материала. Работа над ошибками.

1

Операции над числами

(21ч.)

21

Многозначные числа

22-23

Нумерация многозначных чисел

24

Сложение и вычитание многозначных чисел

25

Выражение многозначных чисел в разных единицах счета и анализ единиц счета с единицами длины.

26-28

Сложение и вычитание многозначных чисел.

29

Контрольная работа №3 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел».

30

Сложение и вычитание многозначных чисел. Работа над ошибками

31-32

Умножение чисел на 10, 100, 1000.

33-34

Деление круглых чисел

35-36

Единицы длины

37

Единицы массы. Грамм.

38

Единицы массы. Тонна. Центнер

39

Повторение. Многозначные числа. Единицы массы и длины.

40

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление круглых чисел».

41

Повторение. Многозначные числа. Единицы массы и длины. Работа над ошибками.

Умножение и деление многозначного числа

(21 ч)

42-44

Письменные приемы умножения на однозначное число

45

Задачи на нахождение величин по их сумме и разности. Контрольный устный счет.

46-49

Деление на однозначное число.

50

Деление многозначного числа на однозначное

51

Деление круглых чисел.

52

Проверка деления умножением.

53-54

Деление многозначного числа на однозначное с остатком.

55-56

Деление многозначного числа на однозначное.

57

Преобразование фигур на плоскости.

58

Симметрия. Контрольный устный счет.

59

Симметрия. Построение симметричных фигур

60

Симметричные фигуры

61

Повторение по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначные»

62

Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначные»

Меры времени

(18 ч)

63

Меры времени. Календарь. Дата. Работа над ошибками.

64

Меры времени. Дни недели

65

Меры времени

66

Часы и их виды

67

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени

68

Единицы времени. Обобщение.

69

Переменная

70-72

Выражение с переменной

73

Высказывания: верно и неверно, всегда и иногда.

74-75

Равенство и неравенство

76-77

Уравнение. Контрольный устный счет

78-79

Решение составных уравнений

80

Контрольная работа №6 по теме «Решение уравнений»

Формулы

(43 ч)

81

Формулы периметра и площади прямоугольника. Работа над ошибками

82

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

83

Формула деления с остатком

84

Решение задач с помощью формул

85

Скорость, время, расстояние.

Контрольный устный счет.

86-87

Формула пути

88

Решение задач

89-96

Решение задач на движение

97

Умножение на двузначное число

98

Контрольная работа №7 по теме «Задачи на движение».

99

Формула стоимости. Работа над ошибками.

100-101

Решение задач на формулу стоимости. Контрольный устный счет.

102

Умножение многозначного числа на круглое

103-104

Умножение многозначного числа на двузначное.

105

Повторение и закрепление изученного материала.

106

Умножение на трехзначное число

107-108

Умножение многозначного числа на трехзначное.

109-110

Решение задач.

111

Умножение на трехзначное число, у которого в разряде десятков стоит ноль.

112

Умножение трехзначного числа, в котором отсутствует разряд десятков.

113-115

Формула работы

116

Решение задач с использованием изученных формул.

117

Контрольная работа №8 по теме «Умножение многозначных чисел».

118

Решение задач.Работа над ошибками.

119-120

Формула произведения

121-122

Решение задач изученных типов

123

Умножение многозначных чисел.

Повторение

(17ч)

124-125

Умножение многозначного числа на многозначное.

2

126

Геометрический турнир

1

127

Повторение изученного. Задачи на повторение.

1

128

Контрольная работа №9 по теме «Решение задач»

1

129

Повторение пройденного, решение задач. Работа над ошибками.

1

130

Итоговая контрольная работа.

1

131-132

Решение задач. Работа над ошибками.

2

133-134

Проверка вычислительных навыков. Сложение. Контрольный устный счет

2

135-136

Проверка вычислительных навыков. Вычитание.

2

137-138

Проверка вычислительных навыков. Умножение и деление.

2

139-140

Урок-соревнование «Турнир смекалистых».

2

Итого:

140 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...