Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности
|
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся. -Садитесь, пожалуйста. - одна хорошая минута сделала одно хорошее дело, - девять хороших минут сделали девять хороших дел. - а сколько хороших дел можно сделать за целый урок? -Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. - Вы сейчас 3 разные предприятия: представитель предприятия «Милко» - Х.Буян, представитель предприятия «Мясник» - М.Чингис, представитель предприятия «Овчина» - М.Саян. Вы догадались, что производят ваши предприятия? Будущее предприятий зависит от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Посмотрим, чьё предприятие станет более процветающей. Правила игры таковы: За каждый правильный ответ предприятие получает деньги и таким образом должны пополнять бюджет. Ещё хорошие работы поощряются медалями. Победителем считается предприятие, у которого больше денег и медалей. |
Включаются в деятельность, слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
|
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет |
2. Актуализация знаний учащихся
| Слайд № 7 - А теперь, проверим вашу готовность к предстоящей работе. Вообразитесь своим чувством юмора, сообразительностью и ответьте на вопросы: (Вопросы на 100 р) « Милко» : 1. 8+4, Правильный ответ одиннадцать или адиннадцать? 2. Из 1 ц вычесть 30 кг?. «Мясник»: 1. Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им еще 5 дачников. Сколько дачников шло из деревни в город? 2. Количество месяцев из сказки Маршака раздели на количество поросят из сказки Михалкова? «Овчина» : 1. От числа разбойников, врагов Али Бабы, отнять число богатырей, братьев царевны Лебедь? 2. Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе? Устный счёт (на 100р) Давайте прочитаем числа в порядке возрастания: 552 671, 67 823 000, 106 708, 3 214, 48 901. 3 214, 48 901, 106 708, 552 671, 67 823 000. - Что вы можете сказать о самом первом числе? - Разложите число на сумму разрядных слагаемых (3 тысячи + 2 сотни + 1 десяток + 4 единицы) - Назовите соседей этого числа. (3213 и 3215) -Используя цифры числа 3214, образуйте наименьшее 4-хзначное число. - Увеличить это число в 2 раза.(1234*2=2468) 4. Математический диктант «Да-Нет» (на 50 р) (Учитель читает высказывание. Учащиеся отвечают) - 56 в 4 раза больше, чем 14. (Да.)
- Если 36 увеличить в 4 раза, получится 9. (Нет.)
- 0 разделить на 7 нельзя. (Нет.)
- Сумма чисел 45 и 35 равна 80. (Да.)
- Частное чисел 800 и 2 равно 1600. (Нет.)
- 1 км 6 м = 106 м. (Нет.)
4 ч - это 240 мин. (Да.) | Выполняют задания, участвуют в диалоге. | П – осуществляют расширенный поиск информации и представляют информацию в предложенной форме; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового и творческого характера |
3. Выявления места и причины затруднений, постановка учебной задачи. | Парная работа - Решите пример 2124 : 3. (Проверка. Рассматриваются все варианты, предложенные детьми.) - Что вы заметили? (Первое неполное делимое разделилось на 3 без остатка. Мы образовали второе неполное делимое — 2. Число 2 меньше, чем число 3.) Как разделить 2 на 3? (Частное равно 0, остаток — 2.) Значит, как нужно поступить в нашем случае? (В частное записать 0.) - Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым случаем деления многозначного числа на однозначное, когда в частном появляются нули.)
| Выявляют места и причины затруднения, определяют задачу урока
| Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания |
4. Открытие детьми нового знания
5.Физминутка
| - Работа над деловыми бумагами.
Работа по учебнику - Объясните решение примера на стр. 87 - Чем отличаются первая и вторая записи? (Во второй записи пропущен этап вычитания нуля из числа.) - Почему этот этап можно опустить? (При вычитании нуля с числа, получается число.) №404 (с. 87). (Первый и второй примеры — коллективно, с комментированием у доски,' третий и четвертый — самостоятельно. Самопроверка по образцу.)
- У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Обсуждая в группе, вы разложите карточки в нужном порядке.
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок — Прыгай с пятки на носок. Сядем, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (Оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.) Прыг да прыг, скок да скок! |
Сравнивают и высказывают свои мнения к данной записи.
Выполняет деление с объяснением.
Составляют алгоритм действия.
Выполняют физминутку | Р –ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой темы; владеют способами, П – проводят анализ, синтез, аналогию; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи |
6.Первичное закрепление
| Бухгалтер предприятия допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее. №405 (с. 87). - Прочитайте задание. - Какой пример решен неверно? Почему? (Неверно решены первый и второй примеры, так как в частном должно быть не две, а три цифры.) -Выполните вычисления правильно. (7380 : 9 = 820, 3010:5 = 602.) №406 (с. 87). - Прочитайте задачи. - Как лучше оформить краткую запись? (В таблице.) (Составление таблиц группами, самостоятельное решение задач. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Ученик с каждой г) 1) Длина одного рулона | Количество рулонов | Общая длина рулонов | ? (одинаковая) | 4 | ? | 108 м | 5 | 9 |
Решение - 4+ 5 = 9 (р.) — имеют длину 108 м;
- 108 : 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
- 12 • 4 = 48 (м) — пошло на одну комнату;
- 12 • 5 = 60 (м) — пошло на другую комнату.
Ответ: на одну комнату пошло 48 м обоев, на другую — 60 м. 2) Длина одного рулона | Количество рулонов | Общая длина рулонов | ? (одинаковая) | ? | | 9 | 48 м | ? | 60 м |
Решение - 48 + 60 = 108 (м) - дайна 9 рулонов;
- 108 : 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
- 48 :12 = 4 (р.) - пошло на одну комнату;
- 60 :12 = 5 (р.) — пошло на другую комнату.
Ответ: на одну комнату пошло 4 рулона обоев, а на другую — 5. - Чем похожи задачи? Чем они отличаются? - Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.) |
Выясняют, в чём заключается ошибка.
Ведут объяснение аналогично предыдущему.
Рассуждают коллективно, группами составляют краткую запись и решения задач. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой темы; владеют способами, П – проводят анализ, синтез, аналогию; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
| Личный вклад в предприятие. Самостоятельная работа Работа с карточками Вам предлагаются задания с разными уровнями сложности.
2)Найди длину стороны квадрата, периметр которого равен 432 мм. |
Выбираю и выполняют выбранные задания. | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. |
8.Рефлексия (Итог) | -В чём заключается затруднение сегодняшнего деления многозначного числа? -Вы можете составить пример, в котором при решении в частном появляются нули? -Составьте. -Как вам урок? Что интересного было? -Как вы думаете, мы достигли, поставленную задачу урока? - У вас на столе лежат медали. Оцените работу группы в целом и выберите для своей группы нужную медаль.
-Подведём итог урока. Председатели предприятий, пожалуйста, посчитайте деньги и медали. Домашнее задание. № 407, 409 Проводится инструктаж выполнения домашнего задания. |
Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу | Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |