"Математика и конструирование"
рабочая программа по математике (1 класс)

Хилько Оксана Александровна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematika_i_konstruirovanie_1_klass.docx384.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике и конструированию для 1 класса составлена на основе следующих документов и материалов:

  •    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);
  •   Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района;
  •     учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района на 2016-2017 учебный год;
  •     Примерной  программы по учебному предмету;
  •    Рабочей программы по математике и конструированию для 1-4 классов (авторы С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина).

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:

Математика и конструирование. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. 12-е издание. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Содержание курса

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломано

Многоугольник - замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник и т. д.  Периметр многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, по углам. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника, квадрата с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквам

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок.  Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор» : название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания.

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии. Геометрическая составляющая

Геометрическая составляющая

Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений. Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Свойства диагоналей квадрата. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.

Деление окружности на 2, 4,-8. равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение двух окружностей на плоскости. Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

Вписанный в окружность треугольник.

Конструирование

Изготовление моделей треугольников различных видов.

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.

Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.

Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).

Изготовление композиции «Яхты в море».

Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.

Изготовление модели часов.

Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».

Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.

Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.

Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъёмного крана и модели транспортёра.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • целостное восприятие окружающего мира, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
  • развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  • рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • установка на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Вид контроля, инструментарий

1

06.09

Ведение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге.

1

Знакомство с пособием. Работа по рисунку. Рисование человечка.

Рисунок

2

13.09

 Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

Проводят классификацию.

Чертят замкнутые и незамкнутые кривые.

С. 10

3

20.09

Виды бумаги. Получение прямой путём сгибания  бумаги. Свойства прямой.

1

Практическая работа. Знакомство детей с новыми инструментами и правилами ТБ.

С. 12, № 5

4

27.09

Основное свойство  прямой. Линейка – инструмент для проведения прямой.

1

Знакомство с памяткой.  Закрепление основного свойства прямой.

С. 16, № 9

5

04.10

Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.

1

Повторение основного свойства прямой.

С. 17, № 3

6

11.10

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

1

Знакомство с отрезком. Выделение существенных свойств отрезка. Вычерчивание отрезков.

С. 21, № 6

7

18.10

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление  полосок разной  длины.

1

Практическая работа. Введение термина «длина». Сравнение длин полосок.

С. 22, № 4

8

25.10

Повторение и закрепление пройденного.

1

Практическая работа. Вычерчивание отрезков. Работа по образцу.

С. 25, № 7

9

08.11

Конструирование модели самолёта из полосок бумаги.

1

Практическая работа. Изготовление аппликации. Правила работы с клеем.

Практическая работа.

10

15.11

Изготовление аппликации «Песочница»

1

Практическая работа. Изготовление аппликации.

Практическая работа.

11

22.11

Луч.

1

Знакомство с понятием «Луч». Вычерчивание отрезков.

12

29.11

Сравнение отрезков с помощью циркуля.

1

Знакомство с новым инструментом - циркулем. Вычерчивание отрезков. Моделирование заданных отношений с помощью отрезков.

С. 33, № 8

13

06.12

Сантиметр.

1

Знакомство с новой единицей измерения – сантиметром. Практическая работа.

С. 36, № 8

14

13.12

Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

Практическая работа. Моделирование заданных отношений с помощью отрезков.

С. 39, № 6

15

20.12

Угол. Развёрнутый угол.

1

Знакомство с понятием «Угол». Практическая работа. Виды углов.

С. 43, № 5

16

17.01

Прямой угол. Непрямые углы.

1

Закрепление понятия «Угол». Практическая работа. Виды углов.

С. 47, № 6

17

24.01

Виды углов: прямой, тупой и острый.

1

Закрепление понятия «Угол». Практическая работа. Виды углов.

С. 50, № 23

18

31.01

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

Введение понятия «Ломаная». Самостоятельная работа. Составление рассказа.

С. 56, № 7

19

07.02

Закрепление пройденного.

1

Самостоятельная работа.

С. 56- 57

20-

21

21.02

28.02

Многоугольник.

2

Преобразование объекта по заданным условиям. Знакомство с равносторонним треугольником.

С. 60, № 4

22

07.03

Прямоугольник.

1

Формирование представлений о существенных признаках прямоугольника. Вычерчивание прямоугольников на клетчатой бумаге.

С. 63, № 6

23

14.03

Противоположные стороны прямоугольника.

1

Знакомство с терминами «Противоположные стороны прямоугольника». Практическая работа.

С. 65, № 3

24

21.03

Квадрат.

1

Формирование представлений о существенных признаках квадрата. Вычерчивание квадратов на клетчатой бумаге.

С. 68, № 6

25- 26

04.04

04.04.

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.

0.5

0,5

Знакомство с новыми единицами измерения – дециметром и метром. Практическая работа.

С 71, № 9

27

11.04

Повторение и закрепление пройденного.

1

Практическая работа.

С. 77, № 9

28

29

30

18.04

18.04

25.04

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

0,5

0,5

1

Практическая работа. Изготовление аппликации.

Практическая работа.

31

16.05

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из её частей.

1

Практическая работа. Изготовление аппликации.

Практическая работа.

32- 33

23.05

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик»

0,5

0,5

Практическая работа. Изготовление оригами.

Практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП-Математика и конструирование-4 класс

МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ (34ч) Программы общеобразовательных учреждений.  Начальные  классы(1-4) 2ч. М.: Просвещение,  2002 г.  Учебно-методический  комплект:С.И.Волк...

Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."

1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...

Интеллектуальная игра" Поиски секретного оружия" по математике и конструированию в 1 классе

Урок разработан по типу спортивной игры, используются задания на актуализацию знаний, обобщение изученного материала. К уроку прилагается презентация....

Факультатив "Математика и конструирование" " Объемные и плоские фигуры. Веселые игрушки"

В ходе данного занятия учащиеся  реализуют учебный  кратковременный моно - прект.    Дети работают по группам,  создавая обьемные и плоскостные игрушки из геометрических фигур...

Презентация "Математика и конструирование".

Презентация к уроку математики в 3 классе....

Математика и конструирование.

Урок закрепления пройденного по теме "Математика и конструирование" для 3 класса. Может быть использован в различных УМК....

Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."

Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...