Педагогический проект "Использование национально-регионального компонента при подготовке к ВПР по математике»
проект по математике (4 класс)
В 2015 году в школьную жизнь вошла еще одна аббревиатура - ВПР (Всероссийская проверочная работа). У многих школьников, родителей и учителей она вызывает напряжение, а то и вызывает страх. Говорят, что не надо специально готовиться к ВПР. Так ли это? Как сделать, чтобы эта дополнительная проверка не становилась головной болью для учителей, родителей и детей?
Актуальность проекта заключается в новизне данной формы диагностики и отсутствии опыта в подготовке к ней.
Тип проекта: методический.
Цель проекта: раскрыть проблему готовности учащихся к выполнению ВПР по математике и выяснить, надо ли готовиться к ВПР и как.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Сечко Ольга Михайловна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование национально-регионального компонента при подготовке к ВПР по математике»
В 2015 году в школьную жизнь вошла еще одна аббревиатура - ВПР (Всероссийская проверочная работа). У многих школьников, родителей и учителей она вызывает напряжение, а то и вызывает страх. Говорят, что не надо специально готовиться к ВПР. Так ли это? Как сделать, чтобы эта дополнительная проверка не становилась головной болью для учителей, родителей и детей?
Актуальность проекта заключается в новизне данной формы диагностики и отсутствии опыта в подготовке к ней.
Тип проекта: методический.
Цель проекта: раскрыть проблему готовности учащихся к выполнению ВПР по математике и выяснить, надо ли готовиться к ВПР и как.
В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:
- составить план проекта;
- привлечь коллег и учащихся к участию в работе проекта;
- разработать и выпустить образовательные продукты по подготовке к ВПР по математике;
- проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Исполнители: учителя начальных классов, учащиеся начальных классов, родители.
Сроки реализации проекта: 2017 - 2019 учебный год.
Место реализации: МКОУ «Мыскаменская школа-интернат».
Целевая группа – учащиеся 4 классов.
Партнеры проекта – педагоги начальных классов, родители.
Степень реализации проекта на момент подачи - в настоящее время продолжается второй виток апробации составленного сборника, ведется работа в соответствии с планом проекта.
Данный проект имеет высокую практическую значимость, как для педагогов, так и обучающихся, и их родителей. Ведь в настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. Несмотря на это, содержание школьных учебников математики (задачи) и заданий из ВПР носят абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей, в том числе, ЯНАО. Это приводит к тому, что учащиеся тратят много времени на то, чтоб вникнуть в суть задания. Особенно большие затруднения испытывают учащиеся коренной национальности.
Этапы проекта
№ | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1 | Выявление уровня понимания заданий ВПР по математике учащимися 4 класса (методом опроса) | Декабрь |
2 | Выявление факторов, влияющих на снижение качества знаний | Декабрь |
3 | Создание справочника статистических данных «Ямальский район в числах и величинах» | Декабрь-январь |
4 | Составление сборника задач с использованием национального компонента для тренировки к ВПР | Январь-февраль |
5 | Использование составленных задач при подготовке к ВПР (2017-2018 уч.г) | Февраль-апрель |
6 | Выяснить, влияют ли задачи с использованием регионального компонента на качество написания ВПР. | Май |
7 | Подведение промежуточных итогов проделанной работы, выводы | Май |
8 | Использование составленных задач при подготовке к ВПР (2018-2019 уч.г) | Сентябрь -апрель |
9 | Подведение итогов проделанной работы, выводы | Май |
Планируемые результаты:
- использование национально-регионального компонента в заданиях ВПР поможет повысить качество написания работы и снимет тревожность учащихся коренной национальности при подготовке и написании проверочной работы;
- предварительное знакомство с заданиями ВПР положительно влияет на результаты.
1-2 этап
В декабре мы решили написать пробную ВПР по математике. Результаты учащихся 4а класса нас не порадовали, учащиеся 4 б класса, в состав которого входят 100% детей коренной национальности, написали работу ещё хуже. Результаты пробного написания проверочной работы показали нам, что существует ряд проблем. Вопрос о необходимости подготовки отпал сам собой. Для начала мы провели опрос учащихся 4 классов Мыскаменской школы-интерната (См. Приложение 1). В опросе приняли участие 25 человек. Результат опроса представили в виде диаграммы (См. Приложение 2, 3).
Разобрав задания из демоверсии мы выяснили, что для того чтобы выполнить задания ВПР, недостаточно воспроизвести изученный материал. Нужно анализировать, рассуждать, мыслить шире и владеть разносторонними знаниями. Надо отметить, что многие ситуации, предложенные для решения практических задач, больше относятся ко взрослым.
Некоторым учащимся интересно решать такие задачи, но особенность нашего района такова, что среди учащихся 40-60% составляют дети коренной национальности, которым предложенные ситуации вряд ли когда встретятся. Мы решили составить сборник, в который войдут задачи с использованием национально-регионального компонента, которые будут намного ближе к реальности для учащихся начальных классов коренной национальности.
3 этап
На составление справочник ушло много времени, так как числа присутствуют во всех отраслях Ямальского района, а нам предстояло собрать их в одном месте. Материал брали в основном в сети Интернет на разных сайтах. Справочник получился содержательный (См. Справочник «Ямальский район в числах»).
4-5 этап
Когда был готов справочник «Ямальский район в числах», мы приступили к составлению задач, используя при этом материалы справочника. Кроме задач, аналогичных задачам из всероссийской проверочной работы для выпускников 4-ых классов, решили еще составить традиционные задачи, соответствующие программе «Школа России», по аналогии с учебником авторов М. И. Моро, М.А. Бантовой и др. Из полученных задач составили сборник (См. Сборник математических задач «Ямальский район в числах»).
До ВПР оставался 1 месяц, на протяжении которого мы на уроках математики периодически решали составленные нами задачи и разбирали задания из демоверсий.
6 этап
24 апреля все учащиеся 4 классов писали ВПР по математике. Итоги нас порадовали. Качество 4а класса составило 87%, 4б – 73%!
Так как наши результаты были высокие, то мы решили поделиться сборником с учителями 3-х классов.
7-8 этап
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что нет никаких оснований бояться и переживать из-за ВПР больше, чем из-за самой обычной контрольной работы в школе. Считаем целесообразным при подготовке к ВПР по математике использовать текстовые задачи с национально-региональным компонентом. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на развитие их как личности, носят воспитательный характер, способствуют развитию познавательной активности учащихся, помогают повысить качество написания ВПР, снимают уровень тревожности.
В 2018-2019 учебном году учащиеся 4а и 4б классов нашей школы при подготовке к ВПР по математике использовали задачи из нашего сборника. Надеемся, результаты нас порадуют.
Как только узнаем результаты, можно будет подвести итоги и сделать выводы.
В видеофрагменте использованы фрагменты документального фильма «Солнышко за полярным кругом». Автор работы: А. Терёхина, А. Волковицкий Дата создания12.09.2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по математике с использованием национально-регионального компонента
Используются данные о Республике Башкортостан...
Национально-региональный и местный компоненты на уроках математики
Работая долгое время с детьми, убедилась в том, как интересуются они любыми сведениями о разных народах: одежде, пище, доме, занятиях, природных зонах, животных, птицах. Важно, чтобы наши ...
"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)
коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....
Региональный семинар-практикум "Реализация национального регионального компонента в коррекционно-воспитательном процессе"
Словесные игры "Уйный-уйный үсәбез"...
Методическое пособие "Дидактический материал для 1 класса по русскому языку и математике с использованием национально - регионального компонента"
Данное методическое пособие, разработанное на основе регионального материала, помогает осуществить реализацию федерального компонента образования ...
Педагогический проект "Использование национально-регионального компонента при подготовке к ВПР по математике»
В 2015 году в школьную жизнь вошла еще одна аббревиатура - ВПР (Всероссийская проверочная работа). У многих школьников, родителей и учителей она вызывает напряжение, а то и вызывает страх. Говорят, чт...
Национально - региональный компонент на уроках математики.
Концепция этнопедагогического национального воспитания подрастающего поколения в настоящее время становится ведущей концепцией развития общества, образовательных учреждений. Предпосылкой для составлен...