Внеурочная программа по математике 1-4 классы
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Внеурочная программа по математике 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

Восточная гимназия

ПРИНЯТО

Методическим объединением __________________________

Протокол №___от __________

Руководитель МО

__________/_______________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии_____________

М.Е. Гулакова

«____»__________2018г.

Программа

«Занимательная математика»

                                                                                           

                                                                                           Составители:

                                                                                           Со Ен Дя

                                                                                          (Тамара Валерьевна)

Южно-Сахалинск

2018год

Пояснительная записка

В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:

- повышения значимости математики для формирования личности подрастающего человека;

- формирования  гибкого творческого мышления.

Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на применение жизненного опыта ребёнка при решении математических заданий.

Предлагаемая программа  «Занимательная математика» направлена на удовлетворение этих требований. Программа основана на принципах развивающего обучения, то есть на организации деятельности, которая обеспечивает формирование продуктивного, творческого мышления, способствующего решению творческих задач. Творческое мышление позволяет варьировать способы решения задач, перестраивать их в зависимости от ситуации. Гибкость мышления заключается в умении выявлять скрытые, неочевидные стороны, свойства, функции объекта.

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением. Оно лишь  угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Цели курса:

  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • формирование  общеучебных умений и навыков;
  • развитие  интеллектуальной сферы учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
  • воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств посредством  углубленного изучения математики.

          Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.

          Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас.

          В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:

  • уроки - путешествия, уроки – исследования, уроки -праздники, уроки - сказки, устные журналы, ролевые игры; проекты.
  • практические работы (изготовление наглядных пособий по математике):
  • игры;
  • доклады учеников.
  • экскурсии.

 Формы контроля промежуточных результатов.

  • тесты;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • защита проектов.

Условия реализации программы.

  • учет возрастных и личностных особенностей учащихся;
  • усвоение всего программного материала;
  • использование разнообразного дидактического материала;
  • проведение всех практических занятий.

Ожидаемые результаты

По окончании курса обучения учащиеся должны:

  • иметь расширенные знания программного материала;
  • уметь использовать на практике  полученные знания на уроках математики и информатики;
  • знать рациональные приемы вычислений и выполнения арифметических действий;
  • иметь расширенные пространственные представления о геометрических фигурах и величинах.

Содержание программы

          Программа курса "Занимательная математика" для учащихся 1 - 4 классов рассчитана на 136 часов. Предлагается изучение данного курса 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (16 часов), "Элементы истории математики" (26 часов), "Числа и операции над ними"(38 часов), "Занимательность" (34 часа), "Геометрические фигуры и величины"(22 часа).

          Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

          Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

          Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

          Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

          Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

Содержание факультатива по математике (1 класс).

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов.

 

Раздел 1 "Общие понятия".

6 часов.

1.

Классификация предметов по различным признакам.

1 час.

2.

Состав, сложение, вычитание в пределах 9

3 часа.

3.

Решаем уравнения с увлечение

2 часа.

 

Раздел 2 "Элементы истории математики".

6 часов.

1.

Что дала математика людям?

1 час.

2.

Старинные системы записи чисел.

1 час.

3.

Римские цифры.

1 час.

4.

Из истории цифр.

1 час.

5.

Первые учебники

1 час.

6.

История вычислительной техники. Первый компьютер.

1 час.

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

6 часов.

1.

Числа и цифры от 1 до 5.

1 час.

2.

Числа и цифры от 6 до 9.

1 час.

3.

Решаем примеры с увлечением. Число 10

1 час.

4.

Счет десятками и единицами.

1 час.

5.

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). (Игра - путешествие.)

1 час.

6.

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток).

1 час.

 

Раздел 4 " Занимательность".

9 часов.

1.

Математические игры

2 часа.

2.

Час веселой математики.

2 часа.

3.

Час веселой математики. Задачи на сообразительность

1 час.

4.

Решение задач на разностное сравнение.

( Ребусы, кроссворды.)

1 час

5.

Клуб веселых математиков (КВМ).

1 час.

6.

Интеллектуальный марафон.

1 час.

7.

Урок - праздник.

1 час.

 

Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины".

7 часов.

1.

Путешествие в страну Геометрию.

(Точка. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими фигурами.)

1 час.

2.

Отрезок и его части.

Единицы длины. Старинные меры длины.

1 час.

3.

Ломаная линия. Длина ломаной.

1 час.

4.

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры"

1 час.

5.

Величины. Метрическая система мер в России. Новые приставки и единицы "тера", "гига", "мега".

2 часа.

6.

Геометрический КВН. Повторение изученного в первом классе.

1 час.

Содержание факультатива по математике (2 класс)

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов.

 

Раздел 1 "Общие понятия".

3 часа.

1.

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание. Вычислительные приборы.

2 часа.

2.

Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.

1 час.

 

Раздел 2 "Элементы истории математики".

11 часов.

1.

Сложение и вычитание трехзначных чисел. Юные математики.

Задачи из старинных рукописей. Работа со спичками. Головоломки.

3 часа.

2.

Пифагор и его школа. "Наука о числах".

1 час.

3.

Из истории "Про умножение".

1 час.

4.

Про деление. Математик Герберт.

1 час.

5.

Монеты и купюры.

1 час.

6.

Математические парадоксы.

1 час.

7.

Информация вокруг нас.

3 часа.

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

8 часов

1.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

1 час

2.

Свойства сложения.

1 час

3.

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

2 часа

4.

Решение примеров на все случаи умножения и деления.

2 часа

5.

Внетабличное умножение и деление.

Интересные закономерности в умножении и делении.

1 час

 

Раздел 4 "Занимательность".

7 часов

1.

Математическая викторина "Гость в волшебной панаме".

1 час

2.

В мире математических задач.

(Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.)

1 час

3.

Фалес Милетский игра "шахматы".

1 час

4.

Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи.

2 часа

5.

Игра "Что? Где? Когда?"

1 час

6.

Интеллектуальный марафон.

1 час

 

Раздел 5 "Геометрические фигуры и величины".

5 часов

1.

Сети линий. Пути.

1 час

2.

  Периметр многоугольника. Моделирование геометрических фигур из бумаги.

1 час

3.

Площадь. Единицы площади.

1 час

4.

Окружность и круг

Вычерчивание узоров из окружности.

1 час

5.

Урок - путешествие по геометрии. Повторение изученного во втором классе.

1 час.

Содержание факультатива по математике (3 класс).

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

 

Раздел 1 "Общие понятия".

5 часов.

1.

Решаем уравнения с увлечением.

2 часа.

2.

Интеллектуальные  игры: "Математика почти без вычислений", "Магические квадраты".

1 час.

3.

Задачи повышенной сложности.

1 час.

4.

 Затейные задачи.

1 час.

 

Раздел 2 "Элементы истории математики".

 

1.

Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задачи.

1 час.

2.

"Арифметика" Диофанта. Как ценили математику наши предки.

1 час.

3.

Алгоритм и исполнение

3 часа.

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

11 часов.

1.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

 Зашифрованные примеры.

2 часа.

2.

Умножение и деление круглых чисел.

1 час.

3.

Деление многозначного числа на однозначное

2 часа.

4.

Решение задач на движение.

2 часа.

5.

Умножение на двузначное число.

2 часа.

6.

Умножение на трехзначное число.

2 часа.

 

Раздел 4 " Занимательность".

8 часов.

1.

В мире математических задач.

2 часа.

2.

В мире математических задач. Оригинальные задачи.

1 час.

3.

Математический час. Игры.

1 час.

4.

Решение задач на сообразительность.

2 часа.

5.

Клуб веселых математиков (КВМ).

1 час.

6.

Интеллектуальный марафон.

1 час.

 

Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины".

5 часа.

1.

Метрическая система мер. Временная метрическая система

1 час.

2.

Построение симметрических фигур - узоров. Осевая симметрия.

1 час.

3.

Время. Меры времени.

2 час.

4.

Театрализованная викторина по геометрии.

1 час.

Содержание факультатива по математике (4 класс).

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

 

Раздел 1 "Общие понятия".

2 часа

1.

Ох, уж эти неравенства!

2 час

 

Раздел 2 "Элементы истории математики".

4 часа

1.

Из истории дробей.

1 час

2.

Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями.

3 часа

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

13 часов

1.

 Решаем примеры с увлечением.

 

1 часа

2.

Деление на двузначное число.

1 час

5.

Дроби. Сравнение дробей. Час веселой математики

1 час

4.

Деление и дроби.

1 час

5.

Сложение и вычитание дробей.

1 час

6.

Задачи на части (проценты)

1 час

7.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

 

2 часа

8.

Задачи на движения. Задачи повышенной сложности. Старинные задачи. Познавательные задачи.

3 часа

9.

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.

2 час

 

Раздел 4 " Занимательность".

10 часов.

1.

Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии.

1 час

2.

Фокусы без обмана.

1 час

3.

Галерея числовых диковинок. Координатный угол.

1 час

4.

Кросс - суммы и "магические квадраты". Проект «Как самому составить "магический квадрат".

2 часа

5.

Числовые великаны. Числовые лилипуты.

1 час

6.

Комбинации и расположения.

1 час

7.

Математический Брейн-ринг.

1 час

8.

Интеллектуально-познавательная математическая игра "Хочу все знать".

2 часа

 

Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины".

5 часов

1.

Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей.

1 час

2.

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

1 час

3.

Числовой луч. Координаты на луче.Игра "Морской бой".

1 час

4.

Новые единицы площади: "ар", "гектар". Геометрия на спичках.

1 час

5.

Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для начальных классов (VIII вида)

Данная программа предназначена для учащихся 2 класса VIII вида (можно использовать и в 1 или 3 классе)....

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 4 класса

Формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складыв...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3-4 класс

Программа кружка "Занимательная математика"  для 3-4 класса для использования во внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа внейрочной деятельности, для учащихся 1-4 классов "Занимательная математика"...