Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 4 класса
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельномурешению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_dlya_4_klassa_kl.docx | 51.79 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для учащихся 4 класса
Пояснительная записка
Практическая направленность:
освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении.
Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Форма организации - кружок.
Курс рассчитан на 85 часов. Занятия проводятся 5 раз в неделю на 2 подгруппы
I. Цель и задачи курса «Занимательная математика»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями, обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе, сформировать умение учиться. формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, обучать различным приемам работы с бумагой, применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, развитие мелкой моторики рук и глазомера, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей, выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Геометрия», расширение коммуникативных способностей детей,
· формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
II. Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно - познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
III. Место факультатива в учебном плане.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.
В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель - ученик или ученик-учитель.
Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие. «Точка, точка, запятая, «..»-с параллельным изображением на доске всего того, о чем говорится, а затем еще раз выделяются и демонстрируются все те же геометрические фигуры, которые были названы и нарисованы. Можно привести много примеров. Целесообразно проводить курс 1 раз в неделю учебного года.
IV. Методы и приемы изучения материала.
Одна из важных особенностей курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:
· воспроизведение объектов;
· доконструирование объектов;
· переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельномурешению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т. д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.
Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себясенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.
V. Общая характеристика факультативного курса.
Факультативный курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предполагаемые результаты занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике;
- её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения модулей «Занимательная математика» и «Геометрия вокруг нас».
Личностными результаты
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении
· разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
· преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
· любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
· мышления.
Метапредметные результаты
· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
· Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
· Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
· Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
· Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
· Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному.
Номер урока | темы | содержание | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. | Формы проведения занятий | УУД |
1-2 | Интеллектуальная разминка. | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 2 | . | Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» | Учащиееся научатся нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор), распознавать знаково-символическое обозначение,моделировать | |
3-4 | Числа-великаны. | Как велик миллион? Что такое гугол? | 2 | Исследовательская работа на тему « Числа в мире людей» | Учащиеся научатся:целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планировать (определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). | ||
5-7 | Мир занимательных задач. | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 3 | Познавательная игра « В мире занимательных задач» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных);проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Будут иметь возможность научиться понимать причины успеха в учебной деятельности | ||
8-10 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений | 3 | Практическая работа | _Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; принимать и сохранять учебную задачу; | ||
11-12 | Римские цифры | Занимательные задани с римскими цифрами. | 2 | Урок-практикум | Учащиеся научатся: целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно _ принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | ||
13-15 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | 3 | Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точно выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; | ||
16-17 | Секреты задач. | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | 2 | Мини-проект: «Книжка малютка. « Мои первые задачи» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: самоопределению (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Формулировать проблемы; Самостоятельно создавь способы решения проблем творческого и поискового характера. | ||
18-20 | В царстве смекалки. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 3 | Посещение кабинетов математики и физики. | Учащиеся будут иметь научиться: ставить перед собой цель (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). | ||
21-23 | Математический марафон. | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | 3 | Познавательная игра «Машина времени». Конкурс «Кенгуру» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать (определять цели, функции участников, способов взаимодействия). Постановке вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) | ||
24-25 | «Спичечный конструктор». | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы | 2 | Практическая работа в парах и группах. | Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | ||
26-27 | Выбери маршрут.. | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | 2 | Исследовательский мини-проект: «Составление плана маршрута « Школа-дом»» | Учащиеся научатся: строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; _ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей; | ||
28-29 | Интеллектуальная разминка. | Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | Практическое занятие. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать проблему; самостоятельно находитьь способы решения проблем творческого и поискового характера. _ принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; | ||
30-31 | Математические фокусы. | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | 2 | Урок –игра. Работа в парах и группах. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | ||
32-34 | Занимательное моделирование. | Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида. | 3 | Практическое моделирование. | Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; | ||
35-36 | Математическая капилка. | Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач. | 2 | Работа в библиотеке со справочной литературой.. | Учащиеся научатся: формулировать познавательные цели; находить и и выделять информацию; подведение под понятие, выведение следствий | ||
37-38 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) | 2 | Групповая работа. | Учащиеся будут иметь возможность научиться :формулировать познавательные цели; - искать и выделятье информацию; - анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||
39-40 | Математика-наш друг! | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных | 2 | Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать познавательную цель; -классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; _ отрабатывать вычислительные навыки; _ осуществлять синтез как составление целого из частей | |||
41 | Решай, отгадывай, считай. | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки | 1 | Парная работа, практикум. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать(определять цели, функции участников группы , способы взаимодействия). Ставить вопросы (инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации). Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | ||
42-43 | В царстве смекалки.. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 2 | В классной редакции. Работа в группах. | Учащиеся будут иметь возможность научиться нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра). | ||
44-45 | Числовые головоломки. | Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | 2 | Практическая работа | Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | ||
46-47 | Мир занимательных задач.. | Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными,сизбыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи | 2 | Занятие –практикум. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -анализировать ошибки и определять пути их преодоления; _ различать способы и результат действия; _ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя | ||
48-50 | Интеллектуальная разминка. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки, занимательные задачи. | 3 | Практическая мастерская. | Учащиеся научаться нравственно-этическо оценивать работу своих товарищей (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты | ||
51 | Блиц-турнир по решению задач. | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений. | 1 | Турнир зрудитов. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; | ||
52 | Математическая копилка. | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач | 1 | Групповая работа. | _Учащиеся будут иметь возможность принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; _ координировать свои действия с действиями партнеров; | ||
53 | Геометрические фигуры вокруг нас. | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | 1 | Урок-практикум. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера | ||
54-55 | Математический лабиринт. | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | 2 | Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; | |||
56-57 | Математический праздник. | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». | 2 | Праздник. | принимать участие в совместной работе коллектива |
58-59 | Математика – это Интересно | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | 2 | принимать участие в совместной работе коллектива | ||
60-61 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка | 2 | Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; | ||
62-63 | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | 2 | Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера | ||
64-65 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. | 2 | |||
66-67 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 2 | |||
68-69 | Волшебная линейка | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 2 | |||
70-71 | Праздник числа 1000 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 2 | |||
72-73 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 2 | Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера | ||
74-75 | Игра- соревнование «Веселый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 10 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | 2 | |||
76 | Игры с шахматными фигурами. | Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль. | 1 | |||
77 | «Спичечный» Конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 1 | |||
78 | Игры с шахматными фигурами | Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного | 1 | |||
79 | Весёлая геометрия | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | |||
80 | Математические Игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». | 1 | |||
81 | Задачи-смекалки. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | |||
82-83 | Прятки с Фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | 2 | Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера | ||
84 | Числовые Головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | |||
85 | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | 1 | |||
86 | Уголки | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...