Конспект урока по математике "Подмножество. Решение задач на приведение к единице (первый тип)"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Хабибулина Наталья Сергеевна

Конспект урока по математике "Подмножество. Решение задач на приведение к единице (первый тип)" 3 класс. УМК "Перспектива"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike._podmnozhestvo.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по «Математике»

УМК «Перспектива», 3 класс, 1 часть

Тема: «Подмножество. Решение задач на приведение к единице (первый тип)»

Цель урока:  закрепить умение решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.  Строить общий способ решения задач на приведение к единице, применять его для решения задач. Отрабатывать умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.

Задачи:

Предметные:

- отрабатывать способ решения задач на нахождение четвёртого пропорционального;

- познакомить со вторым способом решения задач;

- развивать вычислительные навыки (устный счёт);

Метапредметные:

- развивать умение строить модель (краткую запись) к задаче, работать с ней;

- осуществлять оценку своей деятельности;

- планировать свои действия при решении текстовых задач;

- развивать математическую речь.

Личностные:

- развивать интерес к математике через решение задач разными способами;

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, 1 часть, Петерсон Л.Г., проектор, доска, презентация.

Ход урока:

1

Организационный момент

Дети заходят в класс по-очереди.

- Здравствуйте! Давайте улыбнёмся и начнём урок с хорошим настроением. Садитесь.

Дети заходят в класс, сначала девочки, потом мальчики. Садятся.

2

Проверка домашнего задания

- Начнём урок с проверки домашнего задания.

Откройте тетради, проверим 10 задачу по буквой а.

- Сколько метров ткани потребуется на  один костюм?

- Если у вас такой же ответ, поставьте себе плюс карандашом.

- Сколько метров ткани потребуется  на 15 одинаковых костюмов?

- Если у вас такой же ответ, поставьте себе плюс карандашом.

- Под буквой б, сколько рублей стоит один билет?

- Если у вас такой же ответ, поставьте себе плюс карандашом.

- Сколько надо заплатить за 12 одинаковых билетов?

- Если у вас такой же ответ, поставьте себе плюс карандашом.

- Оцените свою работу, если нет ошибок,  поставьте на полях зелёный кружок, если есть одна ошибка – жёлтый, если больше одной – красный.

-  Чем похоже эти задачи?

- Верно. Сейчас тетради с домашней работой передаём на первую парту. Открыли другие тетради, записали число, классная работа.

- На один костюм потребуется 4 метра ткани.

- 60 метров.

- Один билет стоит 300 рублей.

- 3600 рублей.

- Везде над найти сначала сколько стоит один предмет, а потом уже найти ответ задачи.

3

Устный счёт

- Сейчас мы проверим, насколько быстро и правильно вы умеете считать. Откройте учебник на стр. 23 упражнение 6. У вас 3 минуты, чтобы решить как можно больше примеров. Приступайте.

- Ваше время вышло. Поставьте черту, где остановились.

- Какому числу соответствует буква Р?

- Если у вас так же поставьте плюс, если ошиблись треугольник, дома вы вернётесь к этому примеру и пересчитаете его.

- Какому числу соответствует буква К?

И т.д.  Н – 4, О – 35, А – 47, Д – 160.

- Кто успел решить все примеры – поставьте себе зелёный кружок.

- Какое слово у вас получилось?

- Считаете вы хорошо, а как решаете задачи, сейчас проверим.

1) За четыре карандаша заплатили 48 рублей. Сколько стоит  один карандаш?

Прокомментируй решение задачи.

2) В трёх одинаковых коробках 27 карандашей. Сколько карандашей в одной коробке? Прокомментируйте задачу.

3) В магазин привезли 7 одинаковых мешков картошки общим весом на 84 кг. Сколько кг картошки в одном мешке?

4) Петя принёс в класс конфеты, чтобы угостить своих одноклассников. Девочкам он раздал 33 конфеты. Сколько конфет получили все дети, если мальчиков в классе в два раза больше, чем девочек. Прокомментируйте задачу.

5) Девочка Катя вырезает за 10 минут  5 снежинок, а Коля вырезает за это же время в три раза больше кружочков. Сколько кружочков вырезает Коля за 10 минут.    

Прокомментируйте задачу.

- Ребята, в последних двух задачах, нужно нам было узнавать, сколько конфет раздали каждому ребёнку или за какое время Катя вырезает одну снежинку?  

- Верно, их не нужно было приводить к единице.  

- 50.

- 36.

- Дракон.

- Чтобы узнать, сколько стоит один карандаш нужно 48 разделить на 4. Получится 12 рублей.

- Чтобы найти, сколько карандашей в одной коробке, надо общее число карандашей 27 разделить на 3, получится 9.

- Чтобы найти, сколько кг в одном мешке, нужно общий вес 84 разделить на количество мешков 7. Получится 12 кг картошки в каждом мешке.  

- Я 33 умножил на два и получил 66 – конфет раздал Петя мальчикам. Потом сложи 33 и 66, получил 99.

- Надо количество снежинок 5 увеличить в 3 раза, и получим 15. 15 кружочков вырезает Коля за 10 минут.

- Нет.

4

Сообщение темы и цели урока

- О чём мы говорили на прошлом уроке? Какие задачи учились решать?

- Сегодня мы продолжим работать над решением подобных задач, но откроем для себя что-то новое. (решение задачи двумя способами)

- О решении задач на приведение к единице.

5

Решение задач

- Откроем учебник на стр.22. Кто прочитает первое задание?

- Читай первую задачу. Остальные внимательно следят.

(Расстояние, пройденное за единицу времени, называется скорость)

- Что нужно найти в задаче?

- Можно ли ответить сразу на вопрос задачи?

- Обсудите в парах, как мы можем сделать краткую запись к этой задаче? Кто пойдёт напишет свой вариант?

Ученик записывает на доске.

- Как мы будем действовать? Какой первый шаг?

- Запишите первое действие в тетради. Не забудьте написать пояснение.

Что ты написал, прокомментируй.

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Какое действие мы выполним дальше?

- Запишите второе действие в тетради.

- Сколько у вас получилось? Прокомментируйте.

- Запишите выражение к этой задаче. Кто хочет составить у доски?

- Что обозначает частное 240 и 3?

- Кто-нибудь знает, каким ещё способом можно решить эту задачу?

(Откуда взяли число 2?)

Заметим, что 6 мин в 2 раза больше 3 мин. Поскольку скорость Антона не менялась, он за 6 мин пройдёт расстояние в 2 раза больше.

- Посмотрите, во сколько раз больше времени затратить Антон?

- Значит, каким ещё способом мы можем решить задачу? Нужно было находить, сколько метров Антон пройдёт за одну минуту?

- Запишите в тетрадях второй способ решения.

- Какое действие будет первым?

- Какое пояснение мы запишем?

- Второе действие напишите самостоятельно.

Кто прокомментирует?

- А какое выражение нужно составить к этому способу решения задачи?

- Сошлись у нас ответы?

- Можем теперь записать ответ к задаче?

Что мы запишем?

-  Реши задачу двумя способами.

- Антон прошёл 240 м за 3 минуты. Сколько метров он пройдёт за 6 минут, если он идёт с одной и той же скоростью?

- Сколько метров он пройдёт за 6 минут.

- Нет.

- 3 мин. – 240 м

  6 мин. - ? м

  1 мин. - ?

- Найдём, сколько шагов прошёл за одну минуту Антон.

1) 240:3 = 80 (м) прошёл  за одну минуту.

- Да. Умножим 80 на 6.

2) 80·6 = 480 (м) прошёл Антон за 6 минут.

(240:3) · 6 = 480

Частное 240 и 3 умножить на 6.

- Сколько м прошёл Антон за одну минуту.

- Можно 240 умножить на 2.

- За 6 минут в два реза больше 3. Значит, и пройдёт он в два раза больше.

- В два раза.

- Мы могли бы просто 240 м умножить на 2. Не обязательно было находить.

Мы найдём, во сколько раз дольше шёл Антон. Для этого 6 разделим на 3, получим 2.

  1. 6 : 2 = 3 в 2 (раза) дольше шёл.
  2. 240 · 2 = 480 (м) прошёл за 6 мин.

240 · (6 : 3) = 480

240 умножить на частное 6 и 3.

- Да.

- Да.

Ответ: 480 м пройдёт Антон за 6 минут.

6

Физминутка

- Давайте немного отдохнём. Встаём!

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

7

Решение задач

- Кто прочитает задачу под буквой б?

- Что нам нужно найти в задаче?

- Составьте в парах краткую запись к этой задаче.

Слайд (2) с образцом записи.

- Сравните, так ли у вас получилось. Если так – поставьте плюс на полях.

- Кто может сказать, что нужно сделать в первом действии?

- Что нужно сделать во втором действии?

- Запишите действия в тетради с пояснениями.

Проверьте. Так ли вы записали, если да – поставьте плюс.

- Запишите выражение к задаче.

- Можем ли решить эту задачу вторым способом?

- Решите каждый сам, потом проверим. Не забывайте писать пояснения.

- Кто записал по-другому? Если у всех так, поставьте себе плюс.

- Запишите выражение, которое получилось при решении задачи таким способом.

- Сравните, всё ли у вас верно.

- Запишите ответ. Что мы запишем?

- Трудные были задачи?

- Как вы думайте, всегда ли можем решить подобную задачу двумя способами?

- Давайте порассуждаем, чтобы дать точный ответ на этот вопрос. Посмотрите на краткую запись. Кто может составить по ней задачу? (слайд 3)

(Петя прошёл 450 м за 5 минут. Сколько метром пройдёт Петя за 7 минут, если он идёт с одной и той же скоростью?)

- Можем ли мы решить её сразу вторым способом?

- Почему?

-  Какой вывод мы можем сделать?

- Рабочий сделал за 2 часа 18 деталей. Сколько таких деталей он изготовит за смену (8 часов), делая в час одно и то же количество деталей?

- Количество деталей за 8 часов.

2 ч – 18 д.

8 ч - ? д.

1 ч - ? д.

- Найти, сколько деталей сделал рабочий за час.

- Умножить полученное число на 8.

1) 18 : 2 = 9 (д.) сделал за один час.

2) 9 · 8 = 72 (д.)

(18 : 2) · 8 = 72 (д.)

- Да.

  1. 8 : 2 =  в 4 (раза) дольше делал.
  2. 18 · 4 = 72 (д.)

18 · (8 : 2) = 72 (д.)

Ответ: 72 детали изготовит рабочий за 8 часов.

- Нет.

- Нет/да.

5 мин. – 450 м

 7 мин. - ? м

1 мин. - ? м

Мальчик прошёл 450 м за 5 минут. Сколько метров он пройдёт за 7 минут?

- Нет.

- 7 не кратно 5. Мы не можем разделить без остатка.

- Решать задачи вторым способом мы можем не всегда.

8

Подведение итогов

- Что нового мы делали на этом уроке?

- Что объединяло все задачи, с которыми мы сегодня работали?

- Как вы поняли, когда можно решить задачу двумя способами?

- Поднимите руки те, кто считает, что он может решать задачи данного типа и знает два способа решения.

- Поднимите руки те, кто может решить подобную задачу только одним способом.

- Поднимите руку те, кто ещё не разобрался, как решать эти задачи и нуждается в помощи.

- Спасибо вам за ваши честные ответы. Те, кто ещё не до конца разобрался, дома могут вернуться к этому и потренироваться.

- Решали задачи двумя способами.

- Нужно было узнать сначала, сколько чего-либо приходится на единицу.

- Когда можно увидеть соотношение двух величин во сколько-то раз.

Поднимают руки.

 

9

Домашнее задание

- Откройте дневники, запишем домашнее задание.

- Подготовьтесь к следующему уроку и можете идти на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на приведение к единице

Образец записи решения  задач на приведение к единице и подборка задач данного вида для закрепления умения ....

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока математики 3 класс "Задачи на приведение к единице с использованием таблиц"

Конспект урока математики 3 класс "Задачи на приведение к единице с использованием таблиц"...

Конспект урока математики «Решение задач на приведение к единице»

Открытый урок математики в 3 классе «Подводное путешествие «В поисках морской звезды»...