Математика 4 класс "Деление круглых чисел на 10,100", УМК "Перспектива".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Володина Анастасия Мироновна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_b.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деление круглых чисел на 10,100»
Цель: познакомить учащихся с приемами деления круглых десятков и сотен на 10,100; повторить единицы стоимости: копейка, рубль; учить выполнять деление круглых десятков и сотен на 10,100.

Планируемые УУД:
1. Предметные: познакомить с приемами деления круглых десятков и сотен на 10,100.
2.Метапредметные:
-регулятивные: контролировать правильность выполнения действия деления;
-познавательные: стремиться к освоению новых знаний, умений; развивать умение анализировать житейские ситуации, требующие умения менять стоимость в рубли/копейки.
-коммуникативные: использовать математическую терминологию на уроке.
3.Личностные: понимание практической значимости математики для собственной жизни; навыки общения в процессе познания.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:
1)для учителя: учебник, наглядные материалы(карточки с ответами),таблица.
2)для учащихся: учебник, тетради.

Литература:
1.Математика. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1. / Г. В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 126 с. , [1] л. ил. : ил. – (Академический школьный учебник).
2. Пособие для учителя. Г. В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука: Математика. 4 класс.

Этапы,микроцели.

Содержание

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к деятельности

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Проверьте вашу готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний.
Устный счет.
М.ц. повторить правило умножения однозначных, двузначных чисел на 10,100





М.ц. повторить правила перевода единиц длины.

Решите примеры:
13*10,
4*100,
25*100,
10*10,
100*100
-Скажите, как мы умножаем числа на 10(к первому множителю приписываем один 0)На 100?(приписываем два нуля)
-Что происходит с число, когда мы умножаем его на 10?(оно увеличивается в 10 раз)На 100?(увеличивается в 100 раз)
Выразите:
2м = …см
4дм = …см
1м 5дм = см
-Каким правилом пользовались?(1м=10дм=100см)
Решите задачу.
Оля купила 6 тетрадей в клетку по 10 рублей и 10 тетрадей в линейку по 7 рублей. Сколько денег Оля заплатила за всю покупку?
-Посмотрите на выражения.
10*6+7*10
7*10-10*6

-Какое из выражений подходит для решения задачи?(
первое, т.к. в задаче стоит вопрос, сколько всего денег заплатила Оля)
-Сколько заплатила Оля?(130 рублей)
-Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вторым выражением(на сколько больше денег заплатила Оля за тетради в линейку, чем за тетради в клетку)
-На сколько?(на 10 рублей)
.

Устно решают примеры.












Устно переводят одни единицы длины в другие.




Решают задачу. Объясняют ее решение.

III.Подведение к цели урока. Постановка проблемы.
М.ц. повторить правила умножения на 10,100

IV. Открытие нового знания.
М.ц. вывести правило на основе приема аналогии действий умножения и деления.

-Ребята, что произойдет с числом, если его умножить на 10?(оно увеличится в 10 раз).На сто?(увеличится в 100 раз)
-Скажите, а что нужно сделать, чтобы уменьшить число в 10,100 раз?(нужно разделить)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(деление на 10,100)
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классную работу.
На доске записан примеры:
6*10= ?       60: 10= ?
-Какой ответ в первом примере?(60)Что произошло с числом 6?(его увеличили в 10 раз)
-Какой ответ во втором примере?(6).Что произошло с числом 60?(его уменьшили в 10 раз)
9*100=?   900:100 = ?
17*10= ?   170:10= ?
-Какой ответ в третьем примере?(900)Что произошло с числом 9?(его увеличили в 100 раз)
-Какой ответ в следующем примере?(9)Что произошло с числом 900?(его уменьшили в 100 раз)
-Какой вывод мы можем сделать?(если число разделить на 10,то оно уменьшится в 10 раз. Если на100 – уменьшится в 100 раз).Запишите эти примеры в тетрадь.
-Откройте учебники на стр.69 и прочтите правило в рамке.

Вспоминают правила умножения на 10,100

Записываю число.



Отвечают.

Делают вывод.

V.Закрепление с проговариванием во внешней речи.
М.ц. первичное закрепление изученного материала.

№3 с.69(1-2 ст.)
-Первые два столбика мы выполним устно.
80*10 =800   20:10=2
700:100 = 7    900:100=9
-Что произойдет с числом, если его умножить на 10?(оно увеличится в 10 раз)Что произойдет, если число разделить на 10,100?(оно уменьшится в 10,100 раз)
-Оставшиеся примеры выполняем письменно с комментированием.
170:10 = 17 (число 170 уменьшилось в 10 раз)
100:100=1(при делении числа на само себя получаю всегда 1)
300:10=30(число 300 уменьшилось в 10 раз)
600:100=6(600 уменьшилось в 100 раз)
500:10:10 =5(500 уменьшили сначала в 10 раз, потом еще в 10 раз. Получается, число 500 уменьшили в 100 раз)
1000:100:10=1(1000 уменьшили в 100 раз, затем еще в 10.То есть 1000 уменьшили в 1000 раз. При делении числа на само себя всегда получаю единицу)


Решают примеры устно.

Решают примеры письменно с комментированием

Физминутка

-Ребята, встаньте из-за парт. Пришло время немного размяться. Я предлагаю поиграть вам в игру, связанную с нашей темой: я называю вам пример, решаете его устно. Если в ответе получается однозначное число, то вы приседаете. Если двузначное -хлопаете в ладоши.
6*7 = 42(х)
100:100=1(п)
12*4=48(х)
200:10:10=2(п)
120:60= 2(п)
-Похлопайте себе, вы хорошо справились с игрой. Присаживайтесь.

Играют в игру на внимание.

VI.Вторичное закрепление
М.ц. повторить правила перевода единиц длины.

М.ц. закрепление умения решать задачи; закрепить прием деления/умножения круглых чисел на 10,100

№4 с.69(у доски)
20дм= 2 м
430дм=43м
700дм=70м
1000дм= 100м
(1 м = 10 дм)
600см=6м
800см=8м
300см=3м
1000см=10м
(1 м= 100см)
№5 с.69
Прочитайте задачу про себя.(затем один читает вслух).
-О чем говорится в задаче?(о блокноте, портфеле и карандаше
-Что нам известно о блокноте?(он стоит 20 рублей)
-А знаем ли мы, сколько стоит портфель? (нет, но сказано, что он дороже блокнота в 10 раз)
-Что нам сказано про цену карандаша?(что она в 100 раз меньше цены портфеля)
-Какой вопрос стоит в задаче?(сколько стоит блокнот, портфель и карандаш вместе)

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?(нет)Почему?(мы не знаем сколько стоит портфель)
-Как мы ее узнаем?(цену блокнота нужно увеличить в 10 раз)Каким действием?(умножением)
-Зная цену портфеля, мы можем ответить на вопрос задачи?(нет, мы не знаем, сколько стоит карандаш)
-Как мы можем это узнать?(нужно цену портфеля уменьшить в 100 раз).Каким действием?(делением)
-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?(да)Каким действием?(умножением)
План решения:
1)*
2):
3)+
-Запишите решение в тетради.(одного ученика вызываю к доске для записи решения)
1)20*10=200(р.) – цена портфеля.
2)200:100= 2(р.) – цена карандаша.
3)200+20+2=222 (р.) – стоит вся покупка.
Ответ: 222 рубля стоит вся покупка.

Выполняют задание у доски.

Решают задачу.

Записывают решение. Проверяют решение на доске.

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторений.
М.ц. закрепление вычислительных навыков.

С/р с проверкой на листах.
М.ц. проверить усвоение нового материала

№ 7 с.70
-Выполняем первый столбик у доски:
240: (2*5)= 24
(выполняю действие в скобках,2*5=10.240:10 получится 24.Число 240 уменьшилось в 10 раз)
150: (60:6)=15
(выполняю действие в скобках: 60:6=10. 150:10=15.Число 150 уменьшилось в 10 раз)
-Оставшиеся два столбика выполните самостоятельно в тетради.
(
на доске висят карточки с ответами в хаотичном порядке. Также среди ответов есть неправильные. После выполнения ученики по одному выходят и выбирают правильный ответ.)
-Давайте проверим.


Решают примеры с применением нового приема

Самостоятельно решают примеры.





Проверяют ответы.

Итог урока.
М.ц. подвести итоги урока

Д/з

-Чему научились на сегодняшнем уроке?(научились делить круглые числа на 10,100).
-Что значит «разделить число на 10,100» ?(уменьшить число в 10,100 раз)
-Поднимите руки, кто работал сегодня на «5»?
-Запишите д/з: с.69 №6,с.70 №9
-Урок окончен, до свидания.

Отвечают.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по математике "Праздник чисел", 1 класс

Данное мероприятие проводится после изучения темы "Нумерация чисел в пределах 10" и ставит целью в игровой форме закрепить и обобщить знания детей по изученной теме....

Математика-симфония чисел

Лаборатория гуманной педагогики. Уроки Ш.А. Амонашвили. Конспект урока....

Презентация к уроку математики "Образование чисел второго десятка"

Нумерация за пределами первого десятка основана на группировке единиц при счете. Презентация направлена на то, чтобы показать детям, как происходит эта группировка и как она связана с соотв...

Конспект открытого урока по математике "Состав чисел в пределах 10" с использованием ИКТ

Конспект урока по математике в 1 классе. Очень простой игровой материал. Детям очень понравился урок и комиссии тоже....

Внеклассное мероприятие по математике"Праздник чисел"

В помощь учителям математики для проведения математической  недели...

урок математики "Состав чисел" 1 класс (совместно с родителями)

Цели: развивать навыки сложения однозначных чисел , связь компонентов сложения и вычитания;закрепить состав чисел;  содействовать в воспитании аккуратности и бережного отношения к ...