Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа по математике Л.Г. Петерсон 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1»
«Рассмотрено» на заседании МО ___________ А.Н. Ошанова Протокол № 1 От «____»___________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________Ю.Ю.Меркулова «____»___________2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей№1» ____________О.Е.Струкова Приказ№___________ от «____»___________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
3 класс
2019-2020 учебный год
Учителя:
Беляева М.В.
Кочетова Е.Ю.
Воронеж, 2019
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 3 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; 2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3.Письма Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
4.Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
5.Образовательной программы МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);
6.Учебного плана МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от ___________);
7.Календарного учебного графика МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора ____________);
8. Примерной программы по математике и на основе авторской программы Л.Г. Петерсон.
Программа ориентирована на использование УМК:
Базовый учебник:
- Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс : учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2018.
Рабочие тетради
- Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 1 / Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова, Т. Ю. Поникарова. – М. : Ювента, 2018.
- Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 2 / Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова, Т. Ю. Поникарова. – М. : Ювента, 2018
Учебно-методические пособия для учителя:
- Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2018
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование у учащихся основ умения учиться;
– развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
– создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды
Место учебного предмета в учебном плане:
На изучение курса «Математика» в 3 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на—140 ч (35 учебные недели).
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
– Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
– Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
– Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
– Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
– Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
– Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
– Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
– Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты
– Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
– Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
– Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
– Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
– Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
– Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
– Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умениями готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
– Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
– Овладение навыками смыслового чтения текстов.
– Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
– Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении – готовность конструктивно их разрешать.
– Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
– Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
– Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
– Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
– Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
– Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере
III.Содержание учебного предмета
Числа и арифметические действия с ними (35 ч)
Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел.
Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик».
Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом».
Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел.
Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.
Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий.
Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.
Работа с текстовыми задачами (40 ч)
Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения.
Составные задачи в 2–4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел.
Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b × c: путь – скорость – время (задачи на движение), объем выполненной работы – производительность труда – время (задачи на работу), стоимость – цена товара – количество товара (задачи на стоимость) и др.
Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.
Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (11 ч)
Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (14 ч)
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц.
Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.
Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной.
Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a ∙ b,
P = (a + b) × 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = a ∙ а, P = 4 ∙ a.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a × b × c. Формула объема куба: V = a × а × а.
Формула пути s = v × t и ее аналоги: формула стоимости С = а × х, формула работы А = w × t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b × c.
Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул.
Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.
Алгебраические представления (10 ч)
Формула деления с остатком: a = b × c + r, r < b.
Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а × х = b, а : х = b, x : a = b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.
Математический язык и элементы логики (14 ч)
Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.
Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что…», «не», «если…, то…», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».
Множество. Элемент множества. Знаки Î и Ï. Задание множества перечислением его элементов и свойством.
Пустое множество и его обозначение: Æ. Равные множества. Диаграмма Эйлера-Венна.
Подмножество. Знаки Ì и Ë. Пересечение множеств. Знак ∩. Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак ∪. Свойства объединения множеств.
Переменная. Формула.
Работа с информацией и анализ данных (12 ч)
Использование таблиц для представления и систематизации данных.
Интерпретация данных таблицы.
Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе.
Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации. Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.
Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни».
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.
Портфолио ученика 3 класса.
IV.Тематическое планирование
с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Множество и его элементы | (20ч.) | |
1 | Множество и его элементы. | 1 |
2 | Задание множества перечислением и свойством. | 1 |
3 | Равные множества, пустое множество. | 1 |
4 | Диаграмма Эйлера-Венна. | 1 |
5 | Закрепление и систематизация изученного материала. | 1 |
6 | Подмножество. | 1 |
7 | Решение задач с пропорциональными величинами. | 1 |
8 | Разбиение множества на части по свойствам. | 1 |
9 | Пересечение множеств. | 1 |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | 1 |
11 | Свойства пересечения множеств. Работа над ошибками. | 1 |
12 | Задачи на пропорциональные величины нового вида. Контрольный устный счет. | 1 |
13 | Объединение множеств. | 1 |
14 | Письменный прием умножения двузначного числа на однозначное. | 1 |
15 | Свойства операции объединения множеств. | 1 |
16 | Объединение множеств и его свойства. | 1 |
17 | Разбиение множеств на части по свойствам (классификация). | 1 |
18 | Обобщение и систематизация изученного материала. История развития понятия числа. | 1 |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Множества» | 1 |
20 | Обобщение и систематизация изученного материала. Работа над ошибками. | 1 |
Операции над числами | (21ч.) | |
21 | Многозначные числа | 1 |
22-23 | Нумерация многозначных чисел | 2 |
24 | Сложение и вычитание многозначных чисел | 1 |
25 | Выражение многозначных чисел в разных единицах счета и анализ единиц счета с единицами длины. | 1 |
26-28 | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 3 |
29 | Контрольная работа №3 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел». | 1 |
30 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Работа над ошибками | 1 |
31-32 | Умножение чисел на 10, 100, 1000. | 2 |
33-34 | Деление круглых чисел | 2 |
35-36 | Единицы длины | 2 |
37 | Единицы массы. Грамм. | 1 |
38 | Единицы массы. Тонна. Центнер | 1 |
39 | Повторение. Многозначные числа. Единицы массы и длины. | 1 |
40 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление круглых чисел». | 1 |
41 | Повторение. Многозначные числа. Единицы массы и длины. Работа над ошибками. | 1 |
Умножение и деление многозначного числа | (21 ч) | |
42-44 | Письменные приемы умножения на однозначное число | 3 |
45 | Задачи на нахождение величин по их сумме и разности. Контрольный устный счет. | 1 |
46-49 | Деление на однозначное число. | 4 |
50 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 |
51 | Деление круглых чисел. | 1 |
52 | Проверка деления умножением. | 1 |
53-54 | Деление многозначного числа на однозначное с остатком. | 2 |
55-56 | Деление многозначного числа на однозначное. | 2 |
57 | Преобразование фигур на плоскости. | 1 |
58 | Симметрия. Контрольный устный счет. | 1 |
59 | Симметрия. Построение симметричных фигур | 1 |
60 | Симметричные фигуры | 1 |
61 | Повторение по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначные» | 1 |
62 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначные» | 1 |
Меры времени | (18 ч) | |
63 | Меры времени. Календарь. Дата. Работа над ошибками. | 1 |
64 | Меры времени. Дни недели | 1 |
65 | Меры времени | 1 |
66 | Часы и их виды | 1 |
67 | Сравнение, сложение и вычитание единиц времени | 1 |
68 | Единицы времени. Обобщение. | 1 |
69 | Переменная | 1 |
70-72 | Выражение с переменной | 3 |
73 | Высказывания: верно и неверно, всегда и иногда. | 1 |
74-75 | Равенство и неравенство | 2 |
76-77 | Уравнение. Контрольный устный счет | 2 |
78-79 | Решение составных уравнений | 2 |
80 | Контрольная работа №6 по теме «Решение уравнений» | 1 |
Формулы | (43 ч) | |
81 | Формулы периметра и площади прямоугольника. Работа над ошибками | 1 |
82 | Формула объема прямоугольного параллелепипеда | 1 |
83 | Формула деления с остатком | 1 |
84 | Решение задач с помощью формул | 1 |
85 | Скорость, время, расстояние. Контрольный устный счет. | 1 |
86-87 | Формула пути | 2 |
88 | Решение задач | 1 |
89-96 | Решение задач на движение | 8 |
97 | Умножение на двузначное число | 1 |
98 | Контрольная работа №7 по теме «Задачи на движение». | 1 |
99 | Формула стоимости. Работа над ошибками. | 1 |
100-101 | Решение задач на формулу стоимости. Контрольный устный счет. | 2 |
102 | Умножение многозначного числа на круглое | 1 |
103-104 | Умножение многозначного числа на двузначное. | 2 |
105 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 |
106 | Умножение на трехзначное число | 1 |
107-108 | Умножение многозначного числа на трехзначное. | 2 |
109-110 | Решение задач. | 2 |
111 | Умножение на трехзначное число, у которого в разряде десятков стоит ноль. | 1 |
112 | Умножение трехзначного числа, в котором отсутствует разряд десятков. | 1 |
113-115 | Формула работы | 3 |
116 | Решение задач с использованием изученных формул. | 1 |
117 | Контрольная работа №8 по теме «Умножение многозначных чисел». | 1 |
118 | Решение задач.Работа над ошибками. | 1 |
119-120 | Формула произведения | 2 |
121-122 | Решение задач изученных типов | 2 |
123 | Умножение многозначных чисел. | 1 |
Повторение | (17ч) | |
124-125 | Умножение многозначного числа на многозначное. | 2 |
126 | Геометрический турнир | 1 |
127 | Повторение изученного. Задачи на повторение. | 1 |
128 | Контрольная работа №9 по теме «Решение задач» | 1 |
129 | Повторение пройденного, решение задач. Работа над ошибками. | 1 |
130 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
131-132 | Решение задач. Работа над ошибками. | 2 |
133-134 | Проверка вычислительных навыков. Сложение. Контрольный устный счет | 2 |
135-136 | Проверка вычислительных навыков. Вычитание. | 2 |
137-138 | Проверка вычислительных навыков. Умножение и деление. | 2 |
139-140 | Урок-соревнование «Турнир смекалистых». | 2 |
Итого: | 140 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...