Программа внеурочной деятельности в 1-2 классе по математике
рабочая программа по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся научаться:
– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
– ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
– проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развёрток);
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся должны знать:
– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, показывать математические фокусы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так , чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор»;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички» и др.
Виды и формы деятельности:
- беседа, игра, практическая работа, наблюдение
-коллективные и индивидуальные исследования
-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпидах
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Одна из важных особенностей курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема. | Количество часов. |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 9 |
2 | Мир занимательных задач. | 10 |
3 | Геометрическая мозаика. | 14 |
4 | Итого. | 33 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||
Числа. Арифметические действия. Величины (9 часов) | |||
1. | Математика – это интересно. Название и последовательность чисел от 1 до 20. | ||
2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | ||
3 | Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; поиск цифры, которая скрыта. | ||
4 | Сложение и вычитание в пределах 20. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | ||
5 | Сложение и вычитание в пределах 20. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | ||
6 | Выполнение арифметических действий и закрашивание области рисунка в нужный цвет (определенный цвет соответствует определенной цифре) | ||
7 | Числовые кроссворды. Заполнение числового кроссворда судоку. | ||
8 | Решение задач на нахождение числа, которое больше или меньше на несколько единиц.. | ||
9 | Решение задач на нахождение суммы и разности чисел. | ||
Мир занимательных задач (10часов) | |||
10 | Текстовые задачи на движение | ||
11 | Задачи на переливание | ||
12 | Задачи на взвешивание. | ||
13 | Задачи, имеющие несколько решений. | ||
14 | Различное представление задачи: в виде текста, таблицы, рисунка. | ||
15 | Логические задачи. | ||
16 | Задачи, решаемые способом перебора. | ||
17 | Задачи- смекалки Задачи- смекалки | ||
18 | Игра в магазин. Монеты | ||
19 | Игра в магазин .Решение задач. | ||
Геометрическая мозаика (14 часов) | |||
20 | Путешествие точки: «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Построение рисунка по заданному маршруту. | ||
21 | Путешествие точки: «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Построение рисунка по заданному маршруту. | ||
22 | Симметрия. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. | ||
23 | Симметрия в снежинках. Изготовление снежинок из листа бумаги. | ||
24 | Моделирование фигур из одинаковых треугольников. | ||
25 | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки по образцу. | ||
26 | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки по образцу. | ||
27 | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с частично заданным разбиением на части. | ||
28 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. | ||
29 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу | ||
30 | Конструктор Лего. | ||
31 | Путешествие «По страницам занимательной математики» | ||
32 | Путешествие «По страницам занимательной математики» | ||
33 | Путешествие «По страницам занимательной математики» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Занимательная математика". ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 классы. ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Занимательная математика"
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Развивающая математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Развивающая математика"...