Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов
г. Кирс Верхнекамского района»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор КОГОБУ СШ с УИОП г. Кирс Зам. директора по УВР
____________________Н.В. Шибанов ________Н.Г. Рудакова
Приказ № _______ от ___________ ____________________
Рабочая программа
по математике
4 класс
Составитель:
Утёмова О.А.
г. Кирс
2019 год
Программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе программы по математике А.Л. Чекина, Р.Г. Чураковой, - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2016 г.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
- сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
- вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
- выполнять изученные действия с величинами;
- решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
- определять вид многоугольника;
- определять вид треугольника;
- изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
- изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
- вычислять площадь прямоугольника;
- выражать изученные величины в разных единицах;
- распознавать и составлять текстовые задачи;
- проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
- записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
- выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
- проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
- измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
Содержание учебного предмета
- Натуральные и дробные числа (16 ч)
Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Действия над числами и величинами (32 ч)
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
3. Величины и их измерение (22 ч)
Единица времени — секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин = 60 с), часом и секундой.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.
4. Элементы геометрии (24 ч)
Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.
Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
5. Арифметические сюжетные задачи (24 ч)
Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; производительность - время работы - объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
6 . Элементы алгебры (18 ч)
Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).
Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
плану | факту | ||
1 | Сначала займёмся повторением | ||
2 | Сначала займёмся повторением | ||
3 | Сначала займёмся повторением | ||
4. | Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий | ||
5 | Входная контрольная работа | ||
6 | Работа над ошибками. Когда известен результат разностного сравнения | ||
7 | Когда известен результат разностного сравнения | ||
8 | Когда известен результат кратного сравнения | ||
9. | Когда известен результат кратного сравнения | ||
10. | Учимся решать текстовые задачи | ||
11. | Алгоритм умножения столбиком | ||
12. | Поупражняемся в вычислениях столбиком | ||
13. | Тысяча тысяч, или миллион | ||
14. | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | ||
15. | Когда трех классов для записи числа недостаточно | ||
16. | Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное | ||
17. | Может ли величина изменяться? | ||
18. | Всегда ли математическое выражение является числовым? | ||
19. | Зависимость между величинами | ||
20. | Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины | ||
21. | Контрольная работа по теме «Класс миллионов. Действия с величинами» | ||
22 | Работа над ошибками. Стоимость единицы товара или цена | ||
23 | Стоимость единицы товара или цена | ||
24. | Когда цена постоянна | ||
25. | Учимся решать текстовые задачи | ||
26. | Задачи на «куплю-продажу» | ||
27. | Деление нацело и деление с остатком | ||
28. | Неполное частное и остаток | ||
29. | Остаток и делитель | ||
30. | Когда остаток равен 0 | ||
31. | Когда делимое меньше делителя | ||
32. | Деление с остатком и вычитание | ||
33 | Какой остаток может получиться при делении на 2? | ||
34. | Какой остаток может получиться при делении на 2? | ||
35. | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | ||
36. | Запись деления с остатком столбиком | ||
37. | Способ поразрядного нахождения результата деления | ||
38. | Поупражняемся в делении столбиком | ||
39. | Контрольная работа по теме «Задачи на куплю-продажу. Деление с остатком» | ||
40. | Работа над ошибками. Вычисления с помощью калькулятора | ||
41. | Час, минута и секунда | ||
42. | Кто или что движется быстрее? | ||
43. | Длина пути в единицу времени, или скорость | ||
44. | Учимся решать задачи на движение | ||
45. | Задачи на движение | ||
46. | Какой сосуд вмещает больше? | ||
47. | Литр. Сколько литров? | ||
48 | Вместимость и объем | ||
49 | Вместимость и объем | ||
50. | Кубический сантиметр и измерение объема | ||
51. | Кубический дециметр и кубический сантиметр | ||
52. | Кубический дециметр и литр | ||
53. | Литр и килограмм | ||
54 | Разные задачи | ||
55. | Поупражняемся в измерении объема | ||
56. | Контрольная работа по теме «Объём» | ||
57. | Кто выполнил большую работу? | ||
58. | Производительность – это скорость выполнения работы | ||
59 | Производительность – это скорость выполнения работы | ||
60. | Учимся решать задачи | ||
61. | Задачи на работу | ||
62. | Отрезки, соединяющие вершины многоугольника | ||
63. | Разбиение многоугольника на треугольники | ||
64. | Производительность – это скорость выполнения работы | ||
65 | Контрольная работа по теме «Задачи на работу» | ||
66. | Работа над ошибками. Деление на однозначное число столбиком | ||
67. | Деление на однозначное число столбиком | ||
68 | Число цифр в записи неполного частного | ||
69. | Число цифр в записи неполного частного | ||
70. | Деление на двузначное число столбиком | ||
71. | Деление на двузначное число столбиком | ||
72 | Алгоритм деления столбиком | ||
73. | Алгоритм деления столбиком | ||
74. | Сокращенная форма записи деления столбиком | ||
75. | Поупражняемся в делении столбиком | ||
76. | Контрольная работа по теме «Деление столбиком» | ||
77. | Работа над ошибками. Сложение и вычитание величин | ||
78. | Умножение величины на число и числа на величину | ||
79. | Деление величины на число | ||
80. | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | ||
81. | Нахождение части от величины | ||
82. | Нахождение величины по ее части | ||
83. | Деление величины на величину | ||
84. | Поупражняемся в действиях над величинами | ||
85. | Действия над величинами | ||
86. | Когда время движения одинаковое | ||
87. | Когда длина пройденного пути одинаковая | ||
88 | Движение в одном и том же направлении | ||
89. | Движение в одном и том же направлении | ||
90. | Движение в противоположных направлениях | ||
91. | Учимся решать задачи на движение в одном направлении | ||
92. | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | ||
93. | Контрольная работа по теме «Действия над величинами. Задачи на движение» | ||
94. | Работа над ошибками. Когда время работы одинаковое | ||
95. | Когда объем выполненной работы одинаковый | ||
96. | Производительность при совместной работе | ||
97. | Время совместной работы | ||
98. | Учимся решать задачи и повторим пройденное | ||
99. | Задачи на работу | ||
100. | Когда количество одинаковое | ||
101. | Когда стоимость одинаковая | ||
102. | Цена набора товаров | ||
103. | Учимся решать задачи | ||
104. | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | ||
105. | Контрольная работа по теме «Решение задач» | ||
106. | Работа над ошибками. Вычисления с помощью калькулятора | ||
107. | Как в математике применяют союз «и» и союз «или» | ||
108. | Как в математике применяют союз «и» и союз «или» | ||
109. | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого | ||
110. | Не только одно, но и другое | ||
111. | Учимся решать логические задачи | ||
112. | Учимся решать логические задачи | ||
113. | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | ||
114. | Квадрат и куб | ||
115. | Круг и шар | ||
116. | Площадь и объем | ||
117. | Измерение площади с помощью палетки | ||
118. | Поупражняемся в нахождении площади и объема | ||
119. | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | ||
120. | Уравнение. Корень уравнения | ||
121. | Учимся решать задачи с помощью уравнений | ||
122. | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | ||
123. | Разные задачи | ||
124. | Разные задачи | ||
125. | Итоговая контрольная работа | ||
126. | Натуральные числа и число 0 | ||
127. | Алгоритм вычисления столбиком | ||
128. | Алгоритм вычисления столбиком | ||
129. | Действия с величинами | ||
130. | Действия с величинами | ||
131. | Как мы научились решать задачи | ||
132. | Как мы научились решать задачи | ||
133. | Геометрические фигуры и их свойства | ||
134. | Буквенные выражения и уравнения | ||
135. | Учимся находить последовательности | ||
136. | Работа с данными |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...