Конспект урока по математике для 4 класса (УМК "Школа России") по теме "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Вокуева Нина Юрьевна

При разработке урока использованы технологии деятельностного подхода в обучении и РКМЧП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики (4 класс)  

Тема: Решение задач на движение.

УМК: "Школа России"

Тип  урока: Урок систематизации знаний.

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

 Задачи:

Обучающие:  организовать  работу по закреплению  навыка решения задач на движение, учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.

Развивающие:  содействовать развитию логического мышления,  математической речи учащихся; обеспечить развитие у учащихся умений структурировать познавательные объекты.

Воспитательная: вовлечь учащихся в совместную деятельность, воспитывать трудолюбие и взаимовыручку.

Регулятивные УУД:

  1. Организовывать рабочее место, свою деятельность.
  2. Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
  3. Строить логические рассуждения.
  4. Планировать свои действия.

Познавательные УУД:

  1. Использовать схемы, чертежи и формулы  при решении задач.
  2. Анализировать, находить общее и доказывать свою точку зрения.
  3. Самостоятельно понимать смысл информации, выдвигать и обосновывать гипотезу.

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог с учителем, взаимодействовать с одноклассниками.

 2. Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.

3. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

Личностные УУД:

1. Уметь использовать имеющиеся знания, ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

2. Понимать значение математических знаний в собственной жизни.

Ход урока.

I. Стадия вызова. (Слайд № 1)

1. Эмоциональный настрой.

        Кто хочет быть успешным? В чём? А в учёбе? Что значит быть успешным в учёбе? Только  получать   "4" и "5"? Как нужно работать на уроке, чтобы получать хорошие знания?

        Известный математик Джордж Палиа утверждал: "Где  есть желание, найдётся путь". (Слайд № 2) Что он хотел сказать? (Если хочешь, то у тебя всё получится, ты добьёшься поставленной цели).

        Какое слово из использованной мною цитаты нам может пригодиться на уроке математики?

ПУТЬ (Слайд № 3)

        Так давайте не будем терять времени и приступим к работе. Что значит терять время? (Не тратить попусту, зря). О какой величине мы говорим?

ВРЕМЯ

        2. Чистописание.

        Какие цифры прописаны в тетради? Прочитайте, какое число получилось. (12036) Запишите.

        Какое трёхзначное число образуют первые три цифры? (120) Какое двухзначное число осталось? Поставьте запятую, прочитайте число.(3,6) (Слайды № 4)

        А знаете ли вы, что самое быстрое животное гепард может развить скорость 120 км/ч, а самое медленное животное улитка - 3,6 м/ч?

        О какой величине я сейчас говорю?

СКОРОСТЬ

        3. Определение темы. Постановка учебных задач.

        Какие слова мы выделили в ходе работы?

ПУТЬ ВРЕМЯ СКОРОСТЬ (Слайд № 5)

        Хочется ли вам заменить одно из слов? Назовите  слова в привычном для вас порядке. (Скорость, время. расстояние) (Слайд № 6)

        Кто понял по какой теме будем сегодня работать на уроке?  (Слайд № 7)

Какие задачи перед собой поставим? (Слайды № 8-11)

II. Стадия осмысления.

1. "Корзина  понятий".

        Вспомните, что по данной теме уже знаете? Какие понятия мы положили в нашу "корзину"?

2. Приём "Верите ли вы, что ..." (ученики фиксируют в тетради  своё отношение к высказыванию с помощью знаков +, -, ?.

  • Расстояние обозначается латинской буквой S/
  • Время движения объекта зависит от его скорости.
  • Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое.
  • Чтобы найти скорость, нужно  расстояние разделить на время.
  • Чем больше скорость объекта, тем дольше он находится в пути.
  • Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
  • Миля - единица измерения скорости.
  • Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.

        Какое высказывание вызвало сомнение, вопрос? Почему?

3.Составление кластера (пока с классом идёт фронтальная работа, 2 ученика работают у доски: восстанавливают кластер).

4. Самопроверка задания "Верите ли вы, что ..." (Слайд № 12)

        Поставьте в "Листе самооценки" под цифрой 1: "+" - если справились, "?" - если допустили 1-2 ошибки, "-" если допустили 3 и более ошибок.

5. Проверка составления кластера.

        Назовите основные величины задач на движение? Какая из них самая большая? с каким компонентом мы её связываем? С каким компонентом соотносим скорость и время? Какие формулы получили? (Ученики, работавшие у доски оценивают себя в "Листе самооценки")

6. Получение и осмысление новой информации.

        Какие понятия не включили в кластер? Какое понятие  вызвало сомнение в задании "Верите ли вы, что ..."? Можем ли мы эти слова связать с темой урока. Что они обозначают? (Ученик работает со словарём)

        В мореплавании используют особую единицу измерения расстояния (миля - 1852 м), скорости (узел - 1 миля в час). (Слайд № 13)

Физкультминутка.

7. Отслеживание процесса познания и собственного понимания.        

        Переходим к реализации темы урока. какие данные нам обязательно  понадобятся? сколько формул используем?

S=V*t     V=S:t     t=S:V

        Как вы думаете, есть ли другие формулы? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Слайд № 14)

        Откройте учебник (стр. 16) (Слайд № 15). Какой материал возьмём на урок? Как  узнали задачи на движение? Как ещё умеем записывать задачи на движение? Сколько задач? Чем похожи?

Задача 1. (Слайд № 16)

        Как движутся лыжники? Как это показано на чертеже? Что сказано о времени? Как обозначено место встречи? Сколько времени будет находиться в пути до встречи каждый лыжник? С какой  скоростью шёл первый лыжник? второй лыжник? Кто из них до встречи пройдёт большее расстояние? Что нужно узнать? Из чего состоит расстояние? Как узнаем? Сколько действий? Можно ли узнать по другому? Если лыжники двигаются навстречу друг другу, что с ними происходит? На сколько они приблизятся друг к другу через час?

12 + 14 = 26 (км/ч)

Что мы получили? (Общую скорость) А как сказать по другому? (Скорость сближения) Как мы её получили? Замените  числа латинскими буквами.

Vсбл. = V 1 + V2

Составьте правило. Можем теперь узнать расстояние?

26 * 3 = 78(км)

Как изменим формулу S=V*t ?

S=Vсбл.*t    

Оцените свою работу на листе самооценки в графе 2 знаками "+" и "-".

Физкультминутка.

Задача 2. (Слайд № 17)

        Что изменилось? Что нужно узнать? Какую формулу используем?

V=S:t    

Можно сразу использовать её? Почему? (Две скорости)

Работа в  парах. Посоветуйтесь, какую формулу из составленных можете использовать? Решите задачу. (Фронтальная проверка)

         1)12 + 14 = 26(км/ч)       Vсбл. = V 1 + V2

         2)78 : 26 = 3(ч)

        Составьте новую формулу?  

t = S : Vсбл.

Оцените свою работу на листе самооценки в графе 3 знаками "+" и "-".

Задача 3. (Слайд № 18)

        Что изменилось? Какое расстояние между посёлками? Время в пути? С какой  скоростью шёл первый лыжник? Что нужно узнать? Как будем решать задачу? Какую основную формулу используем? А можно ли найти более рациональный способ? Решите самостоятельно.

        Проверка по эталону на доске.

1)12 + 14 = 26(км/ч)       Vсбл. = V 1 + V2

 2) 26 - 12 = 14(км/ч)

Какую новую формулу составим?

Vсбл. = S : t    

Оцените свою работу на листе самооценки в графе 4 знаками "+" и "-".

III. Стадия размышления (рефлексия).

        Какие задачи ставили перед собой в начале урока? (Слайд № 19)

        Все ли задачи  реализовали? Смогли составить новые формулы? Как могут пригодиться в жизни умения решать задачи на движение?

Домашнее задание: Составить задачи (по выбору: 1, 2 или 3) на движение, для решения которых сможем использовать новые формулы.

          На листе самооценки поставьте отметку за работу на уроке по данным критериям.

        Приём незаконченных предложений.

Закончите любое предложение:

На уроке я узнал …

Сегодня я сумел ...

Я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике.4 класс Школа России

Тема урока.Деление на числа,оканчивающиеся нулями.Урок-путешествие на планету Укропия....

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" «Решение задач»

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Решение задач»Цели урока: Закреплять умение учащихся применять на практике изученные приемы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с переходом че...

Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" «Задачи на нахождение произведения»

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Задачи на нахождение произведения»Цели деятельности учителя: Планируемые результаты:·...

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость"

Конспект урока по математика по теме " "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость" + презентация...

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого"

Конспект урока по математике на тему "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" + презентация...