Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа по математике для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_matematike_4v_klass_2019-2020.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
для 4В класс
(начальное общее образование, базовый уровень)
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Кузнецова Надежда Андреевна, учитель начальной школы, высшая категория
|
г. Барнаул
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373( в ред. Приказов Минобнауки РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576); с учетом Примерной основной образовательной программы начального образования от 8 апреля 2015 года протокол №1- 15, решение федерального учебно-методического объединения по образованию; Основной образовательной программой МБОУ «СОШ№114» начального образования; на основе авторской программы «Математика. Программа. Начальная школа 21 века. В Н. Рудницкая, Москва «Вентана -Граф» 2012 г., в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №114».
Предмет математика входит в предметную область «Математика и информатика».
Цели и задачи обучения математике
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни. Приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Часы для проведения контрольных работ выделены из резерва.
Так как для некоторых контрольно-измерительных процедур нет необходимости выделять целый урок, то они были включены в качестве этапа в следующие уроки:
Вид и тема контрольно-измерительного материала | № урока | Тема урока |
Самостоятельная работа по теме: «Задачи на движение» | 26 | Задачи на движение |
Самостоятельная работа “Координатный угол” | 28 | Координатный угол |
Самостоятельная работа «Задачи на движение в противоположных направлениях» | 55 | Задачи на движение в противоположных направлениях |
Самостоятельная работа «Деление на двузначное число» | 108 | Деление на двузначное число |
Самостоятельная работа «Угол и его обозначение» | 122 | Угол и его обозначение |
Самостоятельная работа «Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий» | 129 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8+х=16, 8*х=16, 8-х=2, 8:х=2 |
Самостоятельная работа «Виды углов и треугольников» | 131 | Виды треугольников |
Программа по «Математике» УМК «Начальная школа 21 века» служит для реализации традиционной образовательной системы.
Учебно-методический комплект:
- Рудницкая В.Н. Математика: программа: 1- 4 классы: проект «Начальная школа ХХI века»- М.: Вентана-Граф, 2012
- Рудницкая В.Н., ЮдачёваТ.В. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. –М.: Вента-Граф, 2014
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: методика обучения.- М.: Вентана-Граф, 2013
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика. Тетрадь для контрольных работ.- М.: Вентана-граф, 2018
Место курса «Математика» в учебном плане
В 4 классе урок математики проводится 4 раза в неделю, курс рассчитан на 136 часов в год (34 учебные недели).
Ведущие идеи УМК
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения: сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей. Решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса математики
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
- классы и разряды многозначного числа; единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
- пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
- многозначные числа;
- значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
- цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
- любое многозначное число; значения величин; информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
- устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
- письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
- способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
- способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
- разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
- многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
- значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
- структуру составного числового выражения;
- характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
- составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
- свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
- решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
- формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
- вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
называть:
- координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
- величины, выраженные в разных единицах;
различать:
- числовое и буквенное равенства;
- виды углов и виды треугольников;
- понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
- способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
- истинных и ложных высказываний;
оценивать:
- точность измерений;
исследовать:
- задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
- информацию представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
- исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
- прогнозировать результаты вычислений;
- читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
- измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
- сравнивать углы способом наложения, используя модели.
3. Содержание учебного курса «Математика»
Число и счёт
Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Арифметические действия с числами и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : .
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
Величины
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычисление.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч).
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.
Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба.
Работа с текстовыми задачами
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Геометрические понятия
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Логико-математическая подготовка
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если, то», «неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.
4. Поурочное планирование курса
«Математика» 4 класс (136 часов – 4часа в неделю)
№ урока | Тема урока |
1-3 | Десятичная система счисления |
4-6 | Чтение и запись многозначных чисел |
7-9 | Сравнение многозначных чисел |
10 | Контрольная работа №1 «Чтение, запись и сравнение многозначных чисел» |
11-13 | Сложение многозначных чисел |
14-16 | Вычитание многозначных чисел |
17-18 | Построение прямоугольников |
19 | Контрольная работа №2 «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел» |
20-22 | Скорость |
23-26 | Задачи на движение |
27-28 | Координатный угол |
29 | Контрольная работа №3 за 1 четверть (комбинированная) |
30-31 | Графики. Диаграммы |
32-33 | Переместительные свойства сложения и умножения |
34-35 | Сочетательные свойства сложения и умножения |
36-37 | План, масштаб |
38-39 | Многогранник |
40-41 | Распределительные свойства умножения |
42 | Контрольная работа №4 «Свойства арифметических действий» |
43-44 | Умножение на 1000, 10000 |
45-46 | Прямоугольный параллелепипед. Куб |
47-48 | Тонна. Центнер |
49-51 | Задачи на движение в противоположных направлениях |
52-53 | Пирамида |
54-56 | Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение) |
57 | Контрольная работа №5 за 2 четверть (комбинированная) |
58-61 | Умножение многозначного числа на однозначное |
62-66 | Умножение многозначного числа на двузначное |
67-72 | Умножение многозначного числа на трёхзначное |
73 | Контрольная работа №6 «Письменные приёмы умножения чисел» |
74-75 | Конус |
76-79 | Задачи на движение в одном направлении |
80-82 | Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно что...» |
83-87 | Составные высказывания |
88 | Контрольная работа №7 «Высказывания» |
89-91 | Задачи на перебор вариантов |
92-93 | Деление суммы на число |
94-96 | Деление на 1000, 10000 |
97-98 | Карта |
99 | Контрольная работа №8 «. Деление на 100, 1000, 10000. Деление на однозначное число» |
100-101 | Цилиндр |
102-104 | Деление на однозначное число |
105-108 | Деление на двузначное число |
109-113 | Деление на трёхзначное число |
114 | Контрольная работа №9 «Письменные приёмы деления многозначных чисел» |
115-116 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки |
117-120 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х+5=7, х*5=5, х-5-7, х:5=15 |
121-122 | Угол и его обозначение |
123-124 | Виды углов |
125 | Годовая контрольная работа №10 (комбинированная) |
126-129 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8+х=16, 8*х=16, 8-х=2, 8:х=2 |
130-131 | Виды треугольников |
132-134 | Точное и приближённое значения величины |
135-136 | Построение отрезка, равного данному |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Описание изменений | Причина внесения изменений | Количество часов | № и дата приказа о корректировке рабочей программы | |
по плану | по факту | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...