Единицы времени
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ольга  Борисовна Иванова

Конспект урока математики в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.86 КБ
Файл shipilova_v.v._edinitsy_vremeni.pptx249.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Корцовская средняя общеобразовательная школа»

Солигаличского муниципального района Костромской области

Урок математики в 4 классе

по теме «Единицы времени»

УМК «Планета знаний»

Учитель: О.Б.Иванова

2019 г.

С. Корцово

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: Повторительно – обобщающий урок с практической работой.

Цели урока:

Для учителя: 1. Систематизировать знания учащихся о соотношениях единиц времени;

                        2. Формировать умения определять начало, конец, продолжительность событий;

                        3. Прививать бережное отношение ко времени.

Для учащихся: 1. Совершенствовать умения преобразовывать единицы времени;

                          2. Научиться распределять временные промежутки (через создание режима дня школьника).

Формирование УУД на уроке:

Познавательных:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

- осуществление логических операций (анализа, синтеза, классификации объектов);

- формирование умения обобщать, формулировать выводы;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и материал урока.

Регулятивных:

- развитие умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий;

- планирование действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностных:

- развитие стремления к изучению математики и практическому применению полученных знаний;

- развитие способности к адекватной самооценке.

Коммуникативных:

развитие умений:

 - понимать задаваемые вопросы, планировать и осуществлять работу в паре и группе;

- адекватно воспринимать другое мнение;

- вступать в диалог, выражать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении.

Технологии: обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, технология проблемно-поискового обучения.

Методы и приемы: словесный, практический, частично-поисковый, наглядный.

Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения: учебник М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель, 2013; мультфильм «Сказка о потерянном времени», тренажер по теме «Единицы времени»;тестовая работа по теме «Единицы времени», рисунки будильников, цветные карандаши: синий, зеленый, красный .

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1) Организационный этап.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

1 мин

фронтальная

Проверка готовности к работе учащихся.

Запись числа и вида работы в тетрадях.

Проверка своей готовности к уроку.

Запись числа и вида работы в тетрадях.

Познавательные: формулирование познавательной цели, использование имеющихся навыков для решения поставленной задачи;

личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку;

коммуникативные: настрой на сотрудничество, умение слушать и слышать, точно и правильно выражать свои мысли;

регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места; постановка учебной задачи.

2) Постановка темы и задач урока. Планирование. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: совершенствовать устные вычислительные навыки, развивать логическое мышление, прививать стремление беречь время, дать ключ к указанию темы урока.

4мин

фронтальная

Фрагмент мультфильма (1мин 30 сек)  «Сказка о потерянном времени»: волшебники собираются под часами и сверяют время. На часах стрелки показывают 8 часов 20 минут. Сформулируйте тему урока.

Вы уже знаете единицы измерения времени, почему же мы снова к ним возвращаемся?

Какие шаги предпримем для повторения этой темы, как будем учиться применять свои знания

Формулируют тему урока (Время. Единицы измерения времени.) – работа фронтальная.

Выводят задачи: Повторить соотношение единиц времени. Учиться применять свои знания.

Составляют план работы (под руководством учителя):

1. Повторим то, что знаем.

2.Потренируемся переводить одни единицы в другие (с большими числами – что является переносом ранее полученных знаний на новый уровень)

3) Актуализация знаний. Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

3 мин

фронтальная 

А зачем нужно человеку знать время?

Чем пользовались люди раньше для определения времени?  

А сколько это – секунда? Отсчитайте 10 секунд. (с секундной стрелкой)

Как называется промежуток времени, равный обращению Земли вокруг своей оси? А период обращения Земли вокруг Солнца?

Ответы, обобщение ответов учителем: Время нужно, чтобы вовремя приходить в школу, на работу, успевать на поезд или самолет, чтоб не нарушать порядок жизни всего общества.

Рассказы учащихся об известных видах часов.

Слушание информации и просмотр иллюстраций на слайдах.

Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.

А водяные часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.

Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду.

Фронтально – ответы на вопросы (сутки, год);

Познавательные: выделять существенные признаки объектов для классификации, слышать, воспринимать информацию;

коммуникативные: умение точно выражать свои мысли; владение монологической речью.

4) Обобщение и систематизация знаний

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век; их взаимосвязи.

10  мин

фронтальная

Тренажер

Проверим, как хорошо вы помните взаимосвязь единиц времени.

https://easyen.ru/load/m/4_klass/trenazhjor_velichiny_po_teme_edinicy_vremeni/378-1-0-64998 

Самопроверка. Самооценка.

Отвечают на вопрос: Какую часть нашего плана мы выполнили? 

Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ объектов, построение логической цепи рассуждений. 

личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи;

регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения;

коммуникативные: строить конструктивный диалог, принимать точку зрения другого.

Физминутка

3 мин

1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам

руками.

4) "Будильник" - хлопки над головой.

5) "Пружинка" - приседания.

6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: формировать умение ориентироваться в единицах времени, их преобразовывать, используя новые умения выполнять действия с большими числами, решать задачи на время, создать режим дня школьника, работая в группах по заданным параметрам.

3 мин + 3 мин

индивидуально

в парах

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения материала, выявление и устранение обнаруженных пробелов.

3 мин

1. Давайте потренируемся сами. Попробуйте перевести в более крупные единицы:

Откройте учебник на странице 72, №3:

(Переведи в минуты; в часы.

18000с    32400с     720000с

Рассуждения: каждые 60с составляют 1 минуту. Значит, 18000с = 18000 :__(мин) = __:__(ч) = __ч.)

2. Вам предстоит решить задачу №4 (дополнительно – по выбору) (Путешественник совершил кругосветное путешествие на одноместном судне за 54 дня 11 часов 23 минуты. Сколько часов длилось путешествие? Сколько минут?)

3. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно

помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было

бы прожить день, не следя за временем. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

Выполним тестовую работу.

Проверим, что у вас получилось.

Все ли намеченное мы выполнили?

Индивидуальная работа. По образцу рассуждений: составление пропорций. Коллективная проверка. Поиск ошибок и их причин. Исправление.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Взаимопроверка в парах. Поиск ошибок и их причин. Исправление.

Самооценка.

Отвечают на вопрос: Какую часть нашего плана мы выполнили?

Организуют работу в группе. Коллективная проверка. Поиск ошибок и их причин. Исправление. Самооценка.

Сверяются с намеченным планом работы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 

личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей;

регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения; способность распознавать и корректировать ошибки;

коммуникативные: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество; умение полно и точно выражать свои мысли.

7)Повторение изученного материала

Решение задачи №7(а)

Письменное умножение и деление №6(1 и 3 ст)

  1. 25+33=58(с/мин)-общая производительность.
  2. 870:58=15(мин)-потребуется.

Ответ: 15 минут

Ответы:110452    233

             2224560   354

             3304600   703

            1004500     607

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 

личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей;

регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения; способность распознавать и корректировать ошибки;

коммуникативные: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество; умение полно и точно выражать свои мысли.

7) Рефлексия

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

2 мин

Какие задачи мы ставили в начале урока? Выполнили ли мы эти задачи? Каких результатов достиг каждый? Довольны ли вы результатом?

Оценка учителем работы класса целиком.

Рисунок будильников.

Соотносят задачи и результаты урока.  Самооценка. 

Дети выбирают один из двух будильников. Раскрашивают: зеленым- если довольны своей работой, синим- если поработали хорошо, но могли лучше, красным- работа не получилась, могли лучше.

Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; осознание

регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения;

8) Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся варианты домашнего задания, разъяснить способ его выполнения.

2 мин

Вы можете выбрать один из вариантов домашнего задания:

1 – решить задачу №5 (чтение и осмысление текста задачи)

2 – составить распорядок дня для себя.

Слушают и анализируют задания. Выбирают вариант домашнего задания по силам.

Личностные: осознание уровня личных достижений; адекватная самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренажёр «Величины» Единицы времени м атематика 4 класс

Слайд 2

Ребята! Вспомните единицы времени и в ставьте пропущенные числа. 1 мин = 60 с 1 ч = 60 мин 1 сут . = 24 ч 1 г. = 12 мес. 1 век = 100 г.

Слайд 3

5 веков = лет проверь 500

Слайд 4

4 сут . = ч проверь 96

Слайд 5

91 сут . = мес. проверь 3

Слайд 6

с = 15 мин. проверь 900

Слайд 7

мес. = 7 лет проверь 84

Слайд 8

6 ч 25 мин= мин проверь 385

Слайд 9

с = 5 мин 34 с проверь 334

Слайд 10

78мес.= лет мес. проверь 6 6

Слайд 11

1 ч = с проверь 3600

Слайд 12

2 сут . = мин проверь 2880

Слайд 13

Источники https :// lh3.googleusercontent.com/weQaD8Lp54N0V1Sqs JIcdXQe0G-7LGLLNqnK33vKxGz-M3nAoUAg1YwDopl3GErrB3JW=s138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени

Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"

Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления  с именованным...