Математика 4 класс "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема".
план-конспект урока по математике (4 класс)
Сценарий урока математики в 4 классе "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема" по программе "Планета знаний". Урок разработан в свете требований ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке математики в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
Тема урока: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.
Класс: 4
Форма проведения урока: Урок исследования.
Методы проведения урока: Эвристический, репродуктивный, практическая работа.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Познакомить с новой для детей величиной – объёмом.
- Показать единицы измерения новой величины и их соотношение.
- Развивать пространственное мышление учащихся.
- Прививать любовь к математике, как науке, объединяющей арифметику, геометрию, алгебру.
Материалы и оборудование: комплект мерок в 1 см, 1 см², 1см3 для каждого ученика, комплект единиц измерения объёма – 1 мм³, 1 см3, 1 дм3, 1 м3; наборы многогранников.
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Наш урок математики сегодня будет посвящён геометрическим фигурам и телам. Мы познакомимся с новым математическим понятием. О чем пойдет речь, вы узнаете, если расшифруете это слово.
2.Устный счет
Класс работает с учителем: умножение, деление многозначных чисел оканчивающихся нулём.
88:4=22 22·100= 2200 2200:11-=200
200·7=1400 1400:7=200 200·600=120.000
120.000-70.000=50.000 50.000·5=250.000 250.000-190.000=60.000
60.000:3=20.000 20.000+2.000=22.000 22.000·30=660.000
660.000:66=10.000
3.Актуализация знаний.
- Распределите именованные числа в порядке возрастания (работа в тетради)
1дм, 1 мм, 1 метр,1 километр, 1 сантиметр.
1см², 1 километр², 1мм²,1 дм²,1 метр².
- Для чего нужны единицы измерения 1 группы? (измерение дины, расстояния)
- 2 группы? (единицы измерения площади)
- Где в жизни нам это может пригодиться?
- У вас у каждого на парте лежат заготовленные образцы, рассмотрите внимательно, что общего и чем они отличаются? (1 см, 1 см², 1 см³).
4. Новая тема.
- Если вы правильно сосчитаете предложенные вам примеры, вы сможете сформулировать тему сегодняшнего урока
Дети делают вычисления, вписывают в клетки буквы, соответствующие значению ответа примера. На доске в клеточках появляется слово.
54 : 6 : 3= 9 ∙ 3 ∙ 5= 8 ∙ 3 : 6 =
72 : 9 ∙ 2 = 7 ∙ 2 ∙ 4 =
- Обратите внимание на то, как пишется слово ОБЪЕМ. Какая орфограмма встречается в слове?
- Какая тема сегодняшнего урока?
- В предложенном ранее заданий вы сделали вывод, что последняя фигура объёмная.
- Скажите, пожалуйста, а есть ли в классе ещё объёмные фигуры?
- Как вы определяете, какие фигуры объемные, а какие нет?
- В начале нашего урока мы с вами вспомнили величины измерения длины, площади и выяснили, что есть объемные фигуры.
- Скажите, а объём это величина?
- А можно ли измерить объём? Если можем, то в чём мы будем измерять объем? И как нам это сделать практически.
5.Цели урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем что такое объём и будем учиться находить объём у прямоугольного параллелепипеда.
Работа в группах. Каждой группе из предложенного набора многогранников нужно отобрать:
1 группа – прямоугольные параллелепипеды
2 группа – многогранники
3 группа и 4 группа - строят прямоугольные параллелепипеды из предложенного материала (зубочистки, пластилин)
- Ребята, верно ли предположение, что куб – это разновидность прямоугольного параллелепипеда?
6. Физминутка.
7.Изучение нового материала.
- Построите в тетради прямоугольный параллелепипед со сторонами длина 12 см, высота 5 см, ширина 3см.
- Сколько у прямоугольного параллелепипеда вершин? Рёбер? Граней?
- Что можно сказать о противоположных гранях?
- Что можем вычислить, узнав количество граней и рёбер? (Площадь и сумму всех рёбер)
- Помогут ли нам эти данные для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда?
- Предположите, а в каких единицах измеряют объём?
(Запись формулы в тетрадь)
- Почему сантиметры называются кубическими?
- Примечание. Важно обратить внимание детей, что кубическим сантиметром называют не куб с длиной ребра 1 см, а объём этого куба.
- Чем они отличаются от сантиметров квадратных?
8.Практическая работа с мерками. Работа в парах.
- Сейчас мы попробуем вычислить объем фигуры. У вас на партах есть кубики, это мерки объёма. Дети, предлагаю вам составить прямоугольные параллелепипеды из 3 мерок. Работаем в парах. Один из вас берёт в работу зеленые мерки (1 дм3), другой составляет фигуру из голубых мерок (1 см3).
(Объем зеленого параллелепипеда 3 мерки, объём голубого параллелепипеда тоже 3 мерки.)
- У вас должны были получиться фигуры одинаковые по размеру, а получились разные. Может мы ошиблись при подсчете?
Вывод: размер фигур не совпал, потому что мерки были разные. Для измерения объёма разных по величине фигур используются разные мерки.
- А какими мерками объема можно узнать объем воздуха в нашем классе?
- Что для этого нужно знать? (Длина – 8м, ширина – 5м, высота – 3м). Дети самостоятельно высчитывают объём воздуха в классе.
9.Работа по учебнику.
Важно показать детям разные способы чтения единиц объема. Объем голубой фигуры – 5 сантиметров в кубе, объём зеленой фигуры - 8 кубических сантиметров.
Можно попросить детей самим подсчитать соотношение между кубическим сантиметром и кубическим дециметром.
10.Итог урока. Рефлексия.
- Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется:
а) куб; в) прямоугольник; с) квадрат.
- У прямоугольного параллелепипеда есть:
...ребер; ...вершин; ...граней.
- Объем куба и вычисляется по формуле:
а) а·в; б) с·а; в) а·в·с
- Что вам особенно запомнилось из урока?
- Как найти объём прямоугольного параллелепипеда?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Формула объема прямоугольного параллелепипеда"
Цели урока: углубить и расширить знания детей о применении формул в математике, познакомить с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба; повторить, в чем заключается отличие плоской фигур...
Презентация к уроку: "Формула объема прямоугольного параллелепипеда"
Цели урока: углубить и расширить знания детей о применении формул в математике, познакомить с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба; повторить, в чем заключается отличие плоской фигур...
открытый урок по математике "Объём прямоугольного параллелепипеда" 3 класс
урок разработан на основе ФГОС с презентацией...
Формула объема прямоугольного параллелепипеда
Презентация....
"Формула объема прямоугольного параллелепипеда"
Фрагмент урока математики в 3 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема
Дата:22.04.19ФИО учителя:Контробаева А.В. ________Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»...
Технологическая карта математики "Объем прямоугольного параллелепипеда" 3 класс (УМК: "Перспектива")
Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умений находить объем параллелепипедаЗад...