Твои права и обязанности.
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Твои права и обязанности».
Цель:систематизировать знания учащихся о документах гарантирующих права ребёнка.
Формировать представления у детей об их правах и обязанностях.
Задачи: обогащать активизировать расширять словарь кругозор;
Развивать память мышление внимание совершенствовать координацию движений и речи в театрализованных сценках;
Коррекция речи через высказывания детей вопросы ответы игры;
Воспитывать чувство уважения к другим людям интерес к законам и их соблюдению.
Оформление : выставка книг законов костюмы для героев сказок фото с изображением прав детей видеоролики презентация.
Предварительная работа: беседы о правах и обязанностях ребёнка заучивание стихов песен.
Ход мероприятия:
- Добрый день друзья!
Послушайте песню и подумайте о чём пойдёт речь на сегодняшнем мероприятии?/Песня о правах/
Верно сегодня мы будем говорить о вас о детях о ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас как у каждого взрослого человека есть права и обязанности.
Дети читают стихи:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами
Шёл малыш знакомиться с правами.
Рядом мама за руку держала
В путь- дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах что защищают их на свете.
Права человека – определены законами которые никто не в праве нарушать. Но права ребёнка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребёнка»/показ книги/ Этот закон действует во всём мире, а также и в России. Задачи Конвенции – защита прав ребёнка от несправедливости, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании.
Конвенция – это договор между народами. Принята Конвенция 20 ноября 1989 года ООН (организацией объединённых наций).Это международная организация по защите прав человека. На территории нашей страны Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. О статьях закона по которым мы все живём можно узнать вот из этой книги – это Конституция Р.Ф.
Сейчас мы с вами совершим короткое путешествие в мир прав ребёнка.
- А что такое право?/Право – это охраняемая государством возможность что – то делать осуществлять. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами. Также соблюдать права других людей.
И так в путь!
Стих: если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви заботе
Гражданин своей страны.
-О каком праве говорится в стих.?/право на имя/
- Какой документ получает человек при рождении?/св-во о рождении/
Мы привыкли к тому что у человека есть собственное имя. Но были времена когда человека лишали такого права – это рабы узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер.
- Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно?/ у каждого человека есть право называть друг друга по имени/
Игра «Давайте знакомиться» /Ты скорее поспеши как зовут тебя скажи…/
- Молодцы это право усвоили. Продолжаем путешествие.
Видеоролик «Права детей»
- О каком праве говорит Гена Крокодил?( на образование)
- У нас нет волшебного цветка ,поэтому мы пользуемся каким правом, если вдруг заболели?(мед.обслуживание)
- Какое право нарушил волк?(на жизнь и неприкосновенность жилища)
- О каком праве идёт речь? (укрепление здоровья)
- Какое право нарушено мачехой? (на отдых, заботу)
- Какое право имел заяц?(на жильё) – Какое право нарушила лиса?(неприкосновенность жилища)
Из этого фрагмента, вы увидели, что все дети имеют право – на что?(на семью и заботу)
Игра «Разрешено- запрещено» /хоровые ответы/
*Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, ребёнка строго… ( запрещается)
*Слушать мнение ребёнка, это …(разрешается)
*В семье дети должны жить,
Мамочке цветы всегда дарить, это… (разрешается)
*Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа строго … (запрещается)
*Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
*Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина … (строго запрещается)
*Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
( Показываю книги «Колобок», «Муха Цокотуха», «Красная Шапочка».)
- Как вы думаете, что объединяет эти сказки?
- Подумайте какое право нарушено в этих сказках?(право на жизнь)
Право на жизнь. Стих.
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде ребята.
- Где можно получить образование?
- Для чего нужно учиться?
- В чём заключается ваша обязанность?
Право на образование.
Подросла взяла я книжки
И пошла я в 1 класс
В школу ходят все детишки-
Это право есть у нас.
-Я начну, а вы продолжайте пословицу.
- Ученье свет, а – (НЕ УЧЕНЬЕ ТЬМА)
- Не стыдно не знать- стыдно (НЕ УЧИТЬСЯ)
- Учиться всегда (ПРИГОДИТСЯ )
Помните об этом!
*Нужно всем учиться в школе
Чтобы грамотными стать.
И не кто у вас не может
Это право отобрать.
( Раздаю карточки 1и 2)
Право на собственное мнение.
Будь ты слабым или сильным
Белым чёрным всё равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
Поём о правах. /караоке/
- Я надеюсь , что вы не только пропели песню про права, но и запомнили, что законы нужно уважать. В песне говорилось на учёбу есть права и на отдых есть права…
- Вы неплохо потрудились и заслужили право на отдых.
Физкультминутка.
Сценка «Золушка»
Дразнят Золушкой меня
Оттого что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь тружусь
С печкой я вожусь вожусь.
Неужели мне не дождаться
Веселья и радости.
- Какие права были нарушены у Золушки?/ на отдых, свободу, заботу/
- Как могут отдыхать дети?/гулять, смотреть телевизор, играть, ходить в театр, спать/
Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право заниматься спортом.
Сценка 1.
Давайте посмотрим эпизод из жизни.
Бабушка вяжет, мама готовит, папа читает газету. Забегает сын.
- Мам так кушать хочется! Скорей дай поесть.
- С грязными руками за стол? Помой руки.
-Это насилие над личностью.
- Петенька сходи в аптеку что-то давление подскочило.
- Бабуль не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
- Помой за собой посуду.
- Мам не имеешь права использовать детский труд.
- Садись за уроки борец за права.
- Скажите прав ли сын в этой семье?
В семье должно быть взаимопонимание, уважение друг к другу. У каждого человека есть не только права, но и обязанности./помогать старшим/
Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
Семья- это не только подарки, поездки на дачу. Семья – это труд и забота друг одруге.
Сценка2.
- Немедленно сделай музыку потише! Уже поздно ты весь дом разбудишь.
- А я имею право на отдых и досуг! А я привыкла отдыхать с громкой музыкой!
- Ребята помогите разобраться кто тут прав?
Дочь нарушает право соседей на отдых в тишине. Она не уважает права других людей.
Сценка 3.
- Дочь, а почему ты мусорное ведро не вынесла, за хлебом не сходила?
- Потому что, Конвенция запрещает использовать труд детей.
- Как вы думаете девочка права?
Это не принудительный труд, а посильная помощь по дому. Маме трудно одной вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Дети должны уважать права других членов семьи и оказывать посильную помощь.
Видеоролик «Обязанности детей»
В начале нашего путешествия мы говорили, что у каждого человека есть права и обязанности о которых не нужно забывать.
- Каждый обязан уважать своих родителей. Помогать нуждающимся в помощи.
- Уважительно относиться к законам государства. Беречь культурные ценности. Вести себя достойно.
- Пользуясь своими правами не нарушать права других.
- Посильная, добровольная работа – важное условие нормального развития ребёнка.
- Каждый должен беречь своё здоровье.
- Ваша обязанность – добросовестно учиться, выполнять д/з.
- Соблюдать общественный порядок.
Знайте, свои права и обязанности и не забывайте их исполнять.
*Сейчас я предлагаю вам закончить предложения…
-В школе я должен…/учиться, выполнять требования педагогов/
- В школе я имею право…/отдых в перемену, общение, занятия по интересам/
- Дома я должен…/помогать, выполнять д/з, считаться с мнением других/
- Дома я имею право…/на заботу, полноценное питание, отдых/
- Сейчас предлагаю вам проверить себя, как вы запомнили свои права и обязанности. /раздаю цветы/
(Спросить несколько человек прочитать что написали.)
Рефлексия.
Переверните цветок другой стороной. Если вы считаете что сегодняшнее мероприятие прошло плодотворно и интересно – закрасьте цветок в яркий цвет.
Если считаете что мероприятие бесполезное для вас – то в черный или серый цвет.
Поднимите цветы – я рада что у нас получилась яркая цветочная поляна.
Я думаю, что вы, помня свои права, будете уважать права других людей.
И конечно не забудете о своих обязанностях.
На этом наше путешествие по «Конвенции по правам детей» закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кл.час "Твои права и обязанности"
Материал знакомит учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребёнка....
классный час "Твои права и обязанности"
Данный классный час помогает ребятам осознать единство своих прав и обязанностей....
Классный час "Брейн-ринг "Твои права и обязанности"
Открытое мероприятие по праву...
твои права и обязанности
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работаЦель:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания детей об основных правах ребёнка;научить детей прим...
Классный час "Твои права и обязанности"
Разработка классного часа , на котором ребята вместе с хорошо знакомыми сказочными героями, познакомятся с правами и обязанностями граждан РФ....
Классный час "Твои права и обязанности"
Цели и задачи:познакомить учащихся с основным документом “Всеобщей декларацией прав человека”, отражающей права ребенка в обществе;научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других,...
Беседа на тему: "Твои права и обязанности"
Обеспечивать воспитание нравственности и правовой культуры, формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, юридическим нормам, справедливости...