Рабочая программа кружка «Математика и конструирование» в 3 классе
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс)

Трегубенко Елена Вячеславовна

Курс  «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.

Курс призван решать следующие задачи:

1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;

2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tregubenko_rp_matematika_i_konstruirovanie_3_klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»

 «РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_____________ Е.Н.Чеботарева

протокол № 1

от «___» ____________ 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

______________ К.Г. Гузикова

 от «___»____________ 2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ № 22»

_____________ Ж.Н. Микитчук

приказ № ______  

от «___»_____________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

кружка «Математика и конструирование»

в 3 «Б» классе

учителя начальных классов

ТРЕГУБЕНКО ЕЛЕНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ

        

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета        

Протокол № ____        

от «___»________________ 2018 г.

                                     

2018/2019 учебный год

РАЗДЕЛ  I      

 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс  «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:

1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;

2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Целью организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников является реализация идеи наиболее полного использования гуманитарного потенциала математики для развития личности и формирования основ творческого потенциала учащихся.

Темы для внеклассной проектной деятельности младших школьников разработаны в рамках программы по математике в начальных классах. В ходе работы над предложенными проектами у младших школьников формируются основы информационной грамотности, умения работать с информацией, а именно умения:

— определять дополнительные источники информации по заданной теме или для заданий с неполными исходными данными, в которых надо определить, какими сведениями необходимо дополнить задание для его выполнения;

— осуществлять поиск информации в различных источниках: в книгах (словари, справочники, энциклопедии и др.), в Интернете, в беседах с людьми; проводить наблюдения и фиксировать их разными способами;

— анализировать, упорядочивать, представлять собранную информацию в наглядном виде (тексты, схемы, таблицы, столбчатые диаграммы) и делать самостоятельные выводы на основе полученных данных;

— расширять и углублять математические знания и способы их практического использования;

работать в группе: умение вести диалог, распределять различные виды работ среди товарищей по группе, планировать совместную деятельность и сотрудничество, сроки выполнения отдельных этапов работы и всей работы, обсуждать полученные результаты в ходе работы над проектом; выявлять и исправлять допущенные неточности, ошибки;

— самостоятельно и совместно принимать решения;

— решать творческие и поисковые задачи;

— оформлять итоги своей работы в виде альбомов, выставок, стенгазет, справочников, сборников задач и др. и представлять их ученикам других классов, родителям.

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

 

РАЗДЕЛ  II

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

        Конструирование

        Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте. Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий. Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

РАЗДЕЛ  III

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Факультативный курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Тематическое планирование факультативного курса с использованием пособия «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Повторение       геометрического    материала: отрезок, ломаная, многоугольник

2

Повторение       геометрического    материала: отрезок, ломаная, многоугольник

3

Виды треугольников по сторонам:   разносторонний, равнобедренный, равносторонний

4

Построение  треугольника по трём сторонам

5

Виды    треугольников по углам: прямоугольный,   остроугольный, тупоугольный

6

Конструирование моделей различных треугольников

7

Правильная треугольная  пирамида

8

Изготовление модели правильной   треугольной пирамиды

9

Треугольная пирамида. Вершины, грани    и   рёбра   пирамиды

10

Периметр многоугольника

11

Построение  прямоугольника    

12

Построение прямоугольника на  нелинованной бумаге с использованием свойств его   диагоналей

13

Построение квадрата на  нелинованной бумаге с использованием свойств его   диагоналей  

14

Чертёж

15

Изготовление по чертежам аппликаций «Домик»

16

Изготовление по чертежам аппликаций «Домик»

17

Изготовление по чертежам аппликаций   «Бульдозер»

18

Изготовление по чертежам аппликаций «Бульдозер»

19

Композиция  «Яхты в море»

20

Композиция  «Яхты в море»

21

Площадь. Единицы площади      

22

Площадь прямоугольника (квадрата),  различных фигур, составленных из прямоугольников или квадратов

23

Разметка окружности

24

Деление    окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей

25

Изготовление  модели  цветка с использованием деления круга на 8 равных частей

26

Деление окружности на 3,6 равных частей

27

Деление окружности на 12 равных частей. Изготовление модели часов

28

Окружность и плоскость

29

Деление   отрезка  пополам  

30

Треугольник ,  вписанный в окружность (круг)

31

Аппликация  «Паровоз»

32

Оригами    «Лебедь»

33

«Подъёмный кран» и «Транспортёр»

34

«Подъёмный кран» и «Транспортёр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике и конструированию. 3 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2012г. ФГОС...

Рабочая программа по математике и конструированию. 2 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 20...

Рабочая программа по математике и конструированию 4 класс

Программа составлена с учетом требований ФГОС,   содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа кружка "Математика и конструирование"

Рабочая программа кружка предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....

рабочая программа по математике и конструированию 4 класс

Рабочая программа по математике и конструированию 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой С.И.Волковой, О.Л.Пчелкиной...

Рабочая программа кружка "Математика и конструирование" 4 класс

Рабочая программа кружка "Математика и конструирование" 4 класс...

ПРОГРАММА КРУЖКА « Математика и конструирование» 2 класс

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном про...