Адаптированная программа по математике для детей с умственной отсталостью 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)
Адаптированная программа по математике для детей с умственной отсталостью 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_klass_ovz.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) « 30» августа 2019 г | «Утверждено» приказом директора гимназии от «30» августа 2019г. № 324 |
Адаптированная рабочая программа по предмету математика
Количество часов: 136
учителя Каменской Ирины Витальевны
Класс 3 Попов Антон, Захаров Владимир, Пугин Арсений (индивидуальное обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с легкой умственной отсталостью)
Адаптированная рабочая программа по математике для индивидуального обучения по общеобразовательной программе начального общего образования составлена на основе:
авторской программы Т.В.Алышевой, и разработана в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
по математике для 1-4 классов начальной школы
УЧЕБНИК: Т.В.Алышева «Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы» по математике для 3 класса» (в 2ч.). – М.: Издательство «Просвещение»; 2018г.
г. Советский
2018 - 2019 уч. год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
- Примерная программа по предмету математика.
Рабочая программа по предмету математика составлена в соответствии Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ), утверждённой приказом от 30.08.2019 г. №324 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2019-2020 учебный год и организации инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский».
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. В примерной рабочей программе определены единые планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» на момент окончания обучающимися 4 класса, вне зависимости от того, по какому варианту учебного плана осуществлялась образовательная деятельность по освоению АООП.
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации образовательной деятельности;
- позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
- знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений;
- умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;
- начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно);
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
- знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
- знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определение времени по часам (одним способом);
- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
- узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур;
- нахождение точки пересечения без вычерчивания; знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
- различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
- знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
- счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
- откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
- знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
- знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения
и частного;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
- знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
- определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
- узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
- знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Содержание учебного предмета «Математика»
Пропедевтика.
Свойства предметов: Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же
для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
Календарно-тематическое планирование. Математика. 3 класс.
Название темы/урока | План | Дата | |
Второй десяток. (12 ч) | |||
Нумерация (повторение) | 1 неделя | ||
Нумерация (повторение) | |||
Нумерация (повторение) | |||
Проверочная работа по теме: «Нумерация» | |||
Линии | 2 неделя | ||
Числа, полученные при измерении величин | |||
Числа, полученные при измерении величин | |||
Числа, полученные при измерении величин | |||
Числа, полученные при измерении величин | 3 неделя | ||
Числа, полученные при измерении величин | |||
Контрольная работа по теме: «Второй десяток» | |||
Пересечение линий | |||
Сложение и вычитание чисел второго десятка. (26 ч) | |||
Сложение и вычитание без перехода через десяток | 4 неделя | ||
Сложение и вычитание без перехода через десяток | |||
Сложение и вычитание без перехода через десяток | |||
Сложение и вычитание без перехода через десяток | |||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание без перехода через десяток» | 5 неделя | ||
Точка пересечения линий | |||
Сложение с переходом через десяток | |||
Сложение с переходом через десяток | |||
Сложение с переходом через десяток | 6 неделя | ||
Сложение с переходом через десяток | |||
Сложение с переходом через десяток | |||
Контрольная работа по теме: «Сложение с переходом через десяток» | |||
Углы | 7 неделя | ||
Вычитание с переходом через десяток | |||
Вычитание с переходом через десяток | |||
Вычитание с переходом через десяток | |||
Вычитание с переходом через десяток | 8 неделя | ||
Контрольная работа по теме: «Вычитание с переходом через десяток» | |||
Четырёхугольники | |||
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) | |||
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) | 9 неделя | ||
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками | |||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток» | |||
Меры времени - год, месяц | |||
Меры времени - год, месяц | 10 неделя | ||
Треугольники | |||
Умножение и деление чисел второго десятка. (33 ч) | |||
Умножение чисел | |||
Умножение чисел | |||
Умножение чисел | 11 неделя | ||
Умножение чисел | |||
Умножение числа 2 | |||
Умножение числа 2 | |||
Умножение числа 2 | 12 неделя | ||
Контрольная работа по теме: «Умножение чисел» | |||
Деление на равные части | |||
Деление на равные части | |||
Деление на равные части | 13 неделя | ||
Деление на равные части | |||
Деление на 2 | |||
Деление на 2 | |||
Деление на 2 | 14 неделя | ||
Деление на 2 | |||
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 2» | |||
Многоугольники | |||
Умножение числа 3 | 15 неделя | ||
Умножение числа 3 | |||
Деление на 3 | |||
Деление на 3 | |||
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 3» | 16 неделя | ||
Умножение числа 4 | |||
Умножение числа 4 | |||
Деление на 4 | |||
Деление на 4 | 17 неделя | ||
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 4» | |||
Умножение чисел 5 и 6 | |||
Деление на 5 и 6 | |||
Деление на 5 и 6 | 18 неделя | ||
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел второго десятка» | |||
Последовательность месяцев в году | |||
Второй десяток. (5 ч) | |||
Умножение и деление чисел (все случаи) | |||
Умножение и деление чисел (все случаи) | 19 неделя | ||
Умножение и деление чисел (все случаи) | |||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | |||
Шар, круг, окружность | |||
Сотня. Нумерация. (15 ч) | |||
Круглые десятки | 20 неделя | ||
Круглые десятки | |||
Меры стоимости | |||
Числа 21 - 100 | |||
Числа 21 - 100 | 21 неделя | ||
Числа 21 - 100 | |||
Числа 21 - 100 | |||
Числа 21 - 100 | |||
Числа 21 - 100 | 22 неделя | ||
Контрольная работа по теме: «Числа 21 - 100» | |||
Мера длины - метр | |||
Мера длины - метр | |||
Меры времени - календарь | 23 неделя | ||
Меры времени - календарь | |||
Контрольная работа по теме: «Меры измерения длины и времени» | |||
Сложение и вычитание чисел. (45 ч) | |||
Сложение и вычитание круглых десятков | |||
Сложение и вычитание круглых десятков | 24 неделя | ||
Сложение и вычитание круглых десятков | |||
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел | |||
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел | |||
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел | 25 неделя | ||
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел | |||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел» | |||
Центр, радиус окружности и круга | |||
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков | 26 неделя | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков | |||
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков | |||
Сложение и вычитание двузначных чисел | |||
Сложение и вычитание двузначных чисел | 27 неделя | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | |||
Сложение и вычитание двузначных чисел | |||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков» | |||
Числа, полученные при изменении двумя мерами | 28 неделя | ||
Числа, полученные при изменении двумя мерами | |||
Получение в сумме круглых десятков и 100 | |||
Получение в сумме круглых десятков и 100 | |||
Получение в сумме круглых десятков и 100 | 29 неделя | ||
Получение в сумме круглых десятков и 100 | |||
Получение в сумме круглых десятков и 100 | |||
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 | |||
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 | 30 неделя | ||
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 | |||
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 | |||
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 | |||
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 | 31 неделя | ||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел из круглых десятков и 100» | |||
Меры времени - сутки, минута | |||
Меры времени - сутки, минута | |||
Меры времени - сутки, минута | 32 неделя | ||
Меры времени - сутки, минута | |||
Умножение и деление чисел | |||
Умножение и деление чисел | |||
Умножение и деление чисел | 33 неделя | ||
Деление по содержанию | |||
Деление по содержанию | |||
Деление по содержанию | |||
Деление по содержанию | 34 неделя | ||
Порядок действий в примерах | |||
Повторение | |||
Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Рабочая программа по математике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Рабочая программа по чтению для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1)
рабочая программа...
Рабочая программа по чтению для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса( вариант 1)
Рабочая программа...
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс
Содержание рабочей программы по математике соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» и следующих нормативных докумен...