Внеклассное мероприятие по математике "В поисках пиратских сокровищ"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Жданюк Ирина Сергеевна

Это мероприятие позволит в занимательной форме обобщить с обучающимися пройденный учебный материал по математике за 4 класс. Дети превратятся в пиратов и отправятся в увлекательное морское путешествие, где их ждут интересные математические задания, встреча с разными героями и приключения. Занятие расширит кругозор детей, а также будет способствовать развитию математических, творческих и артистических способностей учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_piratskih_sokrovishch.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В поисках пиратских сокровищ».

Цель:

провести обобщение и повторение изученного материала по математике за 4 класс в занимательной форме.

Задачи:

  • обобщить и закрепить знания учащихся по предмету, добиться умения правильно, последовательно, обоснованно и рационально излагать свои мысли;
  • воспитывать готовность к взаимовыручке, целеустремлённость, выработать умение слушать своего товарища и дополнять ответ; повысить уровень математической культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся, продолжить работу по развитию внимания, речи, логического мышления; повысить интерес к изучению математики.

Оборудование: интерактивная доска, презентации флипчарт, рыбки, плакаты, скелет, рабочие листы, картинки бананов, пиратские метки, ленточки, банданы.

Ход занятия

  1. Вступление (слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня у нас необычное занятие по математике. Мы будем работать в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах.

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен - предлагай.

Ребята, вы знаете кто такие пираты?

Пираты — морские разбойники. Идея ходить под собственным пиратским флагом, появилась, видимо, в целях устрашения экипажа атакуемого корабля. Их называли также корсары, флибустьеры. Существует достаточно большое количество мифов о жизни и деятельности пиратов. У пиратов был написан кодекс правил, который регулировал их поведение. Пираты в 12 веке должны были ложиться спать всегда одетыми. Дерзким нарушением было лечь спать на берегу.

2. Определение целей. (слайд 2)
        Сегодня я хочу рассказать вам историю про одного пирата. Много лет назад он закопал награбленное сокровище на 5 островах. На бумажке пират нарисовал план мест, где спрятаны сокровища, и унёс её на корабль. Но названия тех островов не указал из-за своей пиратской неграмотности. А через некоторое время — и совсем забыл из-за своей пиратской рассеянности. Вот что бывает, если грамоте не обучен. Так и пропали сундучки с золотыми пиастрами. Лежат себе на каких-то островах, но кто ж его знает, где. И вот решил он набрать новую пиратскую команду, которая поможет разыскать ему сокровища. Сам пират уже старый, немощный, но вот загадками в поиске островов  он помочь может.

- Ребята, вы согласны отправиться за пиратскими сокровищами?

- Тогда собираемся в путь!

3. Перевоплощение (слайд 3)

(Одеваем шляпы и банданы. Мальчики выходят и танцуют под песню о пиратах)

- Подождите, подождите, драться вы конечно умеете, но нам сегодня это не пригодится. Для того, чтобы отыскать пиратские сокровища нам понадобятся знания по математике. Вы нам в этом сможете помочь? Ну, тогда проходите на свои места и мы отправимся в путь.

- Ребята, а на чем же мы будем путешествовать?

Чтобы соорудить корабль нам необходимо выполнить следующие задания:

4. Устный счет (слайд 4)

Вычислите устно! (1 группа – зеленые выражения, 2 группа - красные выражения, 3 группа – голубые выражения, 4 группа – фиолетовые)

Разность 290 и 125 (1з)       6 сот.+121  (3 г)

3 сот. – 27                             Частное 1000 и 5

93 : 3                                      64 * 7

18 * 3    (2 к)                          Сумма 273 и 14 (4 ф)

3600 : 4 дес.                           1280 – 74дес.

Произведение 102 и 2          230 * 4

Проверка по интерактивной доске. (слайд 5)

Изображение кораблика (флипчарт)

- Соедините точки, соответствующие вашим ответам в возрастающей последовательности.

Корабль у нас готов, но у каждого корабля должно быть название. Узнать его вам поможет определенный набор цифр, соответствующий порядковому номеру букв в алфавите. (флипчарт) – Призрак.

- В дорогу мы должны с вами запастись провизией.

- С собой мы возьмём 1/5 т картофеля - ? кг, 4 мешка муки по 17 кг в каждом - ? кг, и в 2 раза меньше капусты - ? кг. Ну и конечно же нам не обойтись без витаминов. (слайд 6)

- Возьмём мы с собой ту корзину, в которой больше кг. Как можно не производя вычислений это выяснить?

Проверка (слайд 7)

- Итак, отправляемся в путь! (слайд 8) Боевой клич.

7. Прибытие на 1 остров.(слайд 9)

Название 1 острова поможет узнать загадка пирата.

Эта птица может петь,
Каркать, ворковать, свистеть…
Если в доме будет жить –
Сможет и заговорить!  (появляется попугай)

(Сообщение детей о попугаях)

Попугаев люди держат в неволе с глубокой древности. Первыми были, вероятно, древние индийцы, в их представлении каждый благородный человек должен был научить говорить хотя бы одного попугая. У многих попугаев хорошая память и способность к звукоподражанию. Попугаи, живущие в родных им лесах, вовсе не умеют говорить, а только издают различные звуки-крики. Самый большой попугай на планете - гиацинтовый ара из Южной Америки, размер которого достигает 100 см. К самым маленьким представителям относятся дятловые попугайчики Новой Гвинеи, величина которых колеблется от 8см. до 10 см. Амазонский попугай в высоту достигает одного метра. Попугаи - долгожители. Продолжительность жизни крупных попугаев до 50-60, а иногда и до 100 лет. Мелкие попугаи живут меньше: 20-25 лет. В Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат говорить.  В Америке попугай по имени Бейби помог полиции обнаружить воров, которые забрались в квартиру одного бизнесмена и ограбили ее. Находящийся в квартире попугай запомнил имена грабителей и называл их в присутствии представителей полиции. (слайд 10)

        Для того, чтобы добыть сундук на этом острове, нам надо выполнить задание с яркими кубиками, такими же, как попугаи. (слайд 11)

Проверка (слайд 12) – появляется сундук.

- Первый сундук добыт, отправляемся дальше.

7. Прибытие на 2 остров (слайд 13)

Следующая загадка пирата:

Дом высокий у неё.
Развесёлое житьё.
Хвост — как пятая рука,
Волосатая слегка.
Ну а, может быть, нога,
Чтоб спасаться от врага?
Кто проказницу узнает?
Кто загадку отгадает? (появляется обезьяна)

- Итак, отправляемся на остров Обезьян. (слайд 14)

(Сообщение детей о приматах)

Cамым маленьким приматом на земле принято считать карликовую игрунку. Её размер колеблется в пределах 11-15 сантиметров, не учитывая хвоста, который может достигать 22 сантиметров в длину. Обезьяны относятся к числу немногочисленных животных, которые могут узнавать себя в зеркале. В Таиланде ежегодно устраивают  пир для обезьян. В храм приглашают около 2 000 животных  и заваливают их множеством фруктов и овощей, которыми любят полакомиться  эти  приматы. Обезьян  в Таиланде любят так за то, что существует придание о том, что их армия богу Раме помогла справиться с натиском врагов. По внешнему виду обезьяны легко определить ее настроение: усмешка или натяжение верхней губы является сигналом агрессивности, так же как и дерганье головы, и движение плечами. Самцы приматов лысеют точно также как и мужчины. Продолжительность жизни обезьян колеблется в зависимости от их  размеров –  у самых маленьких – игрунок – не превышает и 10 лет, а вот у орангутангов составляет 57-60 лет. Большую часть своего свободного  времени  обезьяны уделяют  уходу за внешностью друг друга.

- Что же здесь произошло?

- Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы получить заветный сундук?

- Обезьянки любят проказничать. И вот на сей раз они тоже нахулиганили: смешали все цифры. Вам нужно их разложить по коробочкам. Прочитайте задание. (слайд 15)

- С заданием мы справились, обезьяны на свободе. (слайд 16) и хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас хитрые задачки.

  • Горели 5 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось?
  • В 4-х углах сидит по кошке. Против каждой кошки – 3 кошки. Сколько всего кошек?
  • Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
  • Какие 3 числа, если их сложить или перемножить дают один и тот же результат?

В благодарность они отдают нам сундук. Можно отправляться дальше в путь!

8. Работа с задачами на движение (слайд 17)

- Скажите, ребята, что можно измерить, наблюдая за движением нашего корабля? (скорость, время, расстояние)

- как найти V, t, S? (слайд 18)

Установите соответствие единиц измерения и величин.

Работа с таблицей. (Найдите расстояние, время, скорость)

- Может ли гепард догнать жирафа? За какое время? (слайд 19)

- Решите задачу:

От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отплыли два катера. Через 3 ч расстояние между ними стало равно 168 км. Найди скорость второго катера, если известно, что скорость первого катера составляет 25 км/ч. (слайд 20)

9. Прибытие на 3 остров. (слайд 21)

Загадка пирата:

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (появляется лягушка)

Лягушки относятся к амфибиям. Они откладывают яйца в воду, где вылупляются головастики, которые живут в воде, пока не превратятся во взрослую лягушку. Хотя лягушки живут на земле, их среда обитания должна быть около болот, прудов или в влажных мест, потому что они умрут, если их кожа высохнет. Лягушки дышат через ноздри, а также поглощают часть воздуха через кожу. Лягушки используют свой липкий язык, чтобы поймать и заглотить пищу. Лягушки могут смотреть вперед, вбок и вверх одновременно. Они никогда не закрывают глаза, даже когда спят. Примечательно, что лягушки на самом деле используют свои глаза, чтобы глотать пищу. Когда лягушка мигает, ее глазные яблоки надавливают на верхнее небо, помогая проталкивать пищу в горло. Самая маленькая лягушка – филлобус. Она может поместиться на ногте большого пальца, а самая большая – лягушка – голиаф, длиной около 35 см.

- Лягушки на острове веселые живут. Они предлагают вам отдохнуть и потанцевать. (презентация лягушки)

- Лягушкам очень вы понравились и они отдают вам сундук с драгоценностями.

- Отдохнули и можно отправляться дальше.

        10. Прибытие на 4 остров (слайд 22)

        Следующая загадка пирата:

Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

- Что такое ромашка? Следующий остров Цветочный (появляется цветок)

(Сообщение детей)

Обычно цветы питаются, получая пищу прямо из воздуха, а корни - из земли. Но существуют и насекомоядные цветы. Их листья покрыты слоем клейкой слизи. Маленькое насекомое приклеивается к листку, а потом идет долгий процесс всасывания и переваривания пищи. К таким цветам относится жирянка, росянка, венерина мухоловка, саррацения. Насекомых привлекает внешний вид цветка. Но, приклеившись к слизи, они уже не могут выбраться из западни.

- На этом острове растут не только простые цветы, но и математические. (слайд 23)

- Как вы думаете, что не так с этими цветами. Найдите недостающие лепестки. (Какого не хватает числа, чтобы при сложении всех чисел на лепестках, получить число, расположенное в серединке цветка.)

Проверка. (появляются лепестки с ответами). Молодцы. Добыт следующий сундук. Отправляемся дальше.

        11. Решение уравнений

У этого острова нас встречают Русалки. (слайд 24)

- А кто такие русалки?

Сообщение детей

Мифологические существа, обитающие в водоёмах, а в ряде мест русалка—водяной дух. По поверьям славян русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви. В тех местах, где русалок считали водяными духами, их представляли в виде женщин, у которых вместо ног — рыбий хвост.

Русалки просто так нас не отпустят. Нам необходимо выполнить задание, которые приготовили для нас русалки.

50 * а = 800 + 50        у – 2195 : 5 = 27 * 3      (198 + х) : 2 = 234 + 316

- В награду за выполненное задание русалки дали вам рыбку, подкрепиться. (слайд 25) Давайте определим, у кого рыбка больше.

(Сравниваем величины, записанные на рыбках)

2 ара и 100 кв. м         3600 с и 3 ч      24 ц и 5 т       5 м 4 см и 7 дм

- Со своими рыбками разобрались, давайте разберёмся с Костиными рыбками, а то он совсем запутался. (Решение задачи) (слайд 26)

- Итак, как же называется последний остров. Слушаем загадку. (слайд 27)

Благородна и стройна,
Из субтропиков она.
Листья резные,
Стволы нитяные. (появляется пальма)

        12. Прибытие на Пальмовый остров. (слайд 28)

-  Сходим с корабля на пальмовый остров. Что вы знаете о пальмах?

Сообщение детей

        Пальма—дерево легенда. Народы многих стран поклонялись пальмам, считали их священными растениями. Более 1000 лет назад греки для извещения о своей победе посылали в Элладу гонцов с пальмовой ветвью. В переносном смысле это символ мира, ведь недаром белый голубь мира держит в клюве пальмовую ветвь. В этой же Греции спортсмена, победившего в состязаниях, награждали ветвью пальмы. Отсюда и пошло выражение «пальма первенства» в чём-либо.

- А что растёт на пальме?

У нас бананы непростые. Нам необходимо составить из них математическое выражение.

(Дети отрывают банан и записывают част выражения, затем решают его)

32963 + 408900 : 174 – 327 * 74 (появляется сундук)

        13. Разгадывание ребусов.

- Сундук с этого острова получен. Но это еще не все сундуки. Старый пират открыл мне тайну, что самый главный сундук находится у пиратов. Чтобы получить этот сундук, надо расшифровать код замка. (флипчарт)

- Выберите пирата. (Очередность по доске)

- Что же нам надо разгадать? (ребусы)

- Молодцы, вы получаете сам главный сундук. Как вы думаете, что находится в этом сундуке? (знания)

- Самое главное богатство – это ваши знания.

        14. Подведение итогов

- Посчитайте, сколько ваша группа набрала пиратских меток. Какая группа сегодня лучше всех работала? За вашу работу пираты вам передали золотые монеты.

- Подумайте и решите, сообща в группе, что бы вы сделали с пиратскими сокровищами?(эссе)

- Оцените свою работу на занятии. Если по всем критериям у вас положительный ответ – да, то раскрасьте метку – жёлтым цветом, если один отрицательный результат - зелёным, 2 – синим, 1 - красным (слайд 29)

- Ну, что ж, нам пора возвращаться. Отправляемся в путь! (слайд 30)

(Дети поют песню «Парус детства»)


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В поисках пиратского сокровища» Сценарий игровой программы для ГПД во 2 классе

Игровая программа, способствовующая формированию у учащихся  дружеских взаимоотношений внутри  коллектива. Формирующая навыки работы в группах; развивающая умственные, творческие, физич...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Безграничны сокровища русского языка" 4 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Безграничны сокровища русского языка" 4 класс...

Квест «В поисках пиратского сокровища»

Развитие новых форм интеллектуального содержательного досуга детей....

В поисках пиратских сокровищ

Сценарий для проведения мероприятия в детском оздоровительном лагере....

Внеклассное мероприятие "Счастливое детство или остров сокровищ"

Мероприятие для детей с ОВЗ. Проводится в спортзале...

Внеклассное мероприятие "Счастливое детство или остров сокровищ"

Мероприятие разработана для детей с ОВЗ. Проводится в спортзале...