Рабочая программа кружка «Математика и конструирование» в 3 классе
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс)
Курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tregubenko_rp_matematika_i_konstruirovanie_3_klass.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _____________ Е.Н.Чеботарева протокол № 1 от «___» ____________ 2018 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______________ К.Г. Гузикова от «___»____________ 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ № 22» _____________ Ж.Н. Микитчук приказ № ______ от «___»_____________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Математика и конструирование»
в 3 «Б» классе
учителя начальных классов
ТРЕГУБЕНКО ЕЛЕНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № ____ от «___»________________ 2018 г. |
2018/2019 учебный год
РАЗДЕЛ I
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Целью организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников является реализация идеи наиболее полного использования гуманитарного потенциала математики для развития личности и формирования основ творческого потенциала учащихся.
Темы для внеклассной проектной деятельности младших школьников разработаны в рамках программы по математике в начальных классах. В ходе работы над предложенными проектами у младших школьников формируются основы информационной грамотности, умения работать с информацией, а именно умения:
— определять дополнительные источники информации по заданной теме или для заданий с неполными исходными данными, в которых надо определить, какими сведениями необходимо дополнить задание для его выполнения;
— осуществлять поиск информации в различных источниках: в книгах (словари, справочники, энциклопедии и др.), в Интернете, в беседах с людьми; проводить наблюдения и фиксировать их разными способами;
— анализировать, упорядочивать, представлять собранную информацию в наглядном виде (тексты, схемы, таблицы, столбчатые диаграммы) и делать самостоятельные выводы на основе полученных данных;
— расширять и углублять математические знания и способы их практического использования;
работать в группе: умение вести диалог, распределять различные виды работ среди товарищей по группе, планировать совместную деятельность и сотрудничество, сроки выполнения отдельных этапов работы и всей работы, обсуждать полученные результаты в ходе работы над проектом; выявлять и исправлять допущенные неточности, ошибки;
— самостоятельно и совместно принимать решения;
— решать творческие и поисковые задачи;
— оформлять итоги своей работы в виде альбомов, выставок, стенгазет, справочников, сборников задач и др. и представлять их ученикам других классов, родителям.
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
РАЗДЕЛ II
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте. Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий. Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
РАЗДЕЛ III
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Факультативный курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Тематическое планирование факультативного курса с использованием пособия «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник | ||
2 | Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник | ||
3 | Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний | ||
4 | Построение треугольника по трём сторонам | ||
5 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный | ||
6 | Конструирование моделей различных треугольников | ||
7 | Правильная треугольная пирамида | ||
8 | Изготовление модели правильной треугольной пирамиды | ||
9 | Треугольная пирамида. Вершины, грани и рёбра пирамиды | ||
10 | Периметр многоугольника | ||
11 | Построение прямоугольника | ||
12 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей | ||
13 | Построение квадрата на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей | ||
14 | Чертёж | ||
15 | Изготовление по чертежам аппликаций «Домик» | ||
16 | Изготовление по чертежам аппликаций «Домик» | ||
17 | Изготовление по чертежам аппликаций «Бульдозер» | ||
18 | Изготовление по чертежам аппликаций «Бульдозер» | ||
19 | Композиция «Яхты в море» | ||
20 | Композиция «Яхты в море» | ||
21 | Площадь. Единицы площади | ||
22 | Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников или квадратов | ||
23 | Разметка окружности | ||
24 | Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей | ||
25 | Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей | ||
26 | Деление окружности на 3,6 равных частей | ||
27 | Деление окружности на 12 равных частей. Изготовление модели часов | ||
28 | Окружность и плоскость | ||
29 | Деление отрезка пополам | ||
30 | Треугольник , вписанный в окружность (круг) | ||
31 | Аппликация «Паровоз» | ||
32 | Оригами «Лебедь» | ||
33 | «Подъёмный кран» и «Транспортёр» | ||
34 | «Подъёмный кран» и «Транспортёр» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике и конструированию. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2012г. ФГОС...
Рабочая программа по математике и конструированию. 2 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 20...
Рабочая программа по математике и конструированию 4 класс
Программа составлена с учетом требований ФГОС, содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа кружка "Математика и конструирование"
Рабочая программа кружка предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....
рабочая программа по математике и конструированию 4 класс
Рабочая программа по математике и конструированию 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой С.И.Волковой, О.Л.Пчелкиной...
Рабочая программа кружка "Математика и конструирование" 4 класс
Рабочая программа кружка "Математика и конструирование" 4 класс...
ПРОГРАММА КРУЖКА « Математика и конструирование» 2 класс
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном про...