Разработка урока и презентация по математике по математике по теме: "Приёмы устных вычислений"
методическая разработка по математике (3 класс)

Марусова Елена Валентиновна

Урок математики разработан с учётом всех требований ФГОС. В разработке использованы разные приёмы и методы объяснения темы, чтобы достичь положительного результата в конце урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика

Раздел: Сложение и вычитание чисел от 1 до 1000.

Тема урока: Приемы устных вычислений.

 Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с приемами устных вычислений.

Задачи урока:

образовательные: совершенствовать умение обучающихся выполнять устные вычисления в пределах 1000;

развивающие: работать над развитием познавательных способностей обучающихся; над формированием математических понятий, навыков самостоятельности;

воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД
-формирование  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, флипчарт Activ Inspire, учебник «Математика» 3 класс II часть М.И. Моро «Просвещение» 2014 г, карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент. (1 мин)  Слайд №1

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно быть уверенным, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. А для того, чтобы она не исчезла – мы будем  внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Сегодня, ребята, на нашем уроке присутствуют гости, которые очень хотят с вами познакомиться и посмотреть,  чему мы уже научились  и как умеем работать. Поздоровайтесь, пожалуйста, теперь глазки все на меня.
- Внимание, ребята, все готовы? (Да)

-Что за урок у нас  сейчас?  (Математика)

-А значит:

Дети:

Начинаем мы опять   решать, отгадывать, смекать!

- А еще сегодня гостья будет нас сопровождать и ребятам помогать….

Слайд №2

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (Радуга)

- А  когда чаще всего мы наблюдаем  это природное явление? (весной)

- Правильно. С весенним радужным настроением и мы начинаем нашу работу. Желаю всем удачи на уроке.

Перед вами на парте лежат конверты.

Что напоминают цвета конвертов? (Это цвета радуги).

Сколько цветов у радуги?

Какая фраза помогает определить последовательность цветов?

(Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан)

Каждый цвет – это этап урока.

Выполняя задания каждого этапа,  мы сможем заглянуть в конверт данного цвета и узнать что-то интересное о весне.

Какой же сегодня день весны? (мартовский, тринадцатый)

Слайд №3

Откройте тетради и запишите  сегодняшнее число.

Итак,  первый этап  –  (Записан на первом конверте)

Актуализация знаний.  (5 мин)

На этом этапе мы повторим изученный материал, который поможет нам в изучении нового.

В конвертах №1  есть числа, достаньте их и разложите на парте. Работать вы будете в паре.

Расположите данные числа в порядке возрастания, начиная по моей команде.

140, 560, 300, 472, 357, 800, 240, 980, 754, 601

Слайд №3

140, 240, 300, 357, 472, 560, 601, 754, 800, 980.

(Каждый ученик называет числа, все проверяют).

 (Сзади карточек весенние приметы, которые зачитывают дети).

Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Если весной много паутины – к жаркому лету.

Если весной встретится белый заяц, то снег обязательно еще выпадет.

Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.

Слайд №3

Чтобы закончить работу на данном этапе, охарактеризуем данные числа.

Назовите сколько в числах единиц каждого разряда.

Назовите сколько всего десятков в числах?

Сколько сотен в первом числе?

Сколько десятков в последнем числе?

На какие две группы можно разделить данные числа? (Круглые и не круглые) Сколько всего десятков в круглых числах? (140=14дес., 240=24дес., 400=40дес., 560=56дес.,  800=80дес., 980=98дес.)

В каких числах есть только сотни? (400=4сот., 800=8сот.)

Для того, чтобы перейти к следующему этапу урока необходимо получить пропуск, выполнив математический диктант.

Слайд №4

Математический диктант

  • Запишите наименьшее трёхзначное число;
  • Сколько сотен в числе 560;
  • Какое число следует после 499;
  • Запишите 9 ед. ΙΙΙ разряда и 4 ед. ΙΙ разряда;
  • 1 сотня 0 десятков 9 единиц;
  • 4ед. ΙΙΙ разряда;
  • Сколько всего десятков в числе 250?
  • Я назову сумму разрядных слагаемых, а вы за пишите получившееся число: 300+20+1.

Выполняем самопроверку по слайду.

Слайд №4

Ответы: 100, 5, 500, 940, 109, 400, 25, 321.

Без ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; более 4 ошибок – 2.

Чтобы узнавать дальше интересные факты о весне, продолжаем нашу работу. Следующий этап -

Целепологание.  Определение темы урока. (2 мин)

Слайд №5

-Мы с вами начинаем работать с новым разделом учебника.

Ответьте на вопрос и узнаете название раздела.

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс», то, без сомнения,

Это действие —... (сложение)

Антоним к слову сложение? (вычитание)

К наибольшему трёхзначному числу добавьте один. (999+1=1000)

Раздел: «Сложение и вычитание в пределах 1000»

-А теперь узнаем тему урока.

-Вы записываетесь к врачу на _?___прием

_Речь бывает письменной и ?___устной?

- Каким словом можно заменить решение примеров?__вычисления.

Как вы думаете, какая тема урока? (Приёмы устных вычислений).

Какие цели перед собой  поставим на уроке ? ( Научиться приёмам устных вычислений, складывать и вычитать числа в пределах 1000.)

Молодцы! Теперь давайте найдём в конверте №2 следующие интересные факты о весне.

Самыми первыми на весеннее потепление отзываются корни растений. Они начинают активно расти уже при температуре 7-8 градусов тепла.

Положили перед собой 3 конверт и прочитаем следующий этап

Формулировка правил по новой теме. (5 мин) Слайд №6

Посмотрите на экран и скажите, чем отличаются и чем похожи суммы в первом столбике? Чем отличаются и чем похожи разности во втором столбике? (Все числа и ответы начинаются одинаково, но относятся к разным разрядам)

3+6=9                               8-5=3

30+60=90                         80-50=30

3дес.+6дес.=9дес.           8дес.-5дес.=3дес.

300+600=900                   800-500=300                          появляются позже, после                                                                    3сот.+6сот.=9сот.            8сот.-5сот.=3сот.                  ответов детей.

Так же решаются примеры вида  

Слайд №7

230+310=540                               320+40=360              

23дес.+31дес.=54дес.                 32дес.+4дес.=36дес.

80+40=120                                   400-30=370

8дес.+4дес.=12дес.                     40дес.-3дес.=37дес

К какому разряду относятся примеры на первой строке? (К разряду единиц)

К какому разряду относятся примеры на второй строке? (К разряду десятков)

А на третьей строке? (К разряду сотен)

Что заметили?  Может, можно, что-то изменить?

Мы можем заменить сложение и вычитание действиями с десятками и сотнями. (Появляются синие строки).

Что у нас получилось? (Дети зачитывают примеры с десятками и сотнями).

Какой вывод можем сделать?

Правило: При сложении и вычитании круглых чисел, всегда можно заменить их действиями с сотнями и десятками.

(Читают хором и желающие повторяют)

Молодцы! А теперь откроем конверт №3 и узнаем ещё интересную информацию о весне.

По сравнению с осенним периодом весной частота дыхания у людей увеличивается на одну треть. 

На обратной стороне карточки - ОТДОХНЁМ И РАБОТАТЬ ВСЕ НАЧНЁМ.

Физкультминутка.  (1 мин) Слайд №8

На экране число   -   125

Сколько единиц в числе, столько вращений головой.

Сколько всего десятков – пошагаем на месте.

Сколько сотен – столько потянемся вместе.

Сколько десятков - столько нагнёмся.

Вдох, выдох и улыбнёмся.

Тихо все за парты сядем и работу продолжаем.

Прочитаем на конверте №4 следующий этап.

Работа по теме урока. (3 мин) Слайд №9

Давайте ещё раз повторим правило и проверим, как вы поняли тему.

(Повторение правила)

Устный счёт. (На слайде)

400+300

700-500

300+200

900-400

320+30

120+40

460-30

400-50

600-50

120+130

650+130

580-420

50+70

90+60

140-50

130-60

А теперь мы можем открыть следующий конверт №4.

Все птицы умеют петь с рождения. Но просто «горланить» недостаточно, им нужно освоить песни, свойственные конкретно их виду. Окончательно у них получается это сделать только следующей весной, когда им исполнится около 300 дней.

Что же ждёт нас впереди? Посмотрим на конверт №5.

Работа по учебнику. (5 мин) Слайд №10

Страница 66 № 1, 3 (ученики у доски)

Молодцы! Теперь открываем следующий конверт №5.

Не во всем мире весна наступает в марте/апреле/мае. Например, в Австралии, Аргентине и на Мадагаскаре она приходит в сентябре.

На обратной стороне – Как только глаза отдохнут, все задачи решать начнут.

Гимнастика для глаз (1 мин) Слайд №11

Взяли в руки конверт №6.

 Решение задач. (5 мин) Слайд №12

На слайде задачи.

  1. Во время отдыха сердце птицы бьётся 400 раз в минуту, во время полёта на 600 раз в минуту больше. Сколько раз в минуту бьётся сердце птицы во время полёта?
  2. Синица летает за кормом для птенцов до 1000 раз, а скворец на 600 раз меньше. Сколько раз совершает вылетов за кормом скворец?
  3. В саду посадили 120 саженцев вишни, а черешни 80 саженцев. Сколько всего саженцев посадили в саду? На сколько больше посадили саженцев вишни, чем саженцев черешни?

Один ученик у доски решает задачу стр. 66 № 2.

Конверт №6

В Китае, приход весны совпадает с празднованием китайского Нового года. Праздник выпадает на первый день первого лунного месяца — в январе или феврале.

Конверт №7

Решение уравнений (Работа в группах) (4 мин)

В конверте лежат карточки – уравнения с перепутанными решениями.

У каждой группы перепутаны три уравнения, их решения и проверка. Надо восстановить последовательность уравнений.

Проверка выполненного задания

Слайд №13

х : 7 = 100                 800 – х = 300            72 : х = 9

х = 100 · 7                 х = 800 – 300            х = 72 : 9

х = 700                      х = 500                      х = 8

700 : 7 = 100             800 – 500 = 300        72 : 8 = 9

Конверт № 7

Кукушки возвращаются в нашу страну в середине апреля. Наши предки считали появление этой птицы символом весны.

Обратная сторона карточки -

Работа с геометрическим материалом. (Работа в парах) (5 мин)

Весной сейчас начнутся работы на полях и огородах. Вам задание определить площадь участка для посева и его периметр.

А перед этим давайте повторим нахождение периметра и площади.

Слайд №14

Как найти периметр?  Р=(а + в)·2

Как найти площадь?  S=а · в

а

20м

10м

в

10м

Р

?

?

?

S

?

?

?

Работа в парах:                        Ответы:

1 пара: а=8м, в=5м              Р = (8 + 5) · 2       Р = 26м       S = 8 · 5      S= 40 м²

2 пара: а=7м, в=4м              Р = (7 + 4) · 2       Р = 22м       S = 7 · 4      S= 28 м²  

3 пара: а=9м, в=6м              Р = (9 + 6) · 2       Р = 30м       S = 9 · 6      S= 54 м²

4 пара: а=6м, в=5м              Р = ( 6+ 5) · 2       Р = 22м       S = 6 · 5      S= 30 м²  

5 пара: а=11м, в=10м.     Р = (11 + 10) · 2      Р = 22м       S = 11 · 10    S= 110 м²

Закрепление изученного материала. (3 мин)  

Флипчарт Activ Inspire

В корзине карточки. Найти ответ и поместить рядом пример.

700               270             120              900             360            1000

300+400       300-30        60+60         850+50       120+140     500+500

770-70          210+60        90+30        1000-100     390-30       910+90

Итог урока (2 мин)

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке? (Научиться складывать и вычитать круглые сотни)

- Достигли мы цели?

- Как складываются и вычитаются круглые числа в пределах 1000?

При сложении и вычитании круглых чисел, всегда можно заменить их действиями с сотнями и десятками.

(Если успевать не буду, то оставлю обсуждение на классный час, где разберём все факты о весне и просмотрим видео).

Что интересного вы узнали о весне?

  • Самыми первыми на весеннее потепление отзываются корни растений. Они начинают активно расти уже при температуре 7-8 градусов тепла.
  • По сравнению с осенним периодом весной частота дыхания у людей увеличивается на одну треть. 
  • Все птицы умеют петь с рождения. Но просто «горланить» недостаточно, им нужно освоить песни, свойственные конкретно их виду. Окончательно у них получается это сделать только следующей весной, когда им исполнится около 300 дней.
  • Не во всем мире весна наступает в марте/апреле/мае. Например, в Австралии, Аргентине и на Мадагаскаре она приходит в сентябре.
  • В Китае, приход весны совпадает с празднованием китайского Нового года. Праздник выпадает на первый день первого лунного месяца — в январе или феврале.
  • Кукушки возвращаются в нашу страну в середине апреля. Наши предки считали появление этой птицы символом весны.

Слайд №15

Домашнее задание страница 66 № 6, 8. Дополнительно раскраска. (1 мин)

Слайд №16

Рефлексия учебной деятельности. (1 мин)

«С каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок?».

Значение цветов радуги: 
• оранжевый– радостное, восторженное настроение; 
• красный - нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия; 
• синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; 
• зелёный цвет – активность; 
• жёлтый цвет – цвет радости; 
• фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Слайд №17

Оценка деятельности учащихся. (1 мин)


https://img-fotki.yandex.ru/get/6822/65387414.7c1/0_126012_59c9d871_XL.gif



https://i.siteapi.org/k7MxuP1Egt272KJoofdI207CqSQ=/0x0:1200x849/11a573fc5d4842a.s2.siteapi.org/img/k61z8m5z80gcso0skocg0wwk8sos0g

Ранний прилет грачей и жаворонков

— к теплой весне.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне

— к холодному лету.

Если весной много паутины

– к жаркому лету.

Если весной встретится белый заяц,

то снег обязательно еще выпадет.

Если одуванчик зацвел ранней весной,

лето будет коротким

1 пара:  а=8м, в=5м

2 пара: а=7м, в=4м

3 пара: а=9м, в=6м

4 пара: а=6м, в=5м

5 пара: а=11м, в=10м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе. Тема: Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200.

Конспект урока математики в з классе по теме: Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200Урок состоит из 7 этапов, все задания направленны на достижение поставленных целей.Программа "Школа России"...

Урок математики в 3 классе. Тема: Приёмы устных вычислений.

Урок математики в 3 классе. Тема: Приёмы устных вычислений....

Технологическая карта урока математики на тему "Приёмы устных вычислений" 3 класс

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России")...