Тема урока: Проверка деления умножением |
Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Задачи урока: - Образовательная: научить выполнять проверку деления умножением; закреплять навыки решения задач, уравнений и примеров.
- Развивающая: развивать навыки устного счёта; развивать мыслительные действия: наблюдение, выделение главного, анализ, обобщение, сравнение; развивать внимание, логическое и образное мышление; развивать математическую речь; развивать познавательную активность.
- Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, чувство коллективизма.
Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия нового учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни через физкультминутки. |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся делить двузначное число на однозначное. Выполнять проверку деления умножением. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи, уравнения
| Метапредметные: познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания; коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне предложения или небольшого текста; регулятивные: умение формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Личностные: умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
|
Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 3 класс, 2 часть, авторы: Моро М. И., Бантова М. А, Бельтокова Г. В. и др. Рабочая тетрадь на печатной основе «Математика. Рабочая тетрадь» 3 класс, 2 часть, авторы: Моро М. И., Волклва С. И. Дидактический материал «Устный счёт» 3 класс, авторы: Сычева Г. Н. Карточки с числами от 1 до 90 для игры «Не пропусти мяч!». Индивидуальные листочки с тестами «Взаимосвязь между умножением и делением». Индивидуальные карточки (компоненты деления). Цветные карандаши для рефлексии. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку. |
Организационная структура урока |
Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы этапа | Деятельность обучающихся на этапе | Форма организации учебной деятельности | Содержание материала | Формируемые УУД |
- Организационный момент
|
| Подготовка класса к уроку. Улыбаются друг другу. Произносят хором слова. Настраиваются на дальнейшую работу. |
Коллективная | Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие. Фиксирование отсутствующих. Создание доброжелательной атмосферы. - Здравствуйте ребята! Давайте, подарим друг другу улыбку и тихонечко сядем. - Ручки? (На месте!) - Ножки? (На месте!) - Локти? (У края!) - Спинка? (Прямая!) | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
- Актуализация знаний
- Устный счёт
- Тест «Взаимосвязь между умножением и делением»
- Работа над задачами
|
Карточки с числами от 1 до 90
(слайд 2)
Заранее приготовленные ответы на тест
(слайд 3)
Задачи для устного счёта
| Наблюдают за карточкой, активно принимают участие. Выполняют требования устного счёта. Хлопают в ладоши.
Читают вопросы теста. Находят правильные ответы. Самопроверка.
Внимательно слушают задачу, решают в уме, отвечают на поставленный вопрос задачи и сообщают, как её решили.
|
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
| Игра «Не пропусти мяч!» - У меня в руках карточки с числами от 1 до 90. Я буду показывать любое число. Первый ряд один раз хлопает в ладоши, если это число делится на 3, второй ряд – на 4, третий ряд – на 6. Ряд, игроки которого не лопнули в нужный момент или, наоборот, хлопнули не вовремя, пропускает гол в ворота. В конце игры узнаем, какой ряд выиграл, и кто из вас был самым внимательным и быстро без ошибок всё выполнил. - Молодцы! У нас есть победители! Это первый ряд! Они выполнили всё без ошибок и не пропустили ни одного мяча!
Учитель раздаёт тесты, организует самопроверку учащихся после выполнения задания. Заранее готовит ответы на тест. - У каждого на столах лежат листочки с тестами. Самостоятельно прочитайте и выполните. Тест «Взаимосвязь между умножением и делением»: - Какая из этих записей является уравнением?
- 12 : у + 6;
- 12 : с = 6;
- 12 : d > 6.
- Какое высказывание верно?
- Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.
- Чтобы найти делимое, надо делитель разделить на частное.
- Чтобы найти делимое, надо частное разделить на делитель.
- Какое высказывание верно?
- Чтобы найти делитель, надо делимое умножить на частное.
- Чтобы найти делитель, надо частное разделить на делимое.
- Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.
- Какое число является решением уравнения x : 2 = 40?
- 2;
- 20;
- 80.
- Какое число является решением уравнения 30 : x = 3?
- 90;
- 10;
- 30.
- Устно решите задачи. Учитель читает задачи. - В одной коробке 10 карандашей. Купили 6 коробок карандашей. Сколько всего карандашей купили? (60 карандашей)
- В конкурсе танцев участвовали 6 пар танцоров. Сколько детей участвовало в конкурсе? (12 дней)
- Оля купила тетради. Ей дали сдачу 4 монеты по 10 рублей. Сколько сдачи получила Оля? (40 рублей)
- На одном этаже 8 квартир. В одном доме 10 этажей. Сколько квартир в доме? (80 квартир)
- Учитель купил для класса две пачки тетрадей по 30 штук в каждой. Сколько тетрадей купил учитель? (60 тетрадей)
- Что общего в этих задачах? (Эти задачи решаются с помощью умножения и в одно действие). | Регулятивные: уметь структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; анализировать. |
- Самоопределение к деятельности
| Индивидуальные карточки
(слайд 4)
| Выполняют задания по карточкам, отвечают на вопросы учителя. Сверяют свои ответы на карточках с ответами на слайде.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | Индивидуальная
Фронтальная | Учитель организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. - У вас на столах лежат карточки. Заполните таблицу. Карточка Делимое | 32 | 63 | 72 | 42 | 36 | 48 | 24 | 56 | Делитель | 4 | 9 | 9 | 6 | 4 | 8 | 3 | 7 | Частное | 8 | 7 | 8 | 7 | 9 | 6 | 8 | 8 |
- Как нашли неизвестное делимое? (Частное умножили на делитель)
- Что должно получиться, если частное умножить на делитель? (Делимое)
- Как это можно использовать для проверки правильности решения примера на деление? (Если умножим полученный ответ на делитель и результат не будет равен делимому, то в вычислениях допущена ошибка)
- Проверьте этим способом решение примера во втором столбце. (Если делитель умножить на частное, то получится делимое: 9 ∙ 7 = 63)
- Как проверить умножением результат деления в третьем столбце? (Если частное умножить на делитель, то получится делимое: 8 ∙ 9 = 72.)
- Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Проверять примеры на деления)
- Какое правило будем применять? (Если делитель умножить на частное, то получится делимое)
- Давайте сформулируем тему и задачи урока. (Проверка деления умножением. Сегодня мы будем учиться проверять деление с помощью умножения).
| Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; уметь формулировать свои высказывания. Регулятивные: целепологание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
|
Учебник с. 17
Учебник с.17 №1
Учебник с. 17 №2
| Открывают учебник и сравнивают свои выводы с записью в учебнике. Открывают тетради, записывают число, классная работа.
Приступают к выполнению №1 (с. 17). Один ученик работает у доски, начиная со второго примера с подробным объяснением. Остальные примеры решают. Затем сравнивают свои ответы с ответами на доске. Соглашаются или не соглашаются с решением своего одноклассника у доски. Дополняют и исправляют ошибки.
Читают задание. Рассматривают решение уравнения на странице 17 №2 и устно рассуждают.
| Коллективная
Коллективная Индивидуальная
Коллективная
| Учитель организует работу по теме урока. - Откройте учебник на странице 17. Прочитайте текст рядом с красной чертой.
- Правильные ли мы сделали выводы?
- Верно, мы с вами будем сегодня учиться проверять деление с помощью умножения.
- Выполним №1 на этой же странице в учебнике.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учитель первый пример записывает на доске по образцу, данному в учебнике, под комментирование учащихся.
81 : 3 = 27 Проверка: - 27 ∙ 3 = 81
- 81 =81
Решение №1 (с. 17).
| 96 : 6 = 16
| Проверка: - 16 ∙ 6 = 96
- 96 = 96
| 51 : 3 = 17
| Проверка: - 17 ∙ 3 = 51
- 51 = 51
| 58 : 2 = 29
| Проверка: - 29 ∙ 2 = 58
- 58 = 58
|
|
|
- Прочитаем задание №2 в учебнике. Выполним устно.
(Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. Чтобы проверить делимое, нужно частное умножить на делитель. Должно получиться делимое, если этого не произошло, значит, в вычислении допущена ошибка) | Предметные: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.
|
- Физкультминутка
| Андржеевская И. Ю. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы
(слайд 5) | Приготовились к выполнению физкультминутки. Стоят возле своих парт. Выполняют упражнения, о котором говориться в стихотворении. Выполняют медленный.
|
Коллективная | Учитель проводит физкультминутку «Рядом с партой, дети, встаньте…», которая способствует восстановлению кровообращения после сидячей работы. - А теперь, ребята, мы с вами немного отдохнём.
Рядом с партой, дети, встаньте, Локти за спиной достаньте, Плечи развести пошире, Вдох и выдох – три-четыре! Вдох и выдох – раз и два, Опустилась голова, Ниже, ниже наклонились, Руки сзади расцепились, Их сцепить за головой, Выдох-вдох, само собой, Вправо-влево повернулись, Разогнулись, подтянулись, Руки вверх всё выше, выше, И присели – тише, тише, А теперь закройте глазки И представьте, что вы в сказке! - Молодцы! Теперь продолжим работать по учебнику.
| Регулятивные: усилием воли выполнять задание в соответствии с требованиями. Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Работа в рабочих тетрадях на печатной основе
| Учебник с. 17 №3
Учебник с. 17 №4
(слайд 6)
Рабочая тетрадь с. 25 №59
Учебник с.17 №2
Рабочая тетрадь с. 26 №61
| Читают условие задачи №3 (с. 17). Отвечают на вопросы учителя.
После составления таблицы к задаче, выполняют самостоятельное решение в тетради. Затем сверяют своё решение с решение на доске. Два ученика работает у доски, решают задачу разными способами.
Письменно выполняют №59 в тетрадях на печатной основе с комментированием по образцу, данному в учебнике на странице 17 №2.
Работают в парах. Составляют примеры поочередно, используя правило проверки деления умножением.
| Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Парная | - Прочитайте задачу №3 в учебнике на странице 17.
- Объясните, что обозначают данные выражения? (Выражение 19 ∙ 4 обозначает количество домов в посёлке. Выражение 19 ∙ 4 – 19 обозначает на сколько в поселке домов больше, чем в деревне)
- Молодцы! Переходим к следующей задаче №4. Прочитайте её.
- Что известно в задаче? Что требуется узнать?
- Давайте составим таблицу.
| Количество деталей, изготовленных за один день | Количество дней | Общее количество дней | Первый рабочий | 23 шт. | 2 | ? | ? | Второй рабочий | 21 шт. | ? |
- Как узнать общее количество деталей? (Можно сначала узнать, сколько деталей изготовил за два дня каждый рабочий, и результаты сложить или узнать, сколько всего деталей изготавливали оба рабочих за один день, и результат умножить на два)
- Запишите решение задачи любым способом самостоятельно.
Решение задач №4 (с.17).
1-й способ: 1). 23 ∙ 2 = 46 (д.) – изготовил первый рабочий за 2 дня. 2). 21 ∙ 2 = 42 (д.) – изготовил второй рабочий за 2 дня. 3). 46 + 42 = 88 (д.) – изготовили оба рабочих за 2 дня. Ответ: 88 деталей.
2-й способ: 1). 23 + 21 = 44 (д.) – изготовили оба рабочих за один день. 2). 44 ∙ 2 = 88 (д.) – изготовили оба рабочих за 2 дня. Ответ: 88 деталей.
- Сейчас откроем рабочие тетради на печатной основе на странице 25 и выполним №59.
- Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
X ∙ 3 = 96 x = 96 : 3 x = 32 32 ∙ 3 = 96 96 = 96
- Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
42 : x = 6 x = 42 : 6 x =7 42 : 7 = 6 6 = 6
- Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
62 – x = 30 x = 62 – 30 x = 32 62 – 32 = 30 30 = 30
- Выполним №61 на странице 26. Работаем в парах.
Решение №61 (с. 26).
| 54 : 6 = 9 6 ∙ 9 =54 54 : 9 = 6 | 28 : 7 = 4 7 ∙ 4 = 28 28 : 4 = 7 | 63 : 9 =7 9 ∙ 7 = 63 63 : 7 = 9 |
| Предметные: уметь выбирать и использовать в ходе решения, изученные свойства арифметических действий.
|
- Рефлексия
| Учебник с. 17 «Проверь себя»
(слайд 7)
Цветные карандаши
| Самостоятельно выполняют задание из учебника «Проверь себя». Взаимопроверка.
Оценивают свою работу на уроке. Рисуют и разукрашивают кружок в тетради. | Индивидуальная
Индивидуальная | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Учитель предлагает выполнить задание в учебнике на странице 17 «Проверь себя» и оценить свою работу на уроке.
«Проверь себя»
| 76 : 4 = 19
| Проверка: - 19 ∙ 4 = 76
- 76 = 76
| 69 : 3 = 23
| Проверка: - 23 ∙ 3 = 69
- 69 = 69
|
- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетради кружок и закрасьте его в зелёный, жёлтый или красный цвет.
- Зелёный цвет – я на уроке работал хорошо, смогу поделиться своими знаниями с другими.
- Жёлтый цвет – больше было трудных заданий.
- Красный цвет – ничего не понял, на уроке было не комфортно.
| Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
- Итог урока
|
| Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими впечатлениями и выводами по уроку. | Коллективная | Организация подведения итогов урока. - Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что мы использовали при проверке примеров на деление?
- Какое открытие вы сделали?
- Кто хорошо понял тему и может объяснить ёё товарищу?
- Кому нужна помощь?
| Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; уметь выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Учебник с. 17 №6
(слайд 8) | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Коллективная | Учитель объясняет выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся. - Откроем дневники и запишем домашнее задание. Учебник на странице 17 №6.
| Познавательные: уметь ориентироваться в информационном пространстве. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |