Разработка урока по математике в 4 кл на тему "Единицы длины. Километр"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Дынцема Будцыреновна Зандраева

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: Единицы длины. Километр

Цель:

  • познакомить с единицей длины – километр;
  • дать представление об использовании новой единицы измерения на практике;

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • познакомиться с новой единицей длины – километр;
  • научиться соотносить единицы длины;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование: УМК « Школа России», М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1, презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

Пожелайте удачи себе и своего соседу на сегодняшнем уроке.

Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Устный счет

(фронтальная работа)

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Устный счет.

- Вычислите.

657 785- 700                  60*70

456 000:10                     930:3

50 000+3000+ 500+4    450:50

6384- 6000                    90 000: 300

 

Выполнять задания устного счета.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока.

Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Словесный метод: беседа

 -Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово.

79 034

790 340

709 043

7934

7903

730 430

790 034

7900

Ч

В

И

И

Н

Л

Е

Ы

Ответ: величины.

-Какие величины вы знаете? (длина, время, объем, площадь).

- Что общего у всех величин? (их можно измерить, сравнить, складывать, вычитать).

-Верно, ребята. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой и метром. А что же существовало до того, как все это изобрели?

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение « не подпустить на пушечный выстрел».

- А кто знает, какие меры длины использовали на Руси?

Давайте, запишем меры длины, которые люди использовали на Руси.

Сажень=3 аршина= 7 футов= 2 м 13 см (расстояние между раскинутыми в стороны руками).

Фут=12 дюймов=30 см 5 мм

Аршин=71 см ( с персидского локоть).

Вершок= 4 см 4 мм

Дюйм= 2 см 5 мм

- Отлично, молодцы.

-Ребята, а кто мне скажет в каких единицах измеряют длину? ( мм, см, дм, м.)

- Какая из названных длины самая крупная? (метр).

- А какую единицу вы выберете для измерения длины города? ( все единицы очень маленькие).

- Что же делать? ( наверное, существует какая-то единица измерения длины больше метра).

-Кто из вас знает, что это за единица? ( км.)

-Итак, тема нашего урока : километр.

-Какие задачи мы поставим на данный урок? ( познакомиться с новой единицей длины. научиться пользоваться ею, узнать о соотношении ее уже с изученными единицами длины).

Выполнять задание

Расставлять буквы в порядке убывания чисел

Отвечать на вопросы учителя

Слушать учителя

Записывать меры длины

Обсуждать тему урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Словесный метод: беседа

Практический: решать задачу

Практический:

выполнять задание в учебнике

(фронтальная работа)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников

Откройте учебники на стр. 36  и прочитайте, как называется новая единица длины? (километр).

- Чему равен километр? ( 1км= 1000 м).(слайд).

-Прочитайте текст рядом с красной чертой.

-Что измеряют в км? ( расстояние между городами, деревнями и т.д).

-Прочитайте задание № 149 на стр. 36.

- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( сколько метров в 1 км).

- Ребята, мы выяснили сколько у нас метров в 1 км?

-Сколько шагов нужно сделать мужчине? ( Примерно 1000 шагов).

-Отлично, молодцы.

-Посмотрите на задание №150. Определите на глаз длину данных отрезков.

-Хорошо. А теперь проведите измерения, проверьте себя.

-Запишите длины отрезков в виде неравенства. ( AB< CD>KM, 3 см< 8см>5 см)

-Отлично.

-Сейчас, посмотрите в учебники на стр. 37. задание №151. Прочитайте данную таблицу и запишите её в тетрадь.

-Кто может прочитать таблицу?

- Итак, опираясь на эту таблицу, узнайте, сколько мм в 1 дм? (1 дм= 10 см; 1 см= 10 мм,1 дм= 10 мм*10=100 мм;)

-А сколько см в 1 м? ( 1 м= 10 дм, 1 м= 10 см* 10=100 см,1 м= 100 мм*10= 1000мм, значит 1 м в 1000 раз больше, чем 1 мм.)

-Хорошо, отлично. Следующее задание №152.

-Выполняем задание все вместе, работаем по цепочке, с объяснением).

620=62 десятка.

620мм=62 см.

620 дм=62м.

756 =75 дес. 6 ед.

756 мм=75 см и 6 мм/ в 1 см=10мм-756:10

756 дм=75 м и 6 дм/ в 1 м=10 дм-756:10

1000см=10 м ( 1000:100)

25 000 м= 25 км.

6 000 мм= 6 м.

Отвечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Записывать решение у доски

Работать с учебником

Рассматривать предложенные пример

Работать в рабочей тетради

Осознавать свои возможности в учении; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

5.

Динамическая пауза

Физкультминутка

 

Выполнять элементарные физические упражнения

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

 Практический:

решение задачи

Словесный: беседа

(фронтальная работа)

Практический: работать с чертежами

Практический: решать задачу

индивидуальная работа у доски

-Прочитайте задачу №153 на странице 37.

-Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено? (в каком направлении двигались пешеходы)

-Какие виды движения вы знаете? (навстречу друг друг,в разные стороны, друг за другом).

- Посмотрите на первый чертеж под задачей. Как движутся пешеходы по данному чертежу? (навстречу друг другу).

-Расстояние между ними, увеличивается или уменьшается? ( уменьшается).

- Сколько прошел 1 пешеход? ( 140 м).

-Сколько прошел 2-ой? ( 160 м).

- Чему равно расстояние между остановками? ( 1 км).

-Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу? ( перевести 1 км в метры. 1км=1000м).

-Произошла ли встреча пешеходов? ( нет).

Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? ( т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? ( сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

- Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? ( каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м навстречу друг другу).

- Каким действием мы это найдем? ( из 1000 м вычтем 300 м.)

2) 1000-300= 700(м).- расстояние между пешеходами.

Ответ: 700 м.

Посмотрите на чертеж номер 2.  Как движутся пешеходы на данном чертеже? ( в разные стороны).

- Итак, каким условием дополним задачу? ( пешеходы двигались  в разные стороны).

-Хорошо. При этом расстояние между остановками измениться? ( нет).

- А между пешеходами? ( да, т.к они будут удаляться друг от друга).

-Расстояние увеличивается или уменьшается? ( увеличивается).

Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? ( т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? ( сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? ( каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м в разные стороны).

Каким действием мы это найдем? ( к 1000 м прибавим 300 м).

2) 1000+300= 1300 (м).- расстояние между пешеходами.

Переведем 1300 м в км. 1 км и 300 м.

Ответ: 1 км 300 м.

-Теперь давайте сравним решения данных задач. Какой вывод мы можем сделать? ( если добавить одно условие меняется решение задачи и ответ).

Читать и осмысливать задание.

Рассуждать

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение

Работать в тетрядях

Читать и осмысливать задание.

Рассуждать

Отвечать на вопросы учителя

Размышлять над решением задачи

Решать задачу

Работать в рабочей тетради

Сравнивать

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов;

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

Участвовать в диалоге.

7.

Самостоятельная работа

Практический: самостоятельное выполнение задания

Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» на стр. 37 в уч.

Ответ: 1 560 м= 1 км и 560 м.

Выполнять задание самостоятельно

Осознавать свои возможности в учении; оценивать выполнение своего задания.

8.

Домашнее задание

Учебник: стр. 37 №154

Р. Т. : стр. 24, № 28-30.

Записывать домашнее задание

9.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

-Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились?

-Какие цели мы стали в начале урока и достигли ли мы их?

Обведите вариант, который больше всего подходит вам:

1)На уроке мне было все понятно и не было трудностей

2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала

3)На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводить самооценку, рефлексию.

Слушать учителя

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.  

Самоанализ урока

 

Данные об учителе: Зандраева Дынцема Будцыреновна, учитель начальных классов МБОУ «Улюкчиканская оош»,

 

Предмет: математика

Класс: 4

Учебник: «Школа России», учебник «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2012. В 2 ч.

Тема урока: Единицы длины. Километр.

Тип урока: урок введения нового знания

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями, круги (красный, желтый, зелёный),

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

       В классе10 учеников, из них 7мальчиков и девочек-3. В классе2 ученика левша, 2 ученика неусидчивы. Им требуется постоянное внимание со стороны учителя, что отвлекает остальных детей от процесса обучения. Работоспособность у класса средняя.. Активно работают на уроке 4 человека   (40%) . Учащиеся умеют работать индивидуально, в парах, в группах. Практически все ребята адекватно оценивают свою успешность и возможности на уроке.

       На организационном этапе у детей  формировались в основном личностные умения, т.к. необходимо было подготовиться к уроку. Предполагалось, что 2-3 ч. будут не  готовы, т.к. это частое явление, но в этот раз дети были готовы все, т.к. взяла за правило до начала урока контролировать, чтобы дети подготовились.

Был организован  устный счёт с целью актуализаций знаний. Дети судили осознанно свои возможности в учении; о причинах своего успеха и не успеха.

       Планировала, что на 3 этапе ( мотивационный – сообщение темы урока) у учащихся будут формироваться предметные умения, т.к необходимо было расставить буквы  в порядке убывания чисел и прочитать слово. ( Величины ). С заданием справились все. 

        На этом этапе  планировалось закрепить знания детей об изученных единицах измерения длины и выделить их в тексте среди других единиц измерения. Был задан вопрос: «Какие меры длины  использовали на Руси?»

Знакомились с понятиями «сажень», «аршин», «фут». «дюйм», «вершок».

       На этапе изучения нового материала объясняла тему урока, отвечала на вопросы детей и работали по учебнику. Выясняли сколько метров в 1 км и сколько нужно сделать шагов мужчине. Также определяли на глаз длину отрезков. Опираясь на таблицу, выполнили задание №152, работали по цепочке.

       На этапе динамической паузы выполняли элементарные физические упражнения.

       На 6 этапе (первичное осмысление и закрепление) – решили задачу №153 под руководством учителя. Дети работали активно. Отвечали на вопросы учителя и находили нужную информацию в учебнике, определяли план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. На этапе самостоятельной работы (Проверь себя стр. 37) дети осознавали свои возможности в учении и оценивали свои результаты. На последнем этапе (итоги урока и рефлексия) обобщили  полученные знания, и дети оценивали  всю свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Единица измерения длины - километр."

Цель урока: Открытие нового знания: единица измерения длины - километр....

Разработка урока по математике в 4 классе по теме: "Длина пути в единицу времени или скорость"

Данная разработка можетбыть использована для проведения урока математики в 4 классе при изучении темы "Длина пути в единицу времени или скорость". Цели: научить детей ориентироваться в единицах времен...

Презентация по математике 4 класс Единицы измерения длины.Километр.

Презентация к конспекту урока по теме: "Единицы длины. Километр". Ознакомление детей с новой единицей измерения длины – километр...

Методическая разработка урока по математике "Единица длины - дециметр"

Разработка урокапо математике по программе "Школа России" , 1 класс...

Математика 4 класс. Единицы измерения длины. Километр.

4 класс. Тема: Единицы измерения длины. Километр....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ в 4 классе "Единицы длины. Километр"

middot;        познакомить с единицей длины – километр;дать представление об использовании новой единицы измерения на практике...

Разработка урока по математике "Километр"

Конспект урока с презентацией...