Урок по математике по теме: "Письменная нумерация чисел второго десятка"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кокорышкина Лилия Алексеевна

Предварительный просмотр:

           Конспект интегрированного урока по окружающему миру и математике в формате ФГОС по теме «Письменная нумерация чисел второго десятка. Решение задач. » в 4-ВЗ классе.

Предмет: окружающий мир и математика.

Класс: 2-В

Автор урока: Кокорышкина Лилия Алексеевна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ СОШ № 23 г. Симферополя. 

Форма урока :  «Путешествие.»

Вид урока :  урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Используемые технологи:    технология развития критического мышления

 ( на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии

 ( использование презентации  на тему: «Путешествие» на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентирован урок: развитие воображения, мышления, способность понимать  текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) ,  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи урока: 1. Закрепить  знания и умения  детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач на встречное движение и движение в противоположном направлении.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

 Педагогические цели: совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении, прививать интерес к математике и окружающему миру.

Планируемые образовательные результаты:

1.Личностные УДД: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний, обладают элементарными умениями общения (знание правил общения и их применение), обладают элементарными навыками самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности, стремятся к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, развивают внимание, память, логическое мышление, навыки счета, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, проявляют самостоятельность, личную ответственность.

2.Познавательные УДД: осуществляют поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения полученные от учителя, используют различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, краткая запись); понимают учебную информацию, представленную в знаково-символической форме, выполняют под руководством учителя действия анализа, синтеза при разборе задачи, пересказывают прочитанное (условие задачи); выполняют элементарную поисковую деятельность на уроках математики, анализируют, сравнивают, строят логическую цепочку рассуждений при решении задач на встречное движение и движение в противоположном направлении.

3. Регулятивные УДД: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решают её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; составляют под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий, сравнивают различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществляют поиск различных способов решения учебной задачи; выполняют план действий и проводят пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; в сотрудничестве с учителем находят несколько способов решения учебной задачи , выбирают наиболее рациональный.

4. Коммуникативные УДД: используют простые речевые средства для выражения своего мнения, строят речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; участвуют в диалоге, слушают и понимают других, участвуют в беседах, различных видах деятельности, взаимодействуют со сверстниками в группе; принимают участие в совместном с одноклассниками решении проблем, умеют аргументировать свою точку зрения, не создают конфликтов в спорных ситуациях.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- компьютер, интерактивная доска, слайды по теме урока, ракета, гирлянды, звёзды (большие и маленькие), космическая симфония: музыка «Спейс», шлемы космонавтов, ракеты для подведения итогов, надписи на доску и парты, «звездочеты», «астронавты», «аэронавты».

МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ

  1. Оргмомент.
  2. Самоопределение к деятельности «Числовые созвездия»

а) устный счет «Город Звездоград»

б) математический диктант

в) физминутка,  для глаз фантастика

  1. Закрепление и обобщение изученных знаний.

а) работа над задачей

    - разбор задачи

    - объяснение

    - решение задачи

б) физминутка «Метеоритный дождь» (с движениями)

в) «Неизвестная планета» - задание на развитие логического мышления  

  1. Рефлексия вручение сертификатов
  2. Итог урока.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

 II.  Самоопределение к деятельности «Числовые созвездия»

Слайд № 1 вкл. музыку. На фоне музыки учитель говорит:

Сегодня у нас  с Вами необычный урок математики. Как вы думаете куда мы сегодня отправимся путешествовать?( в космос) –Почему Вы так решили?(музыка) Космос - это  фантастика, неразгаданные тайны. Некоторые из них нам предстоит сегодня разгадать. На этом уроке я и мои коллеги увидим, как Вы изучили нумерацию чисел второго десятка, как научились решать составные задачи.

А вот на каком виде транспорта я предложу Вам совершить путешествие в космос. Вы узнаете, отгадав загадку:

Смело в космос улетает,

Обгоняя всех на свете,

Человек ей управляет,

Что такое это, дети?

                                        (Ракета)

Слайд № 2. Ракета.

Вот с таких космических станций совершаются запуски ракет в космос.

А мы с Вами совершим путешествие вот на этой космической ракете.

(открыть занавес)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски «астронавт»,

А по-русски «космонавт»

Как Вы думаете, кто сегодня будет космонавтом? Конечно, все Вы. Я Вас разделила на 3 экипажа.

I экипаж получает название «Звездочёты», командиром экипажа назначается.

… Вспомните, кто такие звездочёты?

- Звездочёты – люди, наблюдавшие за звёздами.

II экипаж получает название «Астронавты»командиром II экипажа является

… Кто такие астронавты?

- Астронавты – специально подготовленные люди, осуществляющие полёт в космическое пространство.

III экипаж получает название «Аэронавты», командиром  3 экипажа назначается … Кто такие аэронавты?

- Аэронавт – человек, совершающий путешествие по воздуху.

Все экипажи за правильные, быстрые и чёткие ответы будут награждаться звёздочками. Звёздочки будут прикреплять на наше звёздное небо командиры экипажей.

В конце нашего путешествия, мы подведём итоги и узнаем, какой экипаж совершил самый высокий пилотаж, у кого из космонавтов самые прочные знания!

Космонавты, слушай мою команду! Надеть шлемы! Сядьте поудобнее в своих космических креслах! Пристегнуть ремни! К запуску ракеты в космос готовы?

Три, два, один – взлетаем! Щелчок, пуск ракеты. Летим! Мигают огоньки, включается гирлянда. Летим по звёздному небу.

а) устный счет «Числовые созвездия»

Слайд № 3 «Звёздное небо».

Посмотрите на наше звёздное небо.

Наблюдая за звёздами, люди наиболее яркие и заметные группы звёзд объединяли в созвездия. У нас сегодня «числовые» созвездия. Работаем с наборным полотном.

Слайд № 4 «Звезда»

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

6+9 Объясните, как решали этот пример. Звёзды на звёздное небо.

7+6 Сколько единиц и десятков в числе 13? Звёзды на звёздное небо.

8+6 Назовите предшествующее и последующее число числу 14.

16-7 Объясните решение этого примера.

Слайд № 5 «Звёздное небо»

б) математический диктант «Город Звездоград»

По мере продвижения в космическом пространстве на своём пути мы встретили город будущего, который называется Звездоград. Ученики в этом городе выполняют все вычисления на компьютерах.

Сообщение,

«Компьютеры не работают» 

Но сейчас на борт ракеты поступили сигналы о том, что компьютеры не работают, потому что космический пират с планеты Туманность занёс вирус в программу.

Слайд № 6 «Дети у компьютера».

А очистить компьютеры от вируса мы сможем в том случае, если правильно выполним математический диктант. Переверните листы, которые лежат у Вас на столе.

Слайд № 7 «Космический пират»

«Математический диктант»

М/д. Первую цифру в м/д записываем там, где стоит точка, как всегда.

  1. Запишите число, когда 1В отправился в космическое путешествие? (25).
  2. У планеты Земля один спутник, а у планеты Нептун 9 спутников. Сколько всего спутников у двух  планет? (10).
  3. У Димы 8 марок на тему «Космос», а у Максима 7 марок. Сколько всего марок у мальчиков? (15).
  4. На планете Земля находилось 19 космических кораблей. 5 из них отправилось на планету Марс. Сколько кораблей осталось на планете Земля? (14).
  5. К космическому полёту готовились 13 космонавтов. 6 космонавтов полетели в космос. Сколько космонавтов осталось на Земле? (7).
  6. По правому борту космического корабля было 8 иллюминаторов, а по левому борту на 4 больше. Сколько иллюминаторов было по левому борту космического корабля? (12).
  7. У Наташи было 15 раскрасок на тему «Космос», а у Юли на 7 раскрасок меньше. Сколько раскрасок на тему «Космос» было у Юли? (8).

Давайте проверим м/д.

- Поднимите зеленые светофоры, у кого получились такие ответы.

25        10        15        14        7        12        8

Сообщение,

«Программа очищена от вируса»

Итак, на борт нашей ракеты снова пришло сообщение о том, что компьютеры очищены от вируса, и ученики города Звездоград смогут снова выполнять все вычисления на компьютерах.

Слайд № 6 «Дети у компьютера»

Наша ракета вышла на орбиту, и пока мы совершаем витки вокруг Земли, давайте посмотрим, что происходит на «звёздном» небе.

 Слайд №7 Физминутка для глаз

Здоровье глаз нужно беречь как на Земле, так и в космическом пространстве.

Слайд №8 Решение задачи

 III   Закрепление и обобщение изученных знаний.

 Задача

Чтобы дальше продолжить космическое путешествие, нам нужно немного подкрепиться, а для этого необходимо решить задачу.

Отправляясь в космическое путешествие, учащиеся 1В класса взяли с собой 12 тюбиков картофельного пюре, а мясного – на 7 тюбиков меньше. Сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса в космическое путешествие?

Давайте попробуем спрогнозировать сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса в космическое путешествие? (Ответы детей)

Разбор задачи у доски.

- О чём говорится в задаче? (о тюбиках пюре)

- Назовите главные слова в задаче? (картофельное и мясное)

- Сколько тюбиков картофельного пюре взяли с собой в космическое путешествие учащиеся 1В класса? (12)

- Сколько тюбиков мясного пюре взяли с собой в космическое путешествие учащиеся 1В класса? (Неизвестно, но сказано, что на 7 тюбиков меньше, чем картофельного)

- Если неизвестно, но сказано, что на 7 тюбиков меньше, что нужно поставить в кратком условии (Квадратную стрелку)

- Что спрашивается в задаче? (Сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса в космическое путешествие?)

Запишите краткое условие задачи

К. – 12 т.                        ? т.

М. - ?, на 7 т. м.

- Что показывает число 12? (Сколько тюбиков картофельного пюре взяли с собой дети в путешествие)

- Что показывает число 7? (На сколько тюбиков меньше мясного пюре, чем картофельного)

- Что спрашивается в задаче? (Сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса?)

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос в задаче - сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса? (Нет)

- Почему? (Потому что нам неизвестно, сколько тюбиков мясного пюре взяли с собой учащиеся 1В класса)

- А можем мы это узнать? (Да)

- Каким арифметическим действием? (Вычитанием)

- Если мы узнаем, сколько тюбиков мясного пюре взяли с собой дети, мы сможем ответить на главный вопрос в задаче? (Да)

- Каким арифметическим действием? (Сложением)

  1. 12-7=5 (т.) – мясного
  2. 12+5=17 (т.)

Ответ: 17 тюбиков.

Время записать

- У кого получилось 17 тюбиков, поднимите зелёные светофоры.

 Слайд№9 Физминутка (с движениями)

Что такое? Что я слышу?

Это метеоритный дождь стучит по крыше!

А теперь пошёл сильней

И по иллюминаторам бьёт быстрей.

- Метеоритный дождь закончился, и каждый экипаж получает по 1 звёздочке.

 Слайд №10 Закрепление Задание на развитие логического мышления.

Ребята, что это? Неизвестная планета?! На этой планете воздух не пригоден для дыхания. Кругом масса мелкой пыли и дыма. Космические исследователи из-за этого не могут попасть на эту планету. Чтобы очистить воздух на этой планете, необходимо решить следующее задание.

7 **=13                                                                **-8=8

5**=12                                                                **-5=6

Вместо звёздочек вставьте подходящие по смыслу цифры и арифметические знаки.

Проверяем. Поднимите зелёные светофоры те космонавты, у которых были подставлены такие арифметические знаки и цифры. Звёздочки получают следующие экипажи…

Слайд№11Неизвестная планета

Молодцы! Вы справились с этим заданием, и вот как стала выглядеть эта планета.

Она очистилась от пыли и дыма. И, я думаю, что рано или поздно космические исследователи полетят на эту планету, исследуют и назовут её очень красиво.

- Космос – это дорога без конца и без края, и, как бы интересно в нём не было, пора возвращаться на Землю, в нашу родную 33 школу.

Сели ровно, поправили свои космические шлемы, закрыли глаза. Приготовились к возвращению на Землю. (Звучит музыка) «Пробуждение».

Слайд №12 «Космонавты»

IV Рефлексия                           Из полёта возвратились

Мы на Землю опустились,

А вот какие знания закрепились, И чему мы научились,

Я хочу услышать от наших космонавтов.

                                                        (Ответы детей)

- Какие вычисления было легко выполнять?

- Над какими вычислениями нам нужно поработать?

- Какую загадку мы решали с Вами?

- Давайте подведём итоги.

- Посчитайте, сколько звёздочек заработал экипаж «Звездочёты»?

- Сколько звёздочек заработал экипаж «Астронавты»?

- Сколько звёздочек заработал экипаж «Аэронавты»?

Какай экипаж заработал больше всего звёздочек и занял I место? Сертификат о первом космическом путешествии вручается экипажу «Аэронавты». Командир экипажа, получает сертификат.

Экипаж «                    » заработал меньше звёздочек и занял II место. Командир экипажа, получите сертификат.

Экипаж «                    » заработал ещё меньше звёздочек и занял III место. Командир экипажа, получите сертификат.

Посмотрите, какой большой и красивый получился у нас звёздный мир.

К ярким звёздам на небе мы добавили свои маленькие звёздочки. Пусть они не так ярко сияют на нашем небосклоне сейчас, но ежедневным своим трудом мы будем делать их всё ярче и ярче.

Слайд№13 «Большое всем спасибо»

V.Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)

Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...

урок математики в 1 классе "Нумерация чисел второго десятка"

изучение  нового  материала урок разработан по новым требованиям фгос...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Нумерация чисел второго десятка. Закрепление»

Целевые установки на достижение результатов:Личностные:  формировать положительное отношение к учёбе, готовность преодолевать школьные трудности, формировать интерес к математике, стремление к по...

Презентация по математике по теме "Нумерация чисел второго десятка" 1 класс

Дети вместе с главными героями знакомятся с числами второго десятка....

Конспект урока по математике по теме "Нумерация чисел второго десятка. Закрепление»

Дети закрепляют знания нумерации и способы образования чисел  второго десятка, называют последовательность чисел от 1 до 10. сравнивают числа....

Конспект урока по математике на тему: «Образование чисел второго десятка. Соответствие схем условию задачи»

Урок математики:«Образование чисел второго десятка. Соответствие схем условию задачи»Цель: познакомить с образованием чисел второго десятка, их названиями и порядком следования при с...

Открытый урок по математике «Запись и чтение чисел второго десятка»

Открытый урок по математике «Запись и чтение чисел второго десятка» ​Цели урока: учить записывать и читать числа второго десятка, проверить знания табличных случаев сложения и вы...