Внеклассное мероприятие по русскому языку "Безграничны сокровища русского языка" 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Плисс Евгения Сергеевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Безграничны сокровища русского языка" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Безграничны сокровища русского языка»

Учитель. Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся.

1-я игра «Дальше, дальше...»

Учитель. Я буду задавать вопросы. Каждый правильный ответ дает очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

4. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

5. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

6. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)

8. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

10. Как произносится согласный звук? (Отрывисто)

11. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)

12. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)

13. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

14. Сколько букв в русском алфавите? (33)

15. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

16. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)

17. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

18. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)

19. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)

20. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

21. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)

22. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

23. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

24. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

25. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)

26. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)

27. Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук)

2-я игра «Спешите видеть»

Учитель. В течение нескольких секунд я буду показывать предложения. Задание: повторить предложение, назвать все орфограммы, которые в нем встретились (Если игрок назвал не все орфограммы, можно спросить у других игроков и дать им очко).

  • Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
  • На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Учитель. А теперь хитрый вопрос! Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы) (правильно ответившей команде – очко)

3-я игра «Темная лошадка»

(На доске - портрет поэта А. Пушкина)

Учитель. Перед началом игры предлагаю вам вспомнить, какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане...», «Сказку о золотом петушке») Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.

1. Рукой подать. (Близко)

2. В час по чайной ложке. (Медленно)

3. Во весь дух. (Быстро)

4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

5. Работать спустя рукава. (Плохо работать)

6. Прикусить язык. (Замолчать)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

9. Сломя голову. (Быстро)

10. Зарубить на носу. (Запомнить)

11. При царе Горохе. (Очень давно)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

16. Бить баклуши. (Ничего не делать)

4-я игра «Гонка за лидером»

Учитель. Как и в первой игре, я буду задавать вопросы. Каждый правильный ответ дает очко.

1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)

2. На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)

3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)

4. К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)

5. К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)

6. К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)

7. Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)

8. Определите род имени существительного «трель». (Женский)

9. Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)

10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)

11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)

12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)

13. Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)

14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)

15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)

16. Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)

17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)

19. На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

20. Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)

21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

22. Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)

23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)

27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)

28. Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)

29. Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)

30. Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)

31. Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

32. Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и  логическое мышление, умение анализи...

Внеклассное мероприятие "Честь и хвала березке русской"

Данное внеклассное мероприятие проведено в 3 классе.Были поставлены следующие цели:- привлечь внимание к одному из символов нашей Родины – берёзе,- показать не только её красоту, но и пользу, ши...

внеклассное мероприятие "Рождественский Дед" (по мотивам русской народной сказки "Морозко")

внеклассное мероприятие "Рождественский Дед" (по мотивам русской народной сказки "Морозко")...

" В гости к сказке" - презентация к внеклассному мероприятию на тему "Загадки к русским сказкам".

С помощью презентации ученики вспомнят русские сказки и их названия....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ «В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ«В гостях у русской народной сказки»За основу сценария мероприя...

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...