Целевой блок |
Тема | Прибавление числа 2 |
Цель
| способствовать формированию умений прибавлять число 2, считать двойками; - рассмотреть вычислительный приём «прибавить 2», учить считать двойками; создать условия для чтения и дополнения недостающими данными простых таблиц. использовать данные таблицы для составления сумм; формировать универсальные учебные действия: Познавательные: – навыки работы с информацией, представленной в разных видах – схемы, таблица; выделения существенных признаков, сравнение, классификация по заданным критериям; Коммуникативные: – задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в группе; Личностные: – адекватная мотивация учебной деятельности. Положительное отношение к урокам математики. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.; Регулятивные: – организовывать своё рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и корректировать (адекватное восприятие оценки своей работы учителями, товарищами).
|
Планируемые результаты | Предметные: Формирование умения выполнять сложение с числом 1и 2, умеют считать двойками, читать простые таблицы, дополнять их недостающими данными. Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов. Коммуникативные: учащиеся научатся: отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно воспринимают различные точки зрения и позиции.
|
Инструментальный блок |
Задачи урока | Образовательные: учить выполнять сложение чисел с числами 1и 2, совершенствовать умение записывать равенство к данному рисунку; |
Тип урока | урок комплексного использования знаний (УКИЗ) |
Учебно-методический комплекс | Учебник И. И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина С.Н. Кормушина «Математика» с. 106-107 , электронный учебник, карточки с числами, физкультминутка, линейка. автоматизированное место педагога (компьютер, документ-камера, интерактивная доска + проектор), веера цифр, демонстрационные карточки с изображением цифр на магнитах, индивидуальные карточки-помощницы с заданиями для детей; учебник И.И. Аргинской «Математика. 1 класс»
|
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | Увеличилось, уменьшилось, |
Организация пространства | Фронтально- устный счет, работа по учебнику; групповая работа, индивидуальная работа в тетрадях, работа в парах. |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
| 1.Повторить правила поведения. Посадка. 2. Откройте тетради. .Повторим правила. (Тетрадь и ручка). 3. Вспомним, как пишется цифра 2 .(слайд 2)
4. Мы продолжаем изучать раздел «Сложение и вычитание» и сегодня узнаем новое. А что именно, выясним позже. Поможет нам сегодня озорной котёнок. .(слайд 3) . | 1. Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу. 2.Открывают тетради.
3. Пишут по образцу. | Личностные: – адекватная мотивация учебной деятельности. Положительное отношение к урокам математики. Регулятивные: – организовывать своё рабочее место; Коммуникативные: слушать учителя. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| 1 - Для того чтобы приступить к изучению новой темы, что нам необходимо сделать?
- Определите основную задачу этого этапа. 2 - Посмотрите, котёнок приготовил вам задание, а сформулировать его забыл. Придумайте задание к этим записям. .(слайд 4) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9… 1 2 3 4 6 7 8 9 … 1 2 3 4 5 7 6 8 9 … 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
- Выполним это задание
3 (слайд 5) - Молодцы! Теперь покажите, как умеете ориентироваться в этом ряду. - Покажите с помощью веера цифр число, которое следует за числом 3, 5. - Какое число предшествует числу 4? 8? 2? - Какое число стоит между числами 8 и 10? 4 и 6? - Молодцы! Хорошо ориентируетесь в натуральном ряду чисел, и эти знания нам пригодятся на уроке. И котёнок доволен. 4 - Устно составьте суммы по весёлым стихотворениям, покажите значения сумм
Дружно муравьи живут И без дела не снуют. 5 несут травинку, 2 несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7) Ну-ка, сколько всех ребят На горе катается? Трое в саночках сидят, Двое дожидаются. (5) У котёнка 6 игрушек, Две хозяйка принесла. Вы игрушечки все эти Сосчитайте скорей, дети. (8)
- Проверьте выражения. Прочитайте их по-разному. - Что заметили? |
- Надо подготовиться.
- Повторить изученный материал
(Дети предлагают несколько вариантов) - Можно определить, где записан натуральный ряд чисел, назвать признаки.
(Дети объясняют, доказывают) - Натуральный ряд чисел выделен зелёным цветом, так как начинается с самого маленького натурального числа 1, каждое следующее число больше предыдущего на один, ряд бесконечен, это показано троеточием.
(Фронтальный опрос)
(по 1 уч-ку на доске с помощью карточек выставляют суммы)
На доске: 5+2 (уч-к из 1 группы) 3+2 (уч-к из 2 группы) 6+2 (уч-к из 3 группы)
(Дети читают, используя известную математическую терминологию - Во всех суммах второе слагаемое 2. | Познавательные: выделение существенных признаков, сравнение, классификация по заданным критериям; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
|
3. Постановка учебной задачи.
| - Сформулируйте тему урока. Что будем изучать? (Тема записана на доске (открыть запись: «Прибавление числа 2») - Мы повторили изученный материал, который дальше пригодится на уроке, и тему урока определили. Молодцы! | Обсуждают и формулируют цели урока.
Будем прибавлять 2.
| Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
|
(слайд 6) Динамическая пауза Лежебока серый кот Отлежал себе живот, Встал и выгнул спинку в мост, Распушил красивый хвост, Мягко лапками пошёл, тихо песенку завёл. МЯУ, МЯУ, МЯУ, МЯУ
|
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
| 1 - Как можно прибавить 2? (слайд 7) - Объясните последний способ. (слайд 8)
- Где можно посмотреть, если забудете, этот алгоритм? 2 - Сегодня откроем ещё один приём прибавление числа. - Где и как это можно узнать?
- Нам удобнее воспользоваться учебником. (слайд 9) - Откройте учебники стр. 107 с помощью закладки.
- Найдите номер 247. Прочитайте задание. - Как поняли, что надо сделать?
- Покажите, на какой дощечке он сейчас?
- На какой дощечке он окажется после прыжка? Как вы узнали?
- Какой способ удобнее, быстрее? - Отметьте прыжки котёнка до конца забора и запишите эти числа в тетрадь. - Давайте повторим правила взаимопроверки: Поменяться работами, проверить работу одноклассника, оценить её значком «+», если всё верно, вернуть работу.
- Получился натуральный ряд чисел? - Как же удобно прибавлять число 2?
|
- присчитыванием,
- пересчитыванием,
- движением по натуральному ряду чисел.
Ученик (показывает на интерактивной доске, где заранее готов слайд с натуральным рядом чисел): - Выделяю первое слагаемое 5, нахожу второе слагаемое 2 и делаю столько же шагов вправо. То число, на котором я остановился, и есть значение суммы.
- В учебнике на странице 104
- Узнать друг у друга, спросить взрослых, у учителя, в Интернете, в учебнике.
(1 ученик читает) - Назвать числа, на которые попадёт котёнок, прыгая через одну дощечку забора. (Дети показывают в учебниках тыльной стороной ручки)
( 2 человека объясняют у доски с показом на модели забора) (Один ученик выполнил два шага и остановился на 3, второй - зрительно пропустил 1 дощечку и оказался на 3)
- Второй. Он быстрее. (Самостоятельное выполнение задания) Взаимопроверка.
(1 человек у доски карточки выставляет 1 3 5 7 9)
- Нет. Числа увеличиваются на 2. - Движением по натуральному ряду чисел, делая шаги по две единицы; -
| Познавательные: навыки работы с информацией, выделения существенных признаков, сравнение, классификация по заданным критериям; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; умение работать в группе; Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях.; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и корректировать (адекватное восприятие оценки своей работы учителями, товарищами).
|
5. Первичное закрепление во внешней речи.
| 1 - Чтобы закрепить материал, выполним задание №248. - Прочитайте задание. - На карточке, которую приготовил нам сегодня котёнок, уже напечатаны натуральные ряды чисел и суммы. Посмотрите внимательно, что на ней написано. Каждую сумму чисел вы будете отмечать на новом натуральном ряду чисел.
Варианты выполнения задания учитель показывает через документ-камеру. Если нет второго варианта, обращаемся к учебнику: как выполнил Витя? - Как же удобно прибавить 2?
(слайд 10) Динамическая пауза. Ритмичные движения под счёт: 1,3,5,7. Показывает учитель.
2 (слайд 11) - Посмотрите на следующий рисунок. Что это? - Вы впервые знакомитесь с таблицей. Вот столбики. Вот строки. Все строки и столбики в таблице связаны. Прочитайте слово в каждом столбике. Как вы думаете, что мы можем составить по числам в таблице? - Как вы думаете, равенства составлять можно по строчкам или по столбикам? - Устно составьте первое равенство. Найдите значение суммы.
- Каким способом вычисляли? - (подводит итог): В таблице все компоненты связаны.
3 - Прочитаем задание в номере 246.
- Кто понял, что необходимо сделать?
|
(Самостоятельное выполнение задания №1 на карточках)
1. Найди значения сумм. 1+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9… 3+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9… 2+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9… 6+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2. Заполни таблицу: Слагаемое | Слагаемое | Значение суммы | 4 | 2 | | 5 | 2 | | 7 | 2 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9… 1 2 3 4 5 6 7 8 9… 1 2 3 4 5 6 7 8 9… |
Самопроверка. (Кто-то из учеников выполнил, шагая по одному шагу, кто-то по две единицы. 2 ученика проговаривают свои выполнения задания)
- Чтобы прибавить 2, можно шагать по натуральному ряду, делая шаги по 2 единицы. - Делая шаги по две единицы по натуральному ряду.
-Таблица.
- Равенства.
- По строчкам.
- К 4 прибавить 2, получится 6. (Вторую и третью строки дети заполняют самостоятельно) Самопроверка. (Ученики выставляют карточки на доске 7,9)
(Дети объясняют)
(1 ученик читает верхнюю часть задания)
- Найти, чем похожи и чем различаются соединённые линией грибы. Найти такую же пару.
- Грибы одинаковые по форме, цвету, размеру. Различны по расположению. -Такая же пара 1-3. | Познавательные: – навыки работы с информацией, выделения существенных признаков, сравнение, классификация по заданным критериям; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в группе; Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: –принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и корректировать (адекватное восприятие оценки своей работы учителями, товарищами).
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в группе.
| - Посмотрите на условный знак рядом с номером. (слайд 12) - Давайте повторим правила работы в группе
- Прочитайте задание. Усложняю задание: придумайте равенства только со вторым слагаемым 2. - Откройте тетради.
- Какая группа работала по правилам? - Молодцы! Со всеми заданиями урока справились. Порадовали и меня, и озорного котёнка, который вас благодарит за урок и будет ждать с вами встречи ещё. | - Нам предстоит работать в группе.
(работать тихо, дружно, внимательно выслушать товарищей, высказать своё мнение, выбрать правильный ответ, договориться, кто будет писать, отвечать)
Дети работают в тетрадях .
Кто выполнил раньше работу, показывают через документ-камеру: 3+2=5 4+2=6, (объясняют свой выбор: 3 вверх и 2 вниз и 4 белых и 2 сыроежки)
| Познавательные: – навыки работы с информацией, классификация по заданным критериям; Коммуникативные: – задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в группе; Личностные: Навыки сотрудничества в разных ситуациях.; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и корректировать (адекватное восприятие оценки своей работы учителями, товарищами).
|
7. Включение в систему знаний и повторение.
| - Продолжаем работать, составим таблицу увеличения чисел на 2. -Диктуйте по цепочке примеры, которые записываете.
- Скажите, трудно ли запомнить все эти примеры? - Можно ли обойтись без заучивания? -А как научить других прибавлять и вычитать 2?
|
В тетрадях: 1+2=3 2+2=4 3+2=5 4+2=6 5+2=6 6+2=8 7+2=9 - ?
-Да.
- Делая шаги по две единицы по натуральному ряду. | Познавательные: – навыки работы с информацией, выделения существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: – . Навыки сотрудничества в разных ситуациях.; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; |
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
| - Чему учились на уроке? - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Оцените свою работу с помощью шкалы успеха. (слайд 13)
Понимаю на уроке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Узнаю новое 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Работаю на уроке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
(слайд 14)
- Спасибо за сотрудничество на уроке!
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Познавательные: выделение существенных признаков, Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение. Личностные: положительное отношение к урокам математики. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
|